Домой Россия «Это была Божия Армия»: К 75-летию Пасхальной Победы 1945 года

«Это была Божия Армия»: К 75-летию Пасхальной Победы 1945 года

22
  • "Это была Божия Армия": К 75-летию Пасхальной Победы 1945 года

Ровно 75 лет назад гитлеровский нацизм, самое страшное зло в истории рода человеческого, был побеждён не коммунистическим Третьим Интернационалом, но христолюбивым воинством.

В той войне Красная Армия была благословлена Православной Церковью. Это была Божия Армия. И мы должны это помнить. Помнить, что это была Божия Армия.

Источник этой цитаты – эфир украинской программы «Шустер LIVE» от 1 ноября 2013 года, посвящённый 70-летию освобождения Киева от нацистов. В те дни Янукович ещё был у власти, и никому даже в голову не могло прийти, что пройдёт всего несколько месяцев, и Киев будет захвачен идейными наследниками тех, кого Красная Армия изгнала из этого древнего русского города семью десятилетиями ранее.

В программе Савика Шустера в тот вечер собралось немало ненавистников всего русского, людей, для кого очередная круглая годовщина Освобождения Киева стала лишним поводом очернить сам подвиг Красной Армии. И только замечательный русский украинский историк, писатель и журналист Олесь Бузина очень коротко и ясно дал понять, что красноармейцы в те страшные годы были именно Божией Армией. Ну а, как говорится, «если с нами Бог, то кто против нас?»

Памяти Олеся Бузины

А полтора года спустя, 16 апреля 2015 года, 45-летний Олесь Бузина был убит при свете дня близ родного дома в родном Киеве, прекрасном цветущем городе, за последние годы ставшим одним из главных мировых центров русофобии и очернения памяти воинов-победителей. И так получилось, что слова Олеся о Божией Армии стали одним из его завещаний. Завещанием, напоминающим нам, потомкам Великой Победы 1945-го, что в те годы под советским Красным знаменем с пятиконечной звездой и серпом и молотом творилось Божие дело.

«За други своя»

К сожалению, сегодня православным христианам нередко приходится «оправдываться». Особенно это стало заметно на фоне недавней дискуссии о допустимости использования советской символики в строящемся главном храме Вооружённых сил России в подмосковном парке «Патриот». Среди контрдоводов были даже утверждения, будто пятиконечная звезда уже сама по себе – «антихристианский символ» (хотя на древних православных иконах её можно встретить многократно).

"Это была Божия Армия": К 75-летию Пасхальной Победы 1945 года

Священник Евгений Крокос. Источник: «Журнал Московской Патриархии»

Подобные «доводы» в последние годы неоднократно использовались околоцерковными либералами против гражданской сакрализации Победы 1945 года, вплоть до того, что ими был изобретён глумливый термин «победобесие». Особенно досталось традиции «вечных огней». В издёвку её даже сравнивали с адским «вечным огнём», хотя для многих верующих очевидно: несмотря на неудачный советский термин, это – самый что ни на есть христианский образ «неугасимых лампад» в память о павших.

В Великой Отечественной войне победил не богоборческий Третий Интернационал, но историческая Россия,…

На этом «идеологическом фронте» отличился и недавно запрещённый в священнослужении скандальный протодиакон Андрей Кураев. В своей публицистике последних лет он даже попытался доказать, что сам принцип защиты земного Отечества не является христианским. Настаивая на том, что широко известные слова Христа из Евангелия от Иоанна «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» будто бы никак нельзя соотнести с воинским служением.

Действительно, в раннехристианские века первые христолюбивые воины-мученики в большинстве своём страдали не от внешних завоевателей, но от своих же военачальников-язычников. Но до последнего оставались верными как Христу, так и своему воинскому служению. Также, по евангельскому слову, воздавая «кесарево кесарю», а «Божие Богу». И этот христианский принцип оказался сильнее любого другого: уже в первой половине IV века от Рождества Христова император-язычник Константин Великий уверовал во Христа и превратил языческую Римскую империю в Империю Христианскую.

Конечно, для наших околоцерковных либералов что Ромейское Царство (Византия) с Царством Московским, что Российская Империя с Советским Союзом – лишь разные степени отступления от их либерального «общественного идеала». Да вот только для подданных и граждан этих государств они – земное Отечество, защита которого – дело святое. В том числе и потому, что это защита не только своих родных и близких, но и своей Церкви.

И именно поэтому в июне 1941-го, задолго до знаменитого сталинского выступления, в котором Верховный главнокомандующий вспомнил как русских героев прошлого, так и христианское обращение «братья и сестры», Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился к верующим со словами, в которых ясно дал понять: защита Советской Родины – дело Божие:

Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу.

«Господь нам даровал Победу»

Осознавал ли митрополит Сергий, сам в своё время немало пострадавший от богоборцев, что со времён «безбожных пятилеток» власть изменилась мало? Несомненно. Да, ещё в 1927 году он издал свою печально известную «Декларацию», в которой заявил о безоговорочной лояльности к советской власти, и приведшей к целому ряду церковных разделений, но к концу 1930-х богоборческая сущность властей для большинства верующих стала очевидной.

В преддверии первой в истории Русской Православной Церкви «Пасхи без прихожан» мы вспоминаем «Снежную Пасху» 5…

К началу Великой Отечественной войны из десятков православных архиереев на свободе оставалось лишь четверо, из десятков тысяч храмов и монастырей действующими – около 350 (на территории РСФСР – не более сотни). И тем не менее священноначалие Русской Церкви призвало верующих на защиту священных границ нашей Родины. Что принесло свои плоды: репрессии против духовенства прекратились уже в первые месяцы войны, атеистическая пропаганда практически заглохла, а уже на Пасху 1942 года советское руководство, несмотря на комендантский час, разрешило ночные богослужения во всей стране, включая Москву и блокадный Ленинград.

Более того, несмотря на коммунистические идеологические аббревиатуры «СССР», «РСФСР», «ВКП (б)», «НКВД» и т. д. и т. п., наша страна оставалась той самой исторической Россией, которая вот уже несколько столетий была главной православной державой мира. И даже после 1917 года. Тем самым Третьим Римом, который для православных христиан, по словам недавно почившего русского историка Николая Лисового, оставался «последним окопом», символизировавшим одно: «Отступать некуда, если нас не станет, то и Православия не станет».

Церковь и война: служение и борьба

И, осознавая это, многие миллионы православных христиан (а перепись 1937 года показала, что большинство советских граждан остаются верующими), включая священнослужителей, делали всё, чтобы Красная Армия победила. И помощь была не только молитвенной: многие видные церковные деятели, включая будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), сражались на фронтах Великой Отечественной. А по всем православным приходам был объявлен сбор средств для нужд Красной Армии. Именно на церковные средства в годы войны были приобретены знаменитые танковая колонна «Дмитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский».

А прославленный в лике святых святитель Лука Крымский (в миру – профессор хирургии Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, к слову, родившийся 9 мая по новому стилю), прошедший череду тюрем, лагерей и ссылок, уже с октября 1941 года стал главным хирургом Красноярского эвакуационного госпиталя. Владыка работал практически без отдыха, делал по 3-4 операции в день, спас множество жизней. Впоследствии советские власти наградят святителя медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и удостоят Сталинской премии за научные труды по гнойной хирургии и операциям огнестрельных ранений.

В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года советская власть после 25 лет антицерковной войны пошла на «мирные…

А уже в 1943-м состоялась «ночь великого перелома»: в ночь с 4 на 5 сентября Иосиф Сталин принял в своём кабинете необычных гостей, уже около четверти века не бывавших в Московском Кремле: митрополитов Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича). Бывший семинарист, давно уже отошедший от веры предков, пошёл на беспрецедентные уступки Церкви, против которой советская власть активно боролась два десятилетия.

Советское руководство, чья власть к тому времени полностью сосредоточилась в руках Сталина, дало долгожданное разрешение на избрание Патриарха Московского и всея Руси, кафедра которого вдовствовала уже 18 лет. Для этого «большевистскими темпами» из мест заключения освободили оставшихся в живых архипастырей, ранее теми же темпами оказавшихся в тюрьмах и лагерях. Было дано разрешение открыть ряд духовных школ (на 1943 год не оставалось ни одной), а также некоторые храмы и монастыри. Разрешили издавать церковную богослужебную литературу и «Журнал Московской Патриархии», организовать работу свечных заводов и мастерских по изготовлению церковной утвари и облачений. Духовенству были предоставлены отсрочки от армии, а православным приходам – льготное налогообложение.

"Это была Божия Армия": К 75-летию Пасхальной Победы 1945 года

Рабоче-Крестьянская Красная Божия Армия. Источник: «Журнал Московской Патриархии»

Конечно, всё это нельзя назвать «покаянием», тем более что нет ни одного весомого свидетельства того, что после этих событий Сталин обратился к вере. Однако былое воинствующее безбожие советская власть утратила. Как и её символы – красное знамя, пятиконечная звезда и серп и молот – из революционных, разрушительных стали символами нашего земного Отечества, государства, сражающегося против главного исторического зла – гитлеровского нацизма, неуклонно обретавшего всё более человеконенавистнические языческие, а во многом и сатанинские очертания.

И для людей верующих очевидно: то, что в 1945 году Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня, пришлась на 6 мая и совпала с днём Небесного покровителя христолюбивого воинства – великомученика Георгия Победоносца – не просто «особый знак». Это очевидный символ того, что Великая Победа 1945-го стала именно Пасхальной Победой. Победой Божией Армии.

Христос Воскресе! С Днём Победы!

Источник: https://tsargrad.tv