Домой Россия «Cписок Белоусова»: На астрономических выплатах Грефу и Ко поставят крест

«Cписок Белоусова»: На астрономических выплатах Грефу и Ко поставят крест

16
  • "Cписок Белоусова": На астрономических выплатах Грефу и Ко поставят крест

Не секрет, что топ-менеджеры российских госкомпаний получают выплаты, несопоставимо большие, чем доходы президента или премьер-министра и в тысячи раз превышающие средние зарплаты граждан. Однако сейчас появляются предложения об ограничении этих астрономических выплат, и звучат они, вероятно, в аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова. Удастся ли сократить безудержные аппетиты управленцев?

Тема со сверхдоходами российских «топов» и несправедливостью распределения прибыли руководящего звена госкомпаний поднималась уже неоднократно. Можно сказать, что ситуация с этими сверхдоходами – это одна из хронических болезней крупного сырьевого бизнеса в России. Его представители предпочитают лишь зарабатывать на ресурсах нашей страны, принадлежащих всему народу, а вот жить любят с размахом и по-западному – покупать виллы, яхты и выводить деньги в офшоры.

Недоумение из-за астрономических выплат топ-менеджерам выражал ранее и президент России Владимир Путин. «Меня это коробит», – говорил он, хотя и признавал, что многие менеджеры являются представителями других государств, сообразно чему им и выплачиваются такие суммы из конкурентных соображений.

Парадокс ситуации состоит всё в том же: богатства в России – народные, многие сырьевые компании – государственные, а вот выплаты в десятки миллиардов рублей не имеют к стране и её гражданам вообще никакого отношения. Сверхприбыли, которые образуются за счёт экспорта природных богатств страны, лишь частично поступают в бюджет (хотя это тоже очень приличные суммы). Но главное – несправедливость распределения остальных средств, ведь десяток менеджеров выписывают себе по полмиллиарда рублей в год только одних премий, без учёта непосредственно зарплаты.

8 июня стало известно, что в высоких правительственных кабинетах об этом помнят и вовсе не забросили идею отрегулировать выплаты «топам». Более того, по сведениям источников, предложение об ограничении выплат топ-менеджерам госкомпаний готовится в аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова, который и раньше в открытом письме Путину предлагал передать часть сверхприбылей сырьевых компаний в федеральный бюджет.

Пришло время делиться

Следует сразу сказать, что официального подтверждения об инициативе ограничения выплат «топам» из аппарата Белоусова пока не поступало. Однако о таких предложениях и их содержании 8 июня написал «Коммерсант» со ссылкой на источников, знакомых с параметрами этой идеи. Что же конкретно предлагается?

Согласно разрабатываемым требованиям, госкомпаниям и госкорпорациям должно быть запрещено устанавливать совокупный годовой доход топ-менеджеров выше, чем трёхкратный размер содержания премьера Михаила Мишустина. Планка, таким образом, будет установлена на уровне 30 млн рублей в год, что называется, в одни руки. Исключения возможны только по личному решению Путина.

Ключевой момент состоит даже не в том, что гигантским бонусам «топов» может быть положен конец. Речь идёт вообще о большой «уборке» в вопросе зарплат и распределения доходов крупных компаний. Для примера, если компания не полностью государственная (Россия – не единственный акционер), то там предлагается ввести KPI в качестве критерия оценки, заслужил ли менеджер надбавку и в каком объёме. KPI в этом случае будет рассчитываться на основе динамики выручки, чистой прибыли и рыночной стоимости компании. Если компания некоммерческая, то KPI будет действовать и там, но критерий будет привязан к отраслевым показателям. А это уже – польза для отрасли и экономики в целом.

Эти меры направлены на более справедливое распределение прибыли и чтобы десяток менеджеров крупных компаний не получали огромные выплаты, не сообразные тому вкладу, который они внесли. С формальной точки зрения эта инициатива является продолжением «списка Белоусова», предложенного нынешним первым вице-премьером Путину ещё в 2018 году.

Белоусов тогда составил список из 14 металлургических и нефтехимических компаний с наивысшей рентабельностью по EBITDA, то есть с наибольшей прибылью до вычета налогов, расходов по процентам и амортизации. Примечательно, что первым в списке значился «Норникель», оказавшийся сейчас у всех на слуху. Белоусов рассчитал, что с годовой выручкой в 537 млрд рублей, налоговой нагрузкой в 11% и при рентабельности в 44% компания могла бы перечислить в бюджет 114,2 млрд рублей. Всего же план Белоусова предполагал изъятие у этих 14 компаний в бюджет 513,7 млрд рублей.

История со «списком Белоусова» тогда не на шутку взбудоражила тех самых топ-менеджеров. Они поспешили заявить, что делиться сверхдоходами они не хотят, так как это якобы убьёт инвестиции и срежет траты на инфраструктуру. Итогом стал компромиссный вариант – компании не просто отдали эти деньги, а пообещали вместо отчислений 513,7 млрд рублей совершить инвестиции в 6 трлн рублей. Белоусов тогда положительно отозвался об этой «рокировке».

Золотые «топы»

Для понимания вопроса стоит просто посмотреть на цифры. В 2019 году журнал Forbes составил рейтинг отраслей по зарплатам топ-менеджеров. Лидером оказалась нефтегазовая отрасль, где за год размер выплат руководства вырос аж на 45% – с 2,26 млн долларов до 3,28 млн долларов.

Члены правления «Газпрома», по данным отчётности, за 2018 год увеличили свои суммарные доходы на 4,3% – до 2,5 млрд рублей. Эта сумма была разделена между 16 членами правления. Если условно и чисто для примера разделить её поровну на всех, то за год такой условный менеджер «Газпрома» получил 156,2 млн рублей, или по 13 млн рублей в месяц. Но не будем забывать, что речь ведь об элите, о самых-самых.

Астрономические выплаты касаются, разумеется, не только менеджеров нефтегазовых компаний. Очень высокие выплаты – в Сбербанке. Так, например, на девятерых членов правления Сбербанка пришлось 5,4 млрд рублей (за год выплаты выросли на 7,8%). Интересно, что из этой суммы бонусы – это 4,2 млрд рублей. То есть чисто в виде надбавок каждый из них получил в год по 466,6 млн рублей, или по 38,8 млн рублей в месяц. А ведь в 2019 году эти выплаты стали ещё больше – они выросли совокупно до 6,32 млрд рублей.

"Cписок Белоусова": На астрономических выплатах Грефу и Ко поставят крестРуководители «Сбербанка» одни из самых богатых топ-менеджеров. Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Нетрудно посчитать, в какой степени эти суммы «бьются», например, с бюджетами целых российских регионов. В совокупности за 2018 год менеджеры ведущих нефтегазовых компаний и главного банка страны заработали 11,8 млрд рублей, свидетельствует их отчётность. Это больше, чем бюджет Еврейской автономной области, который за тот же период составил 9,5 млрд рублей, свидетельствует бюджетная статистика.

По итогам 2019 года выплаты менеджерам нарастил не только Сбербанк, но и ВТБ – до 2,21 трлн рублей. Ещё раз обратим внимание на тот факт, что превышающие бюджеты целых регионов или эквивалентные им суммы получают всего несколько десятков человек, а не все сотрудники госбанков или госкорпораций.

Товарищи богатые разбогатели на наших ресурсах. А богатый класс у нас – суперчиновники, руководители госструктур и частный бизнес, за счёт сырья, в основном. Почему мы должны позволять, чтобы эти доходы шли на покупку дворцов во Франции, в Англии и так далее? Почему? Это же всё получено за счёт наших ресурсов. Поэтому перетоки капитала должны быть под контролем,

– говорил об этом академик РАН, экономист Роберт Нигматулин.

Похожую точку рения высказывал Царьграду на этот счёт и академик РАН Сергей Глазьев:

«Вопрос стоит ребром. Господа, либо вы возвращаете деньги в страну, либо вы уже не наши граждане. Более того, деньги получили за счёт эксплуатации нашего труда и наших природных ресурсов, а работаете сегодня в интересах геополитического врага, которым являются Соединённые Штаты. Значит, надо делать выбор. И здесь без кнута обойтись невозможно, одними пряниками. Источником сверхдоходов является сверхэксплуатация труда», – отмечал он.

Наводим порядок

Президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев усмотрел в инициативе по сокращению выплат топ-менеджерам шаг в сторону наведения порядка там, где это давно необходимо. По его словам, речь может идти вообще о большой оптимизации деятельности этих компаний.

Я считаю, что это позитивный маленький шаг, но это микроскопическая часть общей задачи. Задача – встроить госкомпании и госбанки в общую систему государственного стратегического управления. И поэтому нужно, чтобы были показатели развития, достигаемые этими компаниями и их менеджментом,

– сказал Митяев, имея в виду привязку к KPI.

Сбербанк, другие госбанки и компании сами себе хозяева, о чём говорила и Счётная палата, сказал экономист. Их финансовый и административный вес таков, что они просто делают всё, что хотят, включая выплату каких угодно масштабных бонусов своему руководству.

Показатели должны быть разумными. Например, для чего Сбербанк получает рекордную прибыль? Должна быть совершенно другая целевая ориентация госбанков и госкомпаний. Сейчас они в каком-то смысле предоставлены сами себе,

– обратил внимание он.

Митяев отметил, что цифры бонусов топ-менеджеров госкорпораций и госбанков хорошо известны, они не скрываются и публикуются. Крупнейшие нефтегазовые компании и госбанки ориентируются, в основном, не на государственные ведомства, а на своих мировых конкурентов.

«А там уже давно произошла революция менеджмента, и высшие руководители частных западных банков получают совершенно немыслимые бонусы. Но если брать китайские государственные банки, то там, конечно, такого нет. Там всё встроено в государственную систему управления», – привёл пример Митяев.

По его мнению, тут высока роль менталитета менеджера. Всё дело в том, что топ-менеджер крупного банка или корпорации считает себя ровней банкирам из Goldman Sachs или Citibank, хотя на самом деле работает тут, в России, и должен думать о стране.

«Посмотрим, как эта инициатива будет реализована. Но абсолютно точно, что рано или поздно это должно быть сделано», – добавил Митяев.

Таким образом, идею о сокращении огромных выплат «топам» можно только поддержать. У успешного менеджера должно быть понимание, что бонус даётся ему за большую работу, причём бонус этот однозначно не должен быть в сотни раз больше размера зарплаты президента или премьера страны и в тысячи раз превышать средний доход рядового работника.

Ведь глава государства и глава кабинета министров – это тоже топ-менеджеры, только они почему-то не купаются в таких невероятных финансовых потоках. Их работа при этом видна достаточно ясно, но едва ли кто-то из граждан-налогоплательщиков сможет точно сказать, чем именно занимается тот или иной «топ» госкорпорации и за что ему причитаются выплаты, сравнимые с бюджетом целого города или даже областного центра.

Источник: https://tsargrad.tv