Как не дать интернету окончательно разрушить нашу культуру?

О том, каким путём сегодня передаётся культура

0
686

Культура - это смыслы. Мы живём в осмысленном мире, вкладывая смыслы во всё, что нас окружает. Любая коммуникация - это обмен смыслами. Мы их генерируем сами и получаем извне. Какие именно смыслы составляют наш мир, и есть ответ на вопрос, какая у нас культура.

Человек не создаёт свою культуру с нуля. Он формируется внутри существующей культурной среды. Преобразование культуры совершается через изменение того, что есть.

Но культурное среда - это весьма организованное пространство. Нас окружает вовсе не хаотическое смысловое море, а система каналов, обеспечивающих хранение и циркуляцию смыслов. Значение этих каналов постоянно меняется.

Разные каналы имеют разные характеристики. Какое-то содержание проще передаётся через одни каналы, какое-то через другие. Смена лидеров среди каналов может указывать на скорое значительное изменение культуры.

Поэтому весьма интересно посмотреть, как люди, составляющие современное российское общество, оценивают для себя значимость тех или иных каналов.

На сайте «Культуролог» был проведен опрос. Вопрос, на который предлагалось ответить, звучал так: «что сегодня является основным инструментом формирования и передачи культуры?». Можно было выбрать один из следующих ответов:

  • музеи
  • театры
  • телевизор
  • радио
  • интернет (без учета социальных сетей)
  • социальные сети и мессенджеры
  • школа
  • книги
  • семья
  • другое

Удивительно, но самым распространённым ответом оказались «музеи» (38,5%). Далее значимые ответы распределились следующим образом: «социальные сети и мессенджеры» - 21,2%, «семья» - 19,2%, «интернет (без учета соцсетей)» - 13,5%. Суммарно цифровые каналы, таким образом, дали 34,7%.

Лидерство музеев, возможно, следует объяснить тем, что многие у нас не до конца понимают, что такое культура, видя в ней некий объём знаний и представлений, укоренённый в прошлом, а вовсе не актуальные смыслы, которыми мы руководствуемся в своей обыденной жизни.

Роль семьи, как показал опрос, в современном обществе нельзя назвать решающей. Книги как канал сегодня сильно проигрывают интернету (1,9 против 34,7%). Школа, увы, тоже практически ничего не значит (1,9%) - а ведь это категорически неправильно! Телевидение, радио и театры, по мнению посетителей сайта, сегодня находятся на периферии культуры. В качестве основного инструмента формирования и передачи культуры их не назвал никто.

Соответственно, основную задачу культурной политики можно определить так: как не дать интернету окончательно разрушить нашу культуру? Активизацию музейной деятельности можно записать в заслугу нашим властям. Однако большое значение имеет то, что образует содержание музейных проектов, а оно сегодня нередко оказывается не менее разрушительным, чем интернет-контент. Надо реанимировать культурное значение школы и, если это возможно, книги.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

30. Ответ на 28., Полтораки:

вещь "способна" на всё

Возвращаю Вас к примеру с карандашами. Карандаш можно использовать как антистрессер, ломая его в пальцах. как закладку для книги, как счетную палочку, как кубик. если написать цифры на его гранях и т.д. Но это всё - вторично. Смысл карандаша (как графита внутри дерева) - в том, чтобы писать. Если Вы видели, как выглядит лента у танцовщиц, то согласитесь, что ей нельзя обвязывать упаковку. КАЖДАЯ вещь, сделанная человеком, имеет своё назначение. Потому как СНАЧАЛА рождается идея, а потом её воплощение. Энгельс был материалистом. Поэтому его взгляды довольно убогие... Люди, составляющие общество, действуют сознательно; однако поскольку они при этом мало учитывают сознательные воли других, то общество в целом действует стихийно..."

Это очень примитивная модель. Настолько примитивная, что её уже нельзя признать адекватной.
Андрей Карпов / 26.09.2019, 11:58

29. Ответ на 23., Юрий Светлов:

Развитая душа всегда находится в состоянии перманентного культурного голода и в поисках его удовлетворения.

Однако, "Живой этикой" попахивает)
Павел Тихомиров / 26.09.2019, 09:45

28. Ответ на 19., Андрей Карпов:

Какой-то умник придумал пример с палкой, и Вы за ним повторяете.

Энгельс, хотели сказать? )) По тому, как действует вещь, можно понять, на что она способна, а на что нет.

Давайте разберемся сперва, что мы имеем в виду под термином "вещь"? Если навороченный гаджет, то да - его можно использовать лишь по назначению. В крайнем случае, как тотем (объект поклонения) или кокарду (показатель статуса). В других случаях вещь "способна" на всё, к чему способен ее обладатель. Простая лента для продавщицы - это упаковочный материал, а для гимнастки - эстетический элемент художественного танца. Потому как действует интернет понятно, что он реально может, в отличие от того, что мы бы хотели от него получать.

Тут уж, как говорится, кто на что учился. Интернетом пользуются миллионы людей, и каждый преследует свой интерес. "Мы" хотим одно, "они" - другое. Интернет выступает лишь лакмусовой бумажкой социального разделения и ареной, где может быть осуществлено столкновение классовых или геополитических противников без нанесения тяжких увечий. Раз уж мы вспомнили Энгельса, то давайте и завершим нашу реплику его точной характеристикой Интернета: "Люди, составляющие общество, действуют сознательно; однако поскольку они при этом мало учитывают сознательные воли других, то общество в целом действует стихийно..." (с) "Диалектика природы"
Полтораки / 26.09.2019, 09:23

27. Ответ на 23., Юрий Светлов:

Развитая душа всегда находится в состоянии перманентного культурного голода и в поисках его удовлетворения.

Очень сомнительный тезис. Сомнительный с христианской точки зрения. Эзотерик с Вами полностью согласится. А христианин хочет, чтобы в его душе поселился Бог, и тогда никакого "культурного голода" не будет. А Бог охотнее селится в душе простеца. Как тут быть с установкой на "развитость"?
Андрей Карпов / 26.09.2019, 09:07

26. Ответ на 23., Юрий Светлов:

"Культура - это смыслы." Нет, Андрей! Вы глубоко заблуждаетесь. Культура - это состояние души

Что есть состояние души? Это её содержание (и его организация). А содержание души (её разумной части) и есть смыслы.
Андрей Карпов / 26.09.2019, 09:05

25. Ответ на 20., Кирилл Д.:

Но у нас, в любом случае, есть какие-то актуальные смыслы, которыми мы руководствуемся в своей обыденной жизни.

Понятное дело. Человек всегда живет внутри смыслов. Вопрос в том, что считается культурной матрицей нашего народа. Необходимо управление процессом её воспроизводства. Это не "высокая" или "низкая" культура - это культурное ядро или шелуха. Если не воспроизводить ядро, утонем в шелухе (которая вполне может выглядеть как "высокая" культура). смыслов) были семья и школа, от родителей к детям и от учителей к ученикам.Сейчас, допустим, основным каналом стал интернет с соцсетями. И тут можно спросить: "Ну и что?"

Я тут давал ссылку на метаисследование о том, как интернет влияет на познавательную деятельность человека. Стоит ознакомиться.
Андрей Карпов / 26.09.2019, 09:02

24. Ответ на 21., Кирилл Д.:

Представь, что у тебя машина 10 лет в гараже простояла. А потом ты вдруг решил на ней поехать. Ты её не заведёшь. Одежду, провисевшую или пролежавшую долгие годы где-то в чулане, тоже моль сожрёт или ещё что. Заброшенные дома разваливаются и зарастают плесенью и прочей растительностью.

Всю рухлядь нужно нести в музей. Их сейчас на каждом углу. И вот сразу мусор обретает новые, культурные смыслы.
Даневский Саша / 26.09.2019, 08:02

23. Re: Как не дать интернету окончательно разрушить нашу культуру?

Его двойственность не есть типичное свойство вещей (c) Вы рассуждаете как раз мерками индустриального мира :) а в доиндустриальном мире универсализм и многозначность весьма ценились. Отсюда обилие омонимов. Отсюда старейшие орудия вроде топора и ножа. Отсюда понимание лошади как объекта для верховой езды, тяги, питания. Отсюда замки и кремли не только как места проживания, но и места выживания (в случае осады). Это уже в 19-20 веке массово и повсеместно стало выясняться, что просто сварка - это хорошо, но лучше иметь 20 видов сварок под конкретные нужды. В этом плане еще любопытна история "сайтостроения" в интернете :)
рудовский / 26.09.2019, 04:54

22. Ответ на 18., Полтораки:

Угу, а если вещью не пользуются, то она самоликвидируется.

Вообще-то да.) Представь, что у тебя машина 10 лет в гараже простояла. А потом ты вдруг решил на ней поехать. Ты её не заведёшь. Одежду, провисевшую или пролежавшую долгие годы где-то в чулане, тоже моль сожрёт или ещё что. Заброшенные дома разваливаются и зарастают плесенью и прочей растительностью. Пища, которую ты не съешь, сгниёт. И даже навыки и знания, например, в твоей математике или иностранном языке, если их не применять, утрачиваются, забываются. Я уже молчу, что может быть буквальная самоликвидация. В конце концов, какая-то вещь в чулане, которую ты несколько лет не видел - а её и нет. Во-первых, ты даже не знаешь, есть она или нет. В общем, нечто похожее на кота Шрёдингера, если я это правильно понимаю. У тебя нет никаких гарантий того, что то, чего ты не видишь (слышишь, обоняешь, осязаешь) в данный момент, на самом деле существует. ) И думаю, что Андрей прав в том, что использование вещи заложено в её природе. Не абсолютно (понятно, что всё можно использовать во благо, даже атомную бомбу), но заложено. Тот же интернет в том виде, в каком он существует - это, конечно, инструмент увеличения энтропии. И, наверно, это как-то связано с усилением энтропии (сломом иерархий и ослаблением связей в обществе) в обществе в целом - ещё до интернета. Что не отменяет того, что мы можем в энтропийном океане интернета создавать временные антиэнтропийные островки - этот, например. )
Кирилл Д. / 25.09.2019, 22:25

21. Re: Как не дать интернету окончательно разрушить нашу культуру?

Тут подумал... Ну, а что тогда есть "наша культура"? И как её можно разрушить, если она всегда есть? Уж какая-никакая, но всегда есть. Ты утверждаешь, что культура - это "актуальные смыслы, которыми мы руководствуемся в своей обыденной жизни". Но у нас, в любом случае, есть какие-то актуальные смыслы, которыми мы руководствуемся в своей обыденной жизни. Значит, тебя от самих этих смыслов воротит. Так ведь? Они слишком низменные и примитивные, например, или явно греховные, грязные. Но тогда надо говорить не о культуре вообще, а о высокой, сложной и чистой культуре. Которая и правда лучше сочетается с чтением книг, чем с просмотром роликов в ютубе. И которую, вероятно, может разрушить интернет, заменив её на сравнительно низкую, упрощённую и грязную. Но такая, "лучшая", культура в сознании множества людей и правда ассоциируется с прошлым, отсюда и большой вес музеев, воспринимаемых, как напоминание о более высококультурном прошлом. Также в связи с этим нужно какое-то описание культуры, карта культуры. Точнее, серия карт. Культура, условно говоря, 1000, 500, 300, 100, 50 лет назад, сейчас, прогноз на 20, 50, 100 лет вперёд... Это, конечно, не задача короткой статьи, но, в принципе... Иначе мы просто не поймём, что с нами и нашей культурой не так. Содержание культуры - это, собственно, смыслы, их сила (вес, интенсивность) и связь с другими смыслами. Как наши смыслы и их структура изменились за последние n лет и куда они меняются? А канал передачи культуры - это связано, но немножко другое. И в конечном счёте, способ передачи культуры (смыслов) - это часть самой культуры. В рамках существовавшей ранее культуры (системы смыслов) основными каналами её передачи (передачи смыслов) были семья и школа, от родителей к детям и от учителей к ученикам. Сейчас, допустим, основным каналом стал интернет с соцсетями. И тут можно спросить: "Ну и что?" Это как раньше основным транспортным средством была лошадь, а сейчас им стал автомобиль. И что? Ну, стал и стал, какая разница? Или это не одно и то же? А сами-то смыслы как изменились? И как взаимосвязано изменение самих смыслов с изменением каналов их передачи? Что следствие чего? Может быть, то, что интернет в качестве канала передачи смыслов вытеснил семью и школу, обусловлено тем, что изначально "поплыли" сами смыслы? Тогда выглядит несколько безнадёжным делом бороться с интернетом, поскольку это не причина, а следствие, не болезнь, а симптом. Кстати, возможно. Первое, что приходит в голову. Раньше и культура и, соответственно, каналы, были в большей степени: 1) иерархическими; 2) личностными. Родители-дети, учитель-ученики. А современное общество куда меньше признаёт иерархию. Отсюда и каналы стали более: 1) демократичными (или охлократичными); 2) обезличенными. Да, интернет способствует нарастанию всего этого. Но слом иерархий начался ведь задолго до интернета. Кстати, можно даже сказать, что он начался вообще со школы и книг. С книгопечатания и массового книгоиздательства, и с массовой же школы. А теперь это всё переросло в интернет. Короче, без поллитра не разберёшься.
Кирилл Д. / 25.09.2019, 21:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07