Домой Россия Каждый шестой – безработный: Почему выпускники колледжей в России не трудоустраиваются

Каждый шестой – безработный: Почему выпускники колледжей в России не трудоустраиваются

83
  • Каждый шестой – безработный: Почему выпускники колледжей в России не трудоустраиваются

Приближается лето. Многие студенты задумываются о поиске работы на время или места постоянной занятости по окончании обучения. По статистике, сложнее всего приходится выпускникам колледжей и техникумов (бывших ПТУ). Почему так происходит?

По данным Росстата, самый высокий уровень безработных в России в 2017 году наблюдался среди выпускников организаций среднего профессионального образования 2016 года по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Из них не имеют занятости 15,9%. А если рассматривать сельскую молодёжь отдельно, то доля безработных там среди тех же выпускников составила уже 18,8%.

И причина вовсе не в том, что рабочие кадры не нужны компаниям. По данным портала HeadHunter на конец 2018 года, за год спрос на рабочий персонал увеличился на 10%.

Каждый шестой – безработный: Почему выпускники колледжей в России не трудоустраиваются

Фото: www.globallookpress.com

И дело может быть даже не в отсутствии опыта работы или высокого уровня профессионализма. Работодателю нужны как специалисты высокой квалификации, так и простые рабочие. Например, согласно информации сайтов по поиску работы, сейчас во многих регионах очень востребованы грузчики, комплектовщики, разнорабочие, сборщики корпусной мебели и многие другие специальности.

Причина, как считают работодатели, в том, что молодёжь всё реже выбирает рабочие профессии, строя карьеру в других направлениях, меняя специальность, полученную в колледже.

Одним из главных событий 2018 года, которое будет иметь далеко идущие последствия для каждого из нас, стала…

Однако ещё одна сложность с подбором кадров на рабочие специальности состоит в том, что учащиеся средних специальных учебных заведений, как правило, не готовы к собеседованию с нанимателем, мало знают о том, как написать качественное резюме, когда и куда его направить. Бывает и так: получая специальность, например, социального работника, ребята ищут вакансии в государственных органах социальной защиты, не зная, что люди с таким образованием могут быть нужны не только там, но и в благотворительных организациях, в службах занятости, обучающих детских и молодёжных центрах или в организациях, занимающихся психологической поддержкой.

Трудоустройство молодёжи со средним специальным образованием – это проблема, к решению которой, по мнению экспертов, нужно подходить с разных сторон. Недостаточно выпустить из стен учебного заведения профессионала (хотя и с этим тоже пока не всё в порядке). В рыночных условиях выпускники должны быть полностью готовы к самостоятельному поиску работы, понимать, где и как трудоустроиться в регионе или даже в другой части страны, знать, как правильно провести беседу с работодателем. Это важно даже для временного трудоустройства в целях подработки. Кстати, вполне возможно, что, попав в компанию в качестве курьера, выпускник среднего специального учебного заведения вырастет там до более высоких должностей.

Конечно, в колледжах теперь есть занятия по составлению резюме, но очень важно ещё научить ребят общаться с разными типами работодателей – с руководителем, с нанимателем из агентства, с типичным кадровиком, грамотно описывать себя и как работника, и как личность. Очень важно хорошо ориентироваться на рынке труда и уметь искать и внимательно читать объявления о найме,

– пояснила Царьграду Оксана Баркалова, главный администратор интернет-платформы «Моя карьера» фонда «Фокус-Медиа», который реализовал уже несколько проектов по развитию навыков трудоустройства на президентские гранты.

Руководители и сотрудники кадровых отделов жалуются на то, что порой в резюме, которые они получают, не указана электронная почта, нет телефонного номера, чётко не описаны навыки. Например, молодой бухгалтер в своё резюме не включает описание уровня владения профессиональными программами, а автомеханик в качестве основного навыка указывает знание офисных компьютерных приложений.

Ребята, которые принимают участие в нашем проекте, сначала порой пишут совершенно стандартные резюме, берут заготовки из интернета, бывают даже вымышленные тексты с указанием несуществующего опыта работы в каком-нибудь ООО «Ромашка». Для работодателя все такие документы на одно лицо, а уж подвох он определит сразу. Ничего удивительного, что многие ребята не доходят до этапа собеседования. Таким соискателям и надо помогать. Мы считаем, что выпускники колледжей и техникумов должны гордиться своей профессией и уверенно чувствовать себя при поиске работы,

– считает Баркалова.

Ребята со средним специальным образованием, особенно юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья, по её словам, при поиске работы нередко сталкиваются и с обманом. Они приходят по объявлению о найме, а лишь потом выясняется, что это фальшивые работодатели и зарплату за раздачу листовок или работу в колл-центре никто платить не собирается. А иногда оказывается, что по таким объявлениям набирают наркокурьеров или ещё каких-нибудь бедолаг.

Каждый шестой – безработный: Почему выпускники колледжей в России не трудоустраиваются

Фото: www.globallookpress.com

Трудоустройство или пособие?

Приток мигрантов в Россию частично восполняет естественную убыль населения. Только вот русских становится в…

Среди выпускников колледжей и техникумов есть и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты. По статистике, 90% выпускников детских домов идут учиться именно в средние специальные учебные заведения, правда, не все их оканчивают.

Ситуация с поиском работы у таких ребят совсем безрадостная. Предполагается, что, выпустившись из техникума или колледжа, они сразу устроятся на работу. Но они не торопятся это делать, так как сумма пособия, которое они получают первые полгода, если не могут устроиться, доходит до 180 тысяч рублей (в Москве) в месяц.

Что будет, когда пособие закончится, часто никто и не задумывается. Ребята совсем не представляют, как устроен реальный рынок труда, где можно работать, получив, например, профессию повара или флориста. В результате их попытки трудоустроиться могут оказаться безуспешными.

Практически все воспитанники детдомов сознательно отказываются от подработки, чтобы не потерять свой шанс на пособие. Потом человек оказывается без денег, без работы и без перспектив её найти,

– описала ситуацию Царьграду Анна Кочинева, директор фонда «Хранители детства», который помогает подросткам из уязвимых групп сделать осознанный выбор профессии и получить первый успешный опыт работы при поддержке наставника.

Каждый шестой – безработный: Почему выпускники колледжей в России не трудоустраиваются

Фото: www.globallookpress.com

По данным исследования Московского государственного психолого-педагогического университета за 2015 год, только 10-15% выпускников детских домов находят стабильную работу. Остальные живут на социальные пособия государства, скатываются вниз по социальной лестнице, попадают в различные группы риска: употребляют алкоголь и наркотики, нарушают закон или становятся жертвами преступлений, ведут асоциальный образ жизни, не могут содержать семью и, как следствие, отказываются от своих детей, продолжая цикл сиротства.

Один из эффективных путей, чтобы это предотвратить, – привлекать ребят к работе с подросткового возраста, стараться заинтересовать их. Это делается в форме стажировок на площадках компаний, мотивационных встреч, мастер-классов и, конечно, обучения навыкам трудоустройства. В итоге ребята могут получить рекомендацию от реальных работодателей, опыт работы в коллективе, а с этим багажом уже гораздо проще устроиться на работу, появляется желание это сделать, формируется видение себя в будущем,

– считает Кочинева.

В целом, ребятам, получающим среднее специальное образование, не хватает не просто понимания того, как и куда можно трудоустроиться, а нередко – и обычных, жизненных навыков. Многие из них не имеют никаких навыков делового общения, работы в команде, легко поддаются негативному влиянию. Все эти качества хорошо заметны работодателю, порой для этого бывает достаточно нескольких минут собеседования. Важно, чтобы взрослые, которые обучают и воспитывают ребят, понимали эту проблему и помогали им её преодолеть или привлекали для этого профессионалов.

Источник: https://tsargrad.tv