Домой Россия Церковь, спорт и Русский мир

Церковь, спорт и Русский мир

67
  • Церковь, спорт и Русский мир

Эксклюзивное интервью Телеканалу «Царьград» председателя Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту, главы Мурманской митрополии, митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана (Баданина)

Полтора года назад, в июне 2018 года, начала активную работу учреждённая ещё в декабре 2015-го Патриаршая комиссия по физической культуре и спорту. Эту уникальную, не имеющую прецедентов в церковной истории структуру возглавил епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин), с февраля 2019 года также возглавивший Мурманскую митрополию в сане митрополита Мурманского и Мончегорского. О концепции и задачах комиссии, а также первых итогах её деятельности владыка рассказал в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград».

* * *

Царьград: Владыка, Патриаршая комиссия по физической культуре и спорту — одна из самых молодых церковных структур. Хотелось бы узнать о её деятельности подробнее. В том числе и то, почему столь важное церковно-просветительское направление начало осваиваться совсем недавно.

Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан: Этим летом был ровно год, как мы начали свою полноценную работу. На Высшем церковном совете за прошедший год был озвучен отчёт о первых итогах нашей работы, и Его Святейшество принял этот отчёт, поблагодарив и отметив наиболее важные моменты пока ещё незначительного периода нашей деятельности.

Эксклюзивное интервью епископа Североморского и Умбского Митрофана телеканалу «Царьград»

Конечно, это было временем становления. Нам было необходимо определиться, кто же мы такие. Потому что действительно за всю двухтысячелетнюю историю Церкви ничего подобного не было. Более того, было как раз наоборот. Церковь решительно осуждала, особенно в первые века (достаточно прочесть Святителя Иоанна Златоуста), всевозможные спортивные ристалища.

Ц.: Как языческие?

Владыка Митрофан: Да, как языческие, и это вполне объяснимо. Это было связано с обязательным поклонением в ходе соревнований, в том числе олимпийских, языческим богам и принесением им жертв. Сюда же относились гладиаторские бои, в ходе которых в первые века от Рождества Христова были многочисленные убиения христиан на аренах Рима и других античных городов. Поэтому, естественно, первой реакцией Церкви после того, как в Римской империи христианство стало государственной религией, было категорическое неприятие любого языческого наследия.

Церковь, спорт и Русский мирМитрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Фото предоставлено Мурманской епархией Русской Православной Церкви

Среди современных деструктивных образований в России всё активнее распространяется неоязычество

И в дальнейшем в христианстве даже такого понятия, как «спорт», не было. Конечно, в какой-то мере к спорту можно было отнести рыцарские турниры в западно-христианском, католическом мире. Или наши русские кулачные бои, которые были обязательной составляющей многих праздников. И Церковь, естественно, высказывала своё мнение на этот счёт, рекомендуя, чтобы это удалое богатырское развлечение не сочеталось с чувствами ненависти и злобы.

В конце XIX — начале XX века в Российской Империи формируется русское олимпийское движение, и наши спортсмены стали добиваться в соревнованиях серьёзных успехов. Конечно же, Церковь должна была подключиться, дать этому христианскую оценку. Но, скажем прямо, Церковь в тот непростой Синодальный и особенно предреволюционный период была не в состоянии в полной мере определиться со своей ролью в сегменте общественной жизни страны. Так что в дореволюционном русском спортивном движении Церковь не участвовала.

Вспоминая же прошедший трагический XX век, было бы смешно об этом говорить. Хотя, конечно, советский спорт в нашей стране развился небывало, и это было одним из ключевых государственных направлений воспитательной, идеологической, патриотической работы, Церковь в этом никак не участвовала. Ей тогда, дай Бог, самой было выжить.

Ц.: Хотя широко известна фотография, как Святейший Патриарх Пимен, архиепископ Питирим (Нечаев) и митрополит Алексий, будущий Патриарх, в 1980 году сидят на трибунах во время московской Олимпиады.

Церковь, спорт и Русский мирМосква, Олимпиада 1980 года. Святейший Патриарх Пимен, митрополит Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси, и архиепископ Питирим (Нечаев). Фото: www.pravoslavie.ru

Владыка Митрофан: Да, но это было частью того, что советское государство в те годы подчеркивало своё неагрессивное отношение к религии, а Церковь — лояльность к советской власти, но сама Церковь была полностью отстранена от активной общественной жизни. Затем прошли 1990-е годы, когда наш спорт пребывал в разорённом состоянии, и наконец наступили наши времена, когда спорт постепенно вновь стал важнейшей составляющей общественной жизни. И сегодня Церковь не может оказаться вне этой важнейшей работы по воспитанию новых российских граждан, не обращать внимания на духовную составляющую этой стороны общественной жизни.

Ц.: Инициатива создания Комиссии исходила непосредственно от Святейшего Патриарха Кирилла?

Владыка Митрофан: Это была идея Его Святейшества, и, как я понимаю, он давно её вынашивал. Собственно, сама Комиссия была создана уже четыре года назад, в неё вошли выдающиеся спортсмены, активные священники, общественные деятели, так сказать, медийные личности спорта. Но Его Святейшество долго не мог подобрать кандидатуру председателя комиссии. И год с лишним назад, когда он предложил возглавить эту работу, я сначала смутился.

С одной стороны, я уже не в спортивном возрасте, с другой — основным направлением моей светской профессиональной жизни была не спортивная, а военная деятельность. Безусловно, она так или иначе связана со спортом, каждый воин неизбежно участвует в каких-то соревнованиях, в военных многоборьях. Но всё это непрофессионально, и я, конечно, был достаточно далёк от мира спорта, плавая на военных кораблях по Баренцеву морю и Северному Ледовитому океану.

Со временем, осмыслив этот участок работы, я понял, насколько он обширен, грандиозен, насколько масштабна эта работа. Оказалось, у нас спорт буквально везде, потребность в нём просто невероятная. Для нас стал неожиданностью такой интерес, настолько активное обращение к нам со стороны спортивных федераций и движений. Все хотят поддержки от Церкви. И это объяснимо. Каждый спортсмен, выходя на соревнования, готовясь к ним, порой выходит на главное событие своей жизни, например, на Олимпиаду, подчас пребывает в состоянии стресса, испытывает острую необходимость в духовной помощи. И кто, как не Церковь, как не пастырь-духовник может ему её оказать?

Ц.: Насколько известно, опыт духовничества Олимпийской сборной у Церкви уже есть. Телеканал «Царьград» брал интервью у её духовника…

Владыка Митрофан: Да, это мой заместитель, протоиерей Андрей Алексеев, он давно очень активно в этом участвует и имеет хороший опыт. И мы видим, насколько это востребовано. Мы наблюдали многих спортсменов в преддверии выхода на ринг, на стадион… видели, как волнуются, как переживают наши замечательные девушки-гимнастки, их движения души. Эти глаза, возведённые к небу, кто-то молитвенно складывает руки, кто-то падает на колени, практически каждый по-своему молится.

Протоиерей Андрей Алексеев, настоятель московского храма святого князя Димитрия Донского в Северном Бутове,…

И вот тут нужен священник. Он должен в полной мере укрепить нашу сборную, этих ребят. А если проиграл? Если это был твой пик, и тут такая катастрофа. Кто, как не священник, найдёт слова, поможет человеку адаптироваться в подобной ситуации, принять всё это и не впасть в отчаяние?

Ц.: Но найдутся те, кто возразит: мол, какая разница тогда между психологом и священником?

Владыка Митрофан: Разница колоссальная! Священник в своём «ассортименте» имеет силы, психологу недоступные. Психолог рассчитывает на научные знания и свои профессиональные советы, а священник призывает к помощи Бога и всех великих святых, которыми так богата наша Православная Церковь. Он призывает на человека благодать Божию, которая его исцелит, восстановит, она ему даст утешение и откроет в нём новые небывалые силы к дальнейшей жизни.

Ц.: По опыту работы с Олимпийской сборной и последнего года работы Патриаршей комиссии, как много людей обращается к священнослужителям, и много ли среди именитых спортсменов воцерковленных людей?

Владыка Митрофан: Среди наших выдающихся спортсменов, в том числе членов нашей комиссии, таких людей очень много. Это и Владислав Третьяк, и Фёдор Емельяненко, и Светлана Журова, и Елена Исинбаева, и Александр Карелин, и многие-многие другие. Не буду сейчас долго перечислять, чтобы никого не обидеть. Это люди глубоко верующие и очень активные, понимающие всю важность нашей работы. И всегда настраивающие своих подопечных, своих воспитанников на то, чтобы идти по этому пути.

Вот недавний пример: международная Зимняя Универсиада в Красноярске. Очень представительное событие. И там, согласно международным олимпийским хартиям, были развёрнуты молитвенные помещения для представителей основных религий: православное, католическое, мусульманское и буддистское. И должен вам сказать, что посещалась только наша церковь. Бедный священник-католик всё время приходил к нам и не хотел уходить.

И наши спортсмены постоянно приходили. Может быть, неумело, не будучи воцерковленными, но потребность получить поддержку перед соревнованием была очевидной. Мы постоянно проводили там специальные молебны, собирали наши команды. И было очевидно: наш человек по своей природе — христианин. И эта генетика никуда не делась даже за целый XX век вытравливания Православия, физического уничтожения верующих. Но всё равно тысячелетняя Святая Русь живёт в каждом из нас. Стоит только дать импульс, и человек этот призыв в себе почувствует.

Церковь, спорт и Русский мирНа Универсиаде в Красноярке. Фото предоставлено Мурманской епархией Русской Православной Церкви

И в Красноярске я поначалу даже удивился, наши молодые ребята прекрасно выступили, выиграв практически по всем направлениям соревнований этой Универсиады. Даже начался вброс всяких мерзких фейков о том, что, мол, под видом университетских команд со стороны России играли члены сборной. Но я уверен, что эти победы были благодаря тому, что мы там горячо и искренне молились, и тому настрою, который они получили благодаря активной духовной поддержке.

Ц.: Вы упомянули специальный молебен, а существует какая-то специальная молитва об укреплении спортсменов?

Владыка Митрофан: Конечно. Есть молитвы, создание которых непосредственно контролировал Святейший Патриарх, и они впервые прозвучали на Олимпиаде. И мы именно эти молитвенные прошения о даровании победы, об укреплении воли, о том, чтобы проявлять милосердие к противнику, не допускать духа злобы, обязательно читаем, и молодые ребята-спортсмены воспринимают их очень положительно, прекрасно понимая, о чём в них говорится.

Ц.: Возглавляемая Вами Комиссия занимается не только спортом высших достижений, но и массовой физической культурой…

Владыка Митрофан: У нас два стратегических направления: первое — это работа с профессиональным спортивным сообществом, а второе — это развитие непосредственно физкультуры и спорта на местном уровне, от целых епархий до конкретных приходов. Надо сказать, что, конечно, прошло ещё мало времени, чтобы говорить о больших результатах на втором направлении. Мы никого не торопим, но тем не менее отклик есть.

Если взять мою Мурманскую епархию, то сейчас, по благословению Святейшего Патриарха, мы разрабатываем пилотный проект духовно-спортивного центра. То есть хотим попробовать воплотить идею гармоничного развития человека, как взрослых, так и молодёжи, детей. В центре Мурманска будет создан комплекс, где нижние этажи будут отведены под места занятия спортом, спортзалы и помещения для воскресной школы, для различных лекций, встреч и бесед, а наверху будет стоять храм.

4 октября 1916 года указом Императора Николая II основан незамерзающий порт Романов-на-Мурмане, крупнейший…

Мы хотим достичь синтеза, гармонии. Чтобы не было – отдельно спортивные сооружения, где тренеры порой стремятся достичь результатов грубостью и грязной матерной руганью, а отдельно от этого мира где-то есть возвышенная церковная жизнь, совершенно недоступная для спортсменов. Мы хотим попробовать сделать самый настоящий духовно-спортивный центр. Проект уже разработан, и в ближайшее время, я надеюсь, будет встреча Святейшего Патриарха с генеральным спонсором этого проекта. Повторюсь, мы заявляем его как «пилотный проект», чтобы показать государству, что если этот опыт будет удачный, то можно пойти по такому пути.

Ц.: Известно, что относительно недавно Святейший Владыка вместе с Вами встречался с министром спорта России Павлом Колобковым. Какие были договорённости, и реализуется ли уже что-то из намеченного?

Церковь, спорт и Русский мирВстреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром спорта Павлом Колобковым. Фото предоставлено Мурманской епархией Русской Православной Церкви

Владыка Митрофан: С министром спорта мы находимся в хорошем контакте, согласовываем с ним совместные поездки, наиболее значимые соревнования. И что очень важно, есть необходимое взаимопонимание. Другое дело, что сейчас одной из задач нашей Комиссии, и об этом говорили Патриарх с министром, является непростой вопрос изменения российского законодательства в отношении спорта. К сожалению, в российском спорте остались советские установки: никаких священников. И нигде вы не прочитаете ни слова о религиозных правах верующих спортсменов.

Сейчас мы активно через Госдуму пытаемся провести корректировку в Закон о спорте, этот закон должен быть приведён в соответствие с международными требованиями, с хартией олимпийского движения. Пока, увы, всё ещё сильны советские настроения. То есть сейчас священнослужители, конечно, присутствуют в отечественном спорте, но в любой момент нам могут сказать: давайте, идите отсюда, вы нам больше не нужны. Тем не менее процесс идёт. И нас уже многие поддержали: и думские комитеты, и в правительстве, и в администрации президента.

Ц.: Владыка, Вы уже привели красноярский пример, пример своей Мурманской епархии. Но также известно, что с недавних пор в Подмосковье регулярно проходит фестиваль национальных видов спорта «Русский мир». Расскажите, пожалуйста, немного об этом проекте и других наиболее ярких региональных проектах и инициативах.

Владыка Митрофан: Побывав в этом году впервые на этом фестивале, я был удивлён его масштабом и востребованностью. Тому, насколько большое желание было участвовать в этом проекте со стороны представителей наших бывших союзных республик, стран Русского мира. Подчеркну, в данном случае речь идёт не об этническом русском мире, а об историко-культурном, цивилизационном пространстве Российской Империи.

Россия и русские. Когда Россия устроится как государство? Место национализма в имперской идеологии….

Мы все русские, независимо от того, киргиз ты или чеченец. Мы старались это забыть в 1990-е годы, разбежавшись по своим национальным квартирам, и увидели, что ничего из этого не получилось. Увидели, что многие наши братья, которые были в составе Российской Империи, а потом Советского Союза, чувствуют себя без нас не очень комфортно и хотели бы вернуться в этот Русский мир.

И одноимённый фестиваль как раз это показывает: то, как живо откликаются разные народы на предложение приехать со своими национальными видами спорта, показать свою культуру. Показать, что хотя мы все разнообразные, тем не менее принадлежим Русскому миру. И эта идея сейчас имеет огромный, удивительный отклик. Наступает подлинный Ренессанс, возвращение понимания того, что только вместе можно достичь чего-то значимого в мировом масштабе.

Московская область, проводя фестиваль «Русский мир» и другие спортивные мероприятия, проделывает огромную работу в данном направлении. Совсем недавно я встречался с тренерским составом области и раздал им свою новую книгу «Спорт и его духовные аспекты». В ней я прослеживаю историю спорта и отвечаю на вопрос о том, в какой мере Церковь может в нём участвовать. Какие задачи сейчас стоят перед нами сегодня, и как нам преодолеть советское прошлое и языческое прошлое, которые всё ещё живут в спорте.

Церковь, спорт и Русский мир

Фото предоставлено Мурманской епархией Русской Православной Церкви

А вторая книга, которая была роздана тренерам, это «Правда о русском мате». К сожалению, мы знаем, какими методами подчас тренируют наших спортсменов. Как, на каком языке им объясняют суть спортивных достижений. Это недопустимо. И мы должны выбрать: либо мы православные спортсмены и призываем силы света, либо мы остаёмся на уровне спортсменов Советского Союза и в буквальном смысле при помощи мата призываем силы тьмы.

Совсем скоро, 4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, мы будем в Чечне встречаться с Рамзаном Кадыровым и Джамбулатом Умаровым, министром этой республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации. И там мы тоже будем обсуждать проблемы «Русского мира», проведения там этого фестиваля. Есть колоссальное движение со стороны кавказских народов, чтобы Россия о себе заявила как о духовно сильной стране, ведь только тогда они не захотят от неё отделиться. И в этом тоже задача «Русского мира».

Источник: https://tsargrad.tv