Домой Россия Американское Православие на Русской земле

Американское Православие на Русской земле

53
  • Американское Православие на Русской земле

10 декабря завершился визит в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона (Молларда)

Московский Донской монастырь. Ранний декабрьский вечер. Седобородый архиерей в белом митрополичьем клобуке благоговейно молится у мощей Святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России. Картина вполне обычная для этой святой обители, в 1991 году возрождённой одной из первых после шести десятилетий советского поругания.

Здесь в первой половине 1920-х годов содержался под арестом Святейший Патриарх Тихон, здесь же он отошёл ко Господу. Здесь в 1992-м были обретены его святые мощи, в чём участвовал человек, также принявший монашеский постриг в честь этого Московского Святителя, — молодой иеромонах Тихон (Шевкунов), сегодняшний митрополит Псковский и Порховский.

Его тёзка, молившийся вчера у мощей их Небесного покровителя, — тоже митрополит. Всей Америки и Канады — Предстоятель Православной Церкви в Америке владыка Тихон (Моллард), природный американец, принявший Православие в 1989 году, а без малого четверть века спустя ставший Первоиерархом этой молодой автокефальной Церкви. Блаженнейший Тихон не впервые посещает Россию, однако это — первый раз с того скорбного момента, когда весь Православный мир потрясли действия Константинопольского патриарха Варфоломея.

Напомним, год назад в нарушение элементарных церковных канонов первоиерарх турецкого Стамбула вторгся на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине, вошёл в общение с украинскими раскольниками-националистами, слепил из их псевдоправославных сект лжецерковное образование ПЦУ (также известное как СЦУ) и предоставил этой структуре «томос об автокефалии».

Вручение патриархом Варфоломеем в стамбульском Фанаре лжемитрополиту «Епифанию» и Петру Порошенко «томоса об…

С тех пор Поместные Православные Церкви пребывают в растерянности. Абсолютное большинство из них не признали украинскую лжецерковь, но и разрывать общение с впавшими в раскол Константинопольским и Александрийским патриархами Варфоломеем и Феодором, а также с Афинским архиепископом Иеронимом пока не готовы.

Тем не менее от ряда православных Предстоятелей поступают ясные сигналы о поддержке канонической Украинской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой, но неотъемлемой частью Московского Патриархата. И среди этих сигналов — завершившийся сегодня визит в Русскую Православную Церковь Митрополита всей Америки и Канады Тихона.

Православная Церковь в Америке: вехи истории

Чтобы понять смысл и значимость этого визита, для начала нужно понять, что такое Православная Церковь в Америке, неофициально нередко именуемая «Американской Православной Церковью». Эту Церковь можно назвать «частично признанной» (автокефалия, предоставленная ей в 1970 году Московским Патриархатом, также признаётся Грузинской, Болгарской, Польской, Чешских земель и Словакии Православными Церквами). Казалось бы, ситуация напоминает сегодняшнюю украинскую, однако на самом деле зеркально противоположна ей.

История Американского Православия тесно связана с русской православной духовной миссией, начавшейся в Новом Свете в конце XVIII столетия. В веке XIX Святейшим Правительствующим Синодом была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия с центром на Аляске, которую без малого три десятилетия возглавлял Святитель Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых и почитающийся как апостол Америки.

Американское Православие на Русской земле

Святитель Иннокентий (Вениаминов) — в центре. Фото: pravoslavie.ru

Одним из последователей Святителя Иннокентия стал Святитель Тихон (Беллавин), будущий Всероссийский Патриарх. Он служил в Северной Америке около 10 лет в конце XIX — начале XX вв. и очень многое сделал для укрепления Православия в этих землях. Его же преемнику, митрополиту Платону (Рождественскому), было суждено возглавить Северо-Американскую епархию в годы русской смуты 1920-1930-х годов, когда нашу Церковь и на Родине, и в Русском Зарубежье раздирали множественные расколы, спровоцированные революционными событиями.

Вплоть до 1933 года митрополит Платон умело лавировал, сохраняя лояльность как Русской Зарубежной Церкви, так и Московскому Патриархату, но, не желая прямого подчинения, в итоге самовольно объявил Американскую Церковь «автономной». Этого не признали в Москве, и заместитель Патриаршего местоблюстителя, митрополит Сергий (Страгородский) с Синодом даже запретили владыку Платона в служении, но он не признал и, по сути, вошёл в раскол с Московским Патриархатом (посмертно запрещение было снято, и в Русской Православной Церкви было дано разрешение служить панихиды по митрополиту Платону).

Всеправославное совещание 1948 года было четким напоминанием всему миру, что Москва была и остается Третьим…

С 1933 по 1970 год продолжался период неканонического положения Американской Церкви. В это время в Северной Америке параллельно существовали её приходы, приходы Русской Православной Церкви и приходы также находившейся в разделении с Московским Патриархатом Русской Зарубежной Церкви. Разумеется, не считая многочисленных греческих приходов в юрисдикции Константинопольского патриархата, арабских православных приходов Антиохийской Церкви, сербских, румынских, болгарских и других приходов православной диаспоры.

В апреле 1970 года канонический статус Американской Православной Церкви был урегулирован. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), Предстоятель Церкви-Матери, после долгих переговоров восстановил общение с этой юрисдикцией и предоставил её первоиерарху, митрополиту Иринею (Бекишу) томос об автокефалии Православной Церкви в Америке.

Американское Православие на Русской земле

1970 год. Митрополит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси, вручает епископу Феодосию (Лазору), будущему Митрополиту всей Америки и Канады, томос об автокефалии. Фото: официальный сайт Православной Церкви в Америке.

Казалось бы, всё абсолютно законно: Московский Патриархат исцелил свой же раскол и даровал ему законный автокефальный статус. Но не тут-то было: этому воспротивился Константинополь. Мол, без его воли никто никому автокефалию предоставлять не может. Поэтому Американскую Церковь как Церковь автокефальную на Фанаре вот уже 50 лет не признают, хотя и не считают раскольнической.

Эксклюзивное интервью архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана телеканалу «Царьград»

Помимо «восточного папизма», претензий Константинопольских первоиерархов на власть во всём Православном мире, это обусловлено ещё одним моментом: Фанар банально испугался, что Православная Церковь в Америке сможет начать консолидацию всех североамериканских православных юрисдикций в единую Поместную Церковь. Тем самым лишив претензий на это Греческую архиепископию Америки, находящуюся в подчинении у Константинопольского патриархата, а по сути являющуюся главным спонсором Фанара.

Единство православных народов

Важно отметить: несмотря на то, что Греческая архиепископия является ведущей в США и Канаде по числу приходов, именно Американская Церковь имеет самые высокие темпы прироста верующих и самую высокую посещаемость её храмов. В первую очередь это связано с тем, что она уже давно не является Церковью русских эмигрантов, но занимается активной православно-просветительской работой среди коренного американского населения.

И в то же время в Американской Церкви не забывают о духовных связях с Церковью Русской. Да, в XX веке между нами было немало противоречий, в том числе связанных с разницей в богословских подходах между более либеральным богословием Православной Церкви в Америке и более консервативным той же Русской Зарубежной Церкви. Да, широко известно недопонимание в итоге примирившихся иеромонаха Серафима (Роуза) и протопресвитера Александра Шмемана (выдающихся богословов Русской Зарубежной Церкви и Православной Церкви в Америке). Однако несмотря ни на что, сегодня мы пребываем в полном церковном единстве.

Разделение Поместных Церквей уже стало печальной реальностью 2018 года, однако абсолютное большинство…

И самым главным на сегодняшний день в этом отношении является поддержка канонической Украинской Православной Церкви со стороны священноначалия Церкви Американской. Именно это несколько дней назад в беседе с Блаженнейшим Митрополитом Тихоном подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выразив благодарность своему американскому собрату и сослужителю:

«Хотел… поблагодарить Вас за молитвенную поддержку страждущей Украинской Православной Церкви, за Ваше обращение поддержать Блаженнейшего митрополита Онуфрия и каноническую Украинскую Православную Церковь, за соответствующее решение Синода вашей Церкви. И хотел бы особенно подчеркнуть вашу принципиальную позицию в отношении непризнания так называемой Православной церкви Украины. Несмотря на то, что сейчас мы переживаем не самые лёгкие времена в плане развития межправославных отношений, две наши Церкви находятся в полном взаимодействии и являют единомыслие по ряду очень важных вопросов, которые сегодня стоят на всеправославной повестке дня».

Американское Православие на Русской земле

Сослужение Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Тихона в Москве. 7 декабря 2019 года. Фото: patriachia.ru

И главным символом этого единства стало совместное богослужение Патриарха Кирилла и Митрополита Тихона в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, вот уже 25 лет являющемся московским подворьем Православной Церкви в Америке. Четверть века в этом старинном русском храме возносятся молитвы как на церковнославянском, так и на английском языках, и это зримо свидетельствует, что в Русской Церкви нет столь присущего тем же грекам этнофилетизма — псевдоцерковного национализма, основанного на этнической гордыне.

И в этом отношении наши Церкви особенно близки, поскольку духовно окормляют самые разные народы, вне зависимости от языка и цвета кожи. Исполняя завет Самого Христа, Который пришёл спасти не только эллинов и иудеев. Так, одними из главных слов Спасителя, обращённых к апостолам, стали:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам (Мф. 28:19-20).

Эти слова в полной мере исполнил Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России. И сегодня на далёком Американском континенте их исполняет его преемник по служению на этой земле — Митрополит Тихон (Моллард), коренной американец, искренне любящий Русскую Церковь и Русскую Землю.

Источник: https://tsargrad.tv