В поисках земли обетованной

О романе Светланы Замлеловой «Исход»

0
518
Время на чтение 5 минут

Среди книг, прочитанных мной в 2018 г., оказался и новый роман Светланы Замлеловой «Исход» (Светлана ЗАМЛЕЛОВА. «Исход». Роман. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2018. - 392 с.). Увидев название, я, конечно, вспомнила о Библии. Но аннотация обещала рассказ о временах русской революции 1917 г. Как же так? Что общего может быть у русской революции с Библией? Ответ пришел вскоре.

В библейской книге «Исход» евреи, претерпевая всяческие испытания, падение и обновление, бегут из Египта в поисках земли обетованной. На горе Синай евреи получают от Бога закон и заключают завет. Все это и есть исход, в самом буквальном понимании. Но образно в Библии показано бегство от лишений и обид в поисках счастья и лучшей доли, которая становится доступной лишь ри обретении высшего смысла существования. Жизнь каждого из людей - это и есть исход, потому что каждый человек всю жизнь стремится найти смысл и убежать от страданий в «землю обетованную». И не только каждый человек - то же самое происходит с народами и родом человеческим вообще. В таком понимании и революция - исход. Но автор не изображает революцию буквально. С. Замлелова прибегает к символическому, иносказательному изображению.

С некоторых пор стало модным утверждать, что Октябрьская революция разрушила Россию, что большевики - немецкие шпионы, что давно пора вернуться к истокам и прочее в том же роде. С. Замлелова в романе «Исход» утверждает при помощи иносказания обратное. Прежде всего, история поступательна и обновление неизбежно, на свете не бывает застывших форм, все и всегда меняется. Но если не слышать поступи нового и не встретить его вовремя, оно может вломиться в ваш дом и тогда встреча не обязательной окажется теплой. Нельзя повернуть историю вспять и вернуться в прошлое, как нельзя войти в одну реку дважды. Вспомним опять же Библию - жена Лота, обернувшаяся на Содом, превратилась в соляной столб. Библия говорит не только о том, что нельзя сожалеть о грехах - тот, кто раскаялся, не станет о них жалеть. Книга Бытия утверждает, что попытка вернуться в прошлое не может увенчаться успехом, тот, кто предпримет такую попытку обречен на застывшее прозябание; человек, смотрящий назад, не живет настоящим и не видит будущего. Ни к каким истокам вернуться нельзя, как вообще нельзя перенести что-то в настоящее. Да и что считать истоками - в этом вопросе могут столкнуться диаметральные толкования. Когда-то на месте Москвы были болота и непроходимые леса, где предки поклонялись идолам. «...Здесь на болотах горели когда-то тусклым тоскливым светом болотные огни. Только редкие елки и елохи торчали по кулижкам, да поднимались тут и там деревянные идолы, мрачно уставившиеся перед собой в ожидании жертвы. Тоненько запищит кулик, заворчит скрипучим голосом цапля, прочавкает лягушка - и снова тишина вокруг. А на закате, когда туман поднимется на кулижках, вспыхнет один огонь, за ним другой, третий... - оживает болото. Но никому не дано видеть, что за жизнь протекает за белым туманным пологом. Шепот ли, смех ли, стоны, плеск ли воды - туман сохранит любую тайну, и никто никогда не узнает, отчего вдруг вспорхнула испуганная цапля, черным силуэтом отпечатавшись на заалевшемся небе». Все это - кулижки, болото, идолов - тоже кто-то назовет «истоками», а значит, неизбежны споры, противостояние и обиды.

В романе проводится мысль, что революция - это бунт обиженных. Только от обид и унижений рождается всеистребляющая ненависть. И неспроста один из героев - старый чудак Искрицкий - любит повторять другую библейскую истину, взятую из книги пророка Иезекииля: «униженное возвысится, и высокое унизится». Так и случилось в России: это не большевики, подкупленные немцами, устроили бунт - бунт поднял народ, долгое время унижаемый сильными, теми, кто обладает властью, народ забитый и темный, но от того не менее других стремящийся к «земле обетованной». И неспроста в русском фольклоре так много встречается обетованных стран.

Вот и главная героиня романа, испытавшая множество обид от самых разных людей, начиная родителями и заканчивая государственными чиновниками, внутренне готова к бунту. Наверное, поэтому она испытывает ей самой пока непонятную радость при виде на улицах Петрограда красных флагов: «И тут в глаза ей бросилась одна странная фигура - это был бородатый ражий мужик с шалыми, как показалось ей, глазами, на голову выше окружавших его участников шествия. Мужик этот почти поравнялся с Ольгой. Нес он над головами огромный флаг, застилавший полнеба и похожий на чей-то дразнящий язык. И было в этом что-то дерзкое, неизбежное и невозвратное... Ольге стало страшно и весело: новое наступало, дразнило красным языком и заглядывало в глаза. Позади оставались Литовский замок, монастырь на Кулижках, ропаки и торосы. Впереди - алый шелк застилал небо...»

С. Замлелова избрала главной героиней романа молодую женщину начала XX в., оттого неизбежным стало вторжение в повествование «женской темы» - изображение жизни женщины того времени. Так возникает в тексте множество интересных подробностей и сюжетных поворотов, продиктованных внутренней логикой. И совершенно неожиданной стала часть романа, посвященная полярной экспедиции, в которую отправилась главная героиня - Ольга Ламчари. В предисловии к роману автор предупреждает, что «в основу повествования легли настоящие события, а прототипами многих персонажей стали реальные люди. В то же время события, так, как они описаны в романе, никогда не происходили на самом деле. И все-таки эта история вполне могла бы случиться в действительной жизни...» Это загадочное предисловие становится понятным по мере углубления в чтение: помимо вымышленных, в романе появляются персонажи, имеющие реальных прототипов. Так, остроумно обыгрывается история игуменьи Митрофании (Розен), вводится в повествование тема полярных исследований начала XX в., в какой-то момент узнается даже исторический прототип главной героини - Ерминия Жданко, легендарная женщина, принимавшая участие в полярной экспедиции Георгия Брусилова.

Не знаю, всех ли исторических лиц я узнала. Возможно, кто-то узнает больше.

Финал автор оставляет открытым: пока непонятно, нашла или нет героиня свою «землю обетованную», обрела высший смысл существования, что ждет ее в наступающем дне и каким будет неотвратимо приближающееся Новое. Возможно, автор намеревается писать продолжение, что было бы весьма интересно - судьба главной героини могла бы преподнести читателю немало сюрпризов.

Героиня предстает в начале романа эдакой «тургеневской барышней» - нежной, любознательной и мечтательной, ищущей любви и самоотвержения. Но жизнь заставляет ее измениться. Она вовсе не превращается в циничную, наглую особу. На глазах читателя характер Ольги Ламчари проходит закалку, и «тургеневская барышня» приобретает совершенно новые для себя черты - настойчивость, целеустремленность, трезвый взгляд на окружающую действительность. Только с таким характером можно участвовать в преобразовании мира. И автор оставляет свою изменившуюся героиню на пороге преобразований.

Судьба Ольги Ламчари олицетворяет судьбу всего народа, тоже прошедшего лишения, пережившего обиды, ищущего свою «землю обетованную». С. Замлелова использует в романе разные стилистические приемы. Среди прочего - это изображение большого через малое, общего через частное. «Исход» - это роман-притча, написанный хорошим и ярким русским языком, стилизованный с учетом описываемой реальности. Созданные образы - живые люди со своими особенностями и характерами, обладающие каждый своей уникальной речевой манерой. Все события в романе подчинены внутренней логике, ничем не нарушаемой и объясняющей поступки героев. При этом сюжет получился оригинальный, а сюжетные повороты каждый раз удивляют непредсказуемостью. Хочется надеяться, что начатое «Исходом» повествование будет продолжено и получит свое развитие.

Марина Замотина, писатель, член правления Московской городской организации Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45