itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русская Церковь сильна своим патриотизмом

О некоторых мыслях главы ВЦИОМ Валерия Фёдорова, обличающих неообновленцев и уранополитов

0
1233
Время на чтение 5 минут

Глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров на днях дал пространное интервью «Российской газете» на тему образа Русской Православной Церкви в зеркале современной социологии, приуроченное РГ к очередной годовщине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

Социолог поднял целый ряд интересных и важных проблем, на которые стоило бы обратить внимание. В частности, он попытался объяснить, почему наша Церковь «продолжает пользоваться высоким доверием и наряду с президентом и армией остается лидером рейтингов доверия к государственным и общественным институтам». При том, что все другие институты, особенно связанные с политикой, имеют рейтинги доверия значительно ниже.

Фёдоров углубился в недавнюю историю, отметив, что рост рейтинга Церкви прошёл два этапа: «Высокий авторитет набирался в два этапа. Первый этап - восстановительного роста - стартовал в конце 80-х годов, начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси, и длился до середины 90-х годов. По сути произошла легализация Церкви, были признаны государственные ошибки и даже преступления по отношению к Церкви в атеистическое время, началась церковная реституция, ушли неформальные запреты на крещение, венчание, отпевание, началось массовое празднование Пасхи, Рождества и других церковных праздников. Стали восстанавливаться храмы. Эта волна перемен, движение к большей свободе, демократии, рынку было в то же время и движением к вере, религии, но это первый этап - восстановительный рост».

«Второй этап набора высокого авторитета Церкви начался примерно с середины 90-х годов и длился до середины 10-х годов. В эти годы, переживая кризис идентификации, мы начали искать себя - кто же мы? Оказалось, что мы не можем просто взять и стать одной из стран Запада, мало отличающейся от других. И нас такими не видят, да и нам самим такими быть не хочется. Это по большому счету была реакция на провал движения на Запад. Мы пробовали, пытались, у нас не получилось, мы оттолкнулись и пошли в другую сторону. Стали популярны идеи восстановления державности, укрепления суверенитета, импортозамещения, более жесткой и независимой политики по отношению к другим странам», - полагает социолог.

«В такой ситуации Русская Православная Церковь стала рассматриваться как элемент нашей идентичности, особости, непохожести на других. И в этот период произошло очень сильное сближение Церкви с государством. Клир во многом солидаризировался с этой линией, и это тоже сработало в плюс авторитету Церкви», - считает глава ВЦИОМ. «Наша национальная Церковь» воспринималась еще и как «патриотический институт».

В этом контексте социолог рассуждает об известном разрыве, не раз привлекавшем внимание экспертов, что «православными себя называют более 70 процентов граждан, а воцерковленными - 8». По его мнению, сей факт «всего скорее указывает на то, что люди ищут в Церкви не столько религиозной жизни, сколько патриотической идентификации. Кроме тех, кто, не ограничиваясь одним крещением и постановкой свечек перед иконами, живет глубокой церковной жизнью, в храмах немало "захожан", для которых православие - важная, но оболочка. Духовный аспект нашего национального единства».

«Это очень долго привлекало людей к Церкви, и в этом, может быть, был главный секрет взрывного роста популярности православной идентификации, - полагает Валерий Фёдоров. - Было такое ощущение, что все, кто вчера называл себя атеистами, назвались православными. И более глубокое исследование такой православности неожиданно выявляло, что ее носители не верят в загробную жизнь, не читают православных книг, не причастны к таинствам Церкви».

По оценке социолога, «пик доверия к церковным институтам, как и пик внимания к ним, все-таки пройден». Обвала и падения доверия нет, но есть некоторое снижение внимания и интереса. По мнению Фёдорова, падение рейтинга Русской Православной Церкви связано «со скандалами и конфликтами»: «Как, например, вокруг строительства храма в Екатеринбурге, вокруг высказываний отдельных священников, вокруг каких-то законодательных инициатив. Похоже, что Церковь утратила положение "над схваткой" и вместо роли морального авторитета, с которым все соглашаются, стала одной из сторон конфликта. А конфликты по всем бьют, в том числе и по Церкви. Эти конфликты происходят в больших городах - многонаселенных, разнообразных, высокомодернизированных, столичных - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург». Впрочем, нужно признать, что конфликты вокруг Церкви были всегда. Другое дело - какие это конфликты.

Оценки и наблюдения Валерия Фёдорова заслуживают внимания и оценки, хотя, чувствуется, что сам он входит в то самое «нецерковное церковное большинство», поэтому глубинные процессы понимает не всегда точно.

Кстати, как показывает история России, разрыв между церковными и церковноориентированными людьми существовал во все эпохи, возможно, цифры были чуть иные. Характерный пример - после отмены обязательного причастия для военнослужащих весной и летом 1917 года только 7% солдат причащались.

Надо признать, что социология не имеет в своём арсенале эффективных методов для замеров уровня церковности, которая вообще с трудом поддаётся измерению. Православные люди с разной частотой посещают храм и причащаются. А порой частота причастия говорит не о церковной традиционности, но скорее о церковном модернизме.

Неслучайно, существуют и разные оценки количества воцерковленных людей. Фёдоров называет оптимистическую цифру в 8%, некоторые ещё большие оптимисты говорят даже о 10% нынешнего населения России, а более пессимистичные в своих оценках эксперты считают, что воцерковлённых людей в России 5, а то и 2-3%.

Валерий Федоров, судя по его размышлениям, относится как раз к тем культуроцентричным православным, которые и составляют большинство российского общества. Для таких людей Православие имеет ценность, главным образом, как элемент идентичности и неотъемлемая часть национальной культуры. Многие православные, но не воцерковленные люди крещены, венчаны, хорошо относятся к Церкви, но уважают её за приверженность патриотизму и за государственническую позицию. И это - реальность жизни современного общества.

Поэтому всякого рода неообновленцы и уранополиты, ратующие за вселенскость и космополитичность Церкви, ослабляют её авторитет в глазах подавляющего большинства общества. Неудивительно, что в этих условиях начинает приобретать популярность неоязычество (родноверие), адепты которого преподносят его как «отеческую религию», «исконную веру наших предков». Вместе с культом силы, здорового образа жизни и проч. пропаганда родноверия находит почву для распространения в молодежной среде, в том числе, что особенно опасно, у военнослужащих. И ответственность за это лежит в том числе на сторонниках обновленчества и уранополитизма в среде духовенства.

Замечание Валерия Фёдорова, что Русская Православная Церковь сильна своим патриотизмом, государственничеством и национальным чувством, является хорошим аргументом против всякого рода неообновленцев и уранополитов, чья пропаганда, напротив, делает Церковь слабее и малочисленнее. Пора бы Священноначалию озаботиться этой проблемой.

Интервью главы ВЦИОМ, несмотря на некоторые поверхностные суждения о Церкви, содержит много верных и заслуживающих внимания мыслей. Хотя его появление и некоторые суждения уже попытался в ложном свете представить наш главный церковный блогер пока еще протодиакон Андрей Кураев, утверждающий, что Фёдоров посылает какие-то знаки Патриарху Кириллу о его отставке. Абсурдность этого заключения понятна уже из того, что глава ВЦИОМ не входит в число тех, кто определяет политику государства, в том числе в церковных делах. Впрочем, каждый видит то, что он хочет видеть...

Редакция «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
Факельное шествие в Будапеште: «чёрная метка» Орбану или «красные флажки»?
Венгрия: массовые протесты с требованием отставки действующего премьер-министра
27.03.2024
Как нам, православным, относиться к трагедии в «Крокусе»?
О полемике, развернувшейся в православном сегменте сетей
25.03.2024
О закрытии форума РНЛ
По традиции на первой неделе Великого поста комментарии к статьям публиковаться не будут
18.03.2024
«Раскольники и еретики, изыдите!»
Отпевание почившего Патриарха Неофита было омрачено скандалом, устроенным патриархом Варфоломеем и Думенко
18.03.2024
The National Interest: Санкции не работают
Не сдерживают, не наказывают, не подталкивают к исправлению
13.03.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09