Домой Россия Карантин продлится несколько лет, заразятся сто миллионов: Эксперты об эпидемии в России

Карантин продлится несколько лет, заразятся сто миллионов: Эксперты об эпидемии в России

36
  • Карантин продлится несколько лет, заразятся сто миллионов: Эксперты об эпидемии в России

Россия переживает третий период самоизоляции из-за COVID-19 – заболевания, вызываемого новым респираторным вирусом, который наша иммунная система ещё не умеет распознавать. Все ждут, когда отменят ненавистный карантин и разрешат поехать на любимую работу в обожаемом метро… Но объективных предпосылок для ослабления режима самоизоляции нет: заболеваемость в России перешагнула рубеж в 10 тыс. человек в сутки.

В понедельник, 4 мая, пресс-служба Министерства здравоохранения РФ сообщила, что, по мнению главного внештатного пульмонолога Минздрава Сергея Авдеева, Россия ещё точно не дошла до пика и не вышла на плато по заболеваемости COVID-19. Пока речь идёт о карантинных мероприятиях, рассчитанных до 12 мая, но врачи и учёные уверены: ограничения продлятся ещё несколько месяцев, а то и лет. По их мнению, пока новым вирусом не переболеет или не будет вакцинировано 70% населения, а это почти 100 млн россиян, остановить массовое заражение, а значит, избежать и тысячи смертей, не удастся. Вакцина от коронавируса будет готова в лучшем случае к осени, а применить её в условиях пандемии вряд ли кто-то отважится. А до появления лекарства – 5–8 лет. В таких условиях единственным способом сдержать инфекцию будет карантин. Помочь россиянам пережить беду может солнце – под его лучами гибнет вирус, попавший в окружающую среду. Однако оно же может усугубить ситуацию: загар и смена климата ослабляют иммунитет – единственное работающее на сегодняшний день оружие против коронавируса.

Смягчить карантин – обеспечить новую вспышку

Прогнозировать, когда закончится пандемия, особенно сложно, потому что иммунная система большинства жителей планеты пока незнакома с новым коронавирусом, поэтому он беспрепятственно проникает в клетки, не встречая сопротивления в виде традиционного для других ОРВИ насморка и кашля. Иммунитет спохватывается, только когда множество клеток организма уже работает на воспроизводство вируса.

Между тем родственники и знакомые врачей говорят, что изначально, в значительной части клиник, где они…

Поэтому к моменту появления первых симптомов: повышенная температура, одышка и проблемы с сердцем – заражённый человек успевает передать вирус всем, с кем пересекался в пространстве. А поскольку иммунитета нет ещё ни у кого, скорость распространения нового вируса чудовищная – от каждого к каждому.

Ситуация осложняется ещё и тем, что целевого лекарства от коронавируса не существует – врачи снимают только симптомы болезни и пытаются подобрать из существующих препаратов тот, что хоть как-то воздействует на COVID-19. Но пока гарантированной схемы лечения коронавирусной инфекции нет, а блокировать размножение её возбудителя могут только собственные антитела пациента.

Чтобы говорить о завершении пандемии коронавируса, когда количество заболевших в день идёт на спад, людей с антителами к нему – вакцинированных или переболевших — должно быть порядка 70% от общего числа жителей города или страны. Для России это 98 миллионов человек. Вакцины сейчас нет, значит, единственный способ сформировать антитела – это переболеть. При нынешних темпах заболеваемости нужное количество переболевших мы получим через несколько месяцев, а то и лет,

– рассказал в интервью Царьграду экс заместитель директора по науке НИИ гриппа, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной вирусологии НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Владимир Зарубаев.

Даже если предположить, что реальное число уже переболевших коронавирусом больше официальных данных в 10 или даже в 100 раз, к 12 мая речь будет идти о не более чем 10 млн человек с антителами, это в 10 раз меньше, чем требуется для преодоления эпидемии. А значит, любые ослабления карантина приведут к мгновенной вспышке инфекции.

Карантин снижает количество одновременно заболевших

Проблема в том, что хотя у 80% заражённых вирус не вызывает никакой реакции организма, а у 20% развивается обычное ОРЗ, 5% переносит его в тяжёлой форме, включая пневмонию, а у 4% он приводит к смерти. Причём человек умирает в основном не из-за самого вируса, а из-за реакции больных органов на его присутствие – рост температуры, избыточное воспаление и т.д.

Допустить, чтобы пять миллионов тяжёлых больных оставались без лечения, государство вряд ли может, поэтому единственный способ снизить количество тяжёлых и смертельных случаев – растянуть заболеваемость во времени с помощью карантина.

Карантин продлится несколько лет, заразятся сто миллионов: Эксперты об эпидемии в РоссииИзоляция – это очень мощное противоэпидемическое средство, и чем жёстче карантин, тем он эффективнее. Фото: Сергей Киселёв / АГН «Москва»  

Даже небольшое ограничение контактов приводит к снижению количества заболевших от вирусов. По данным НИИ гриппа, в дни новогодних каникул заболеваемость гриппом и ОРЗ падает в десятки раз. А гасить сезонные вспышки гриппа ещё в советское время научились с помощью локальных карантинов в школах и на предприятиях.

Почему, например, заболеваемость гриппом резко падает после школьных каникул? Потому что дети являются основными переносчиками гриппа как между собой, так и для семьи. Естественно, когда во время каникул контакты между детьми ограничиваются, это служит очень мощным барьером на пути распространения вируса. Всякого рода изоляция – это очень мощное противоэпидемическое средство, и чем жёстче карантин, тем он эффективнее,

– пояснили в НИИ гриппа.

При отсутствии лекарств и вакцин запрет на прямые контакты между людьми – единственный способ прервать цепочку распространения вируса, и иногда такие меры приводят к полной ликвидации эпидемии, как это было с тяжёлым острым респираторным синдромом (SARS) в 2003 году.

В то же время в НИИ гриппа напомнили, что отсутствие коллективного иммунитета не всегда является условием для жёсткого карантина, а в случае его введения вспышка заболеваемости просто сдвигается на более поздний срок.

Обвинения Запада в адрес Пекина в ответственности за «пандемию» коронавируса имеют финансовую подоплёку и…

«Во время сезонных вспышек гриппа мы регистрируем по 50–70 тысяч заболевших в сутки. И никто блокпосты не выставляет. В то же время в 2018 году была мощная вспышка гриппа в США, которая унесла жизни нескольких десятков тысяч человек, и там разные штаты по-разному реагировали на это: кто-то не предпринимал никаких мер, кто-то вводил чуть ли не военное положение. И результат был одинаковый: пока все не переболели, распространение сдержать было невозможно. Просто там, где меры были жёсткими, вспышка заболеваемости происходила позже», – пояснил сотрудник НИИ гриппа.

Эффективность карантина продемонстрировала Германия. Когда ограничения там стали снимать, уровень реинфицирования вырос с 0,7 (когда каждые десять человек заражают семь человек, а значит, количество заболевших снижается) до 1,2 (при таком показателе каждые десять человек заражают 12, что говорит о росте количества заболевших).

Некоторые страны, например Швеция и Белоруссия, пошли по другому пути. Там никаких массовых ограничений нет и перекрёстное заражение людей происходит быстрее. Посол Швеции в США Карин Ульрика Олофсдоттер заявила, что коллективный иммунитет от COVID-19 в стране будет выработан уже к концу мая 2020 года. При этом в Швеции от коронавируса умерло, по данным на 3 мая, 2,6 тысячи человек из 22 тысяч заболевших, а в Белоруссии – по официальным данным – 99 из 16,7 тысячи.

В любом случае решать, отпустить ли ситуацию на самотёк и получить несколько миллионов тяжело больных или продолжить ограничения и попытаться спасти как можно больше пациентов, будут чиновники и эпидемиологи.

Вакцина и лекарство появятся не скоро

Альтернативный способ получить коллективный иммунитет – массовая вакцинация. Организм учится распознавать вирус, но не болеет.

По словам Зарубаева, вакцина будет готова не раньше, чем через несколько месяцев, но в условиях эпидемии массовую вакцинацию никто проводить не будет.

По опыту применения вакцины от гриппа можно сказать, что от идентификации самого вируса, против которого надо вакцину разрабатывать, до получения первых порций промышленной вакцины проходит порядка шести-восьми месяцев. А значит, в ближайшие несколько месяцев вакцины против COVID-19 у нас не будет. И хотя, конечно, сейчас на её разработку навалились всем миром, даже если её получат завтра, нужно будет наработать достаточное её количество, испытать и распространить по клиникам, соблюдая жёсткий температурный режим, иначе белок вакцины разрушится. Кроме того, нужно не забывать, что вакцинацию всегда проводят до начала эпидемии, чтобы иммунитет выработался ещё до массового распространения вируса. Когда вспышка уже началась, вакцинацию запрещают – она даёт обратный эффект и приводит к росту числа заболевших,

– пояснил Зарубаев.

Учёным и врачам серьёзно бы помогла сейчас вакцина от SARS, если бы её разработку, начатую в 2003 году, не заморозили.

«И SARS, и COVID-19 – это коронавирусы, и они отличают друг от друга как штаммы гриппа. И хотя их изменчивость ещё не до конца изучена, вакцина от SARS за счёт какого-то перекрёстного иммунитета помогла бы приглушить эту инфекцию», – отметил Зарубаев.

Жёсткая изоляция была бы не так необходима, если бы существовал целевой препарат против COVID-19, но раньше пяти-восьми лет его получить не удастся.

«Разработка целевого таргетного лекарства – это, по самым оптимистичным прогнозам, вопрос пяти, шести, а то и восьми лет. Сюда входят все этапы, начиная от выявления собственно действующего вещества до появления этого вещества на полках аптек. Особая роль отводится доказательству его безопасности, того, что оно не токсично, не мутагенно, не канцерогенно, не вызывает побочных эффектов, потому что только в этом случае государство допустит его на рынок», – пояснил Зарубаев.

По его словам, лучшее, что быстро могут сделать врачи и учёные, – это найти эффективный препарат среди тех, которые уже прошли испытания и присутствуют на рынке.

Поиск работающей комбинации среди существующих препаратов ведётся постоянно. Случайно найти какие-то средства могут и завтра. Это всё равно что стартер от одной машины поставить в двигатель другой – он будет глохнуть и работать с трудом, но всё-таки работать будет. Конечно, для экстренных ситуаций подойдёт и такой метод, и в этом смысле можно сказать, что способ лечения коронавируса у человечества есть. Но здесь ещё возникает вопрос квалификации врачей и доступности этих препаратов в клиниках,

– пояснил специалист.

По его словам, из почти 2,5 тысячи противовирусных лекарств против COVID-19 с разной степенью успешности сейчас применяются три: противомалярийный препарат «Хлорохин», комбинация препаратов против ВИЧ под торговой маркой «Калетра» и противовирусный препарат «Ремдезивир», который был разработан для лечения лихорадки Эбола.

Кроме того, есть масса препаратов, которые помогают организму справиться с последствиями заражения вирусом, но сам вирус не блокируют и не разрушают. Это различные тромболитики и антикоагулянты.

«Человек с коронавирусом может умереть от тромбоза, а может выжить и вылечиться, и это огромная разница, поэтому сказать, что вспомогательные препараты не работают, нельзя, но то, что это лечение именно коронавируса, тоже нельзя сказать», – добавил Зарубаев.

Кроме того, по его словам, благодаря социальным сетям врачи из разных стран мгновенно обмениваются опытом лечения COVID.

Сейчас особенно ценно, что описано очень много схем лечения. Вопрос в том, применяют ли их при выборе стратегии лечения. Врачи такие же люди и не всегда готовы перенимать опыт коллег, многие стремятся разработать собственную тактику лечения,

– пояснил Зарубаев.

COVID лечат парацетамолом и переназначенными препаратами

Заведующий инфекционным отделением одной из центральных российских больниц на условиях анонимности рассказал Царьграду, что сейчас в российских больницах успешно применяют хлорохин и калетру, а ремдезивир пока недоступен, поскольку находится на стадии испытания.

«Его ещё нет ни в продаже, ни в доступности для закупки. Производитель может по запросу предоставить ремдезивир для клинических испытаний, но такого решения пока нет», – пояснил врач.

Накануне состоялось онлайн-собрание отделения медицинских наук РАН, на котором учёные представили новые данные…

Он добавил, что первые два препарата «очень сложные в плане побочных реакций», поэтому их нельзя применять самостоятельно, только в условиях стационара.

Многие при высокой температуре и других симптомах коронавируса пытаются лечиться в домашних условиях единственным общедоступным препаратом – парацетамолом. Но он лишь облегчает состояние (и то не всегда), пока организм учится справляться с новым вирусом. «Если самостоятельно справиться с симптоматикой не получается, нужно ехать в больницу. Других вариантов вылечиться сейчас нет», – пояснил собеседник Царьграда.

Врач также отметил, что, как правило, с момента появления препарата на рынке и регистрации в Росздравнадзоре до появления его в клиниках проходит около месяца.

«Конечно, так было в обычной жизни. Сейчас, если препарат против COVID-19 появится где-то в мире, его у нас зарегистрируют очень быстро», – выразил надежду медик. Карантин продлится несколько лет, заразятся сто миллионов: Эксперты об эпидемии в РоссииОбщая летальность от COVID-19 4%  – это не слишком высокий показатель. Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва» 

По его словам, о снижении роста числа больных сейчас речи не идёт, медицина готовится к тому, чтобы к концу мая лишь «понять масштабы бедствия».

«Мы очень долго жили вне эпидемий, поэтому перестроили нашу медицину с «военных» рельсов на гражданские. И сейчас перестроить медицину с гражданских рельсов на «военные» сложно. Самое главное, мы сбили первую волну, это дало нам возможность развернуть новые больницы, перепрофилировать старые, как-то подготовиться. Дальше будет проще», – пояснил инфекционист.

Он подчеркнул, что продолжение ограничений после 12 мая неизбежно, но призвал находить в этом плюсы.

Во всяком случае, у нас уже есть опыт самоограничения, какие-то новые привычки: близко друг к другу не подходить, здороваться кивком головы, а не через рукопожатие, и так далее. Я думаю, мы очень скоро так или иначе, вне зависимости от карантина, выработаем меры, которые приведут к сглаживанию кривой заболеваемости, какие-то новые привычки, модели поведения, сможем к этому адаптироваться,

– считает врач.

Солнце убьёт вирус и ослабит иммунитет

Заслуженный врач Российской Федерации, в прошлом главный врач санкт-петербургских больниц №2 и 32 Игорь Фигурин в свою очередь объяснил Царьграду, что данных о свойствах и распространении COVID-19 для прогнозов и выводов о сроках окончания карантина пока недостаточно.

«Вирус новый, даже вирусологи знают о нём недостаточно. И статистика его распространения и лечения некорректная – в разных странах очень разные методики подсчёта заболевших и умерших, разная чувствительность тестов, выборка населения для исследований и т.д. Поэтому делать какие-то выводы на основе этих цифр невозможно», – сказал Фигурин Царьграду.

По его словам, страшен не столько вирус, сколько информационная истерика вокруг него.

Общая летальность 4% – это не слишком высокий показатель. При свином гриппе была летальность 17%, но никто не объявлял не то что пандемии, а даже эндемии – региональной эпидемии. С другой стороны, люди умирают и не принимать меры нельзя. Вопрос в том, какие и как,

– отметил Фигурин.

По его мнению, эпидемия коронавируса может привести к пересмотру важности медицины и изменить подход к национальной безопасности в России.

В обращении 28 апреля к гражданам Владимир Путин провёл аналогию между эпидемией и военным противостоянием….

«Если такой ничтожный, с точки зрения поражающей способности, вирус может вызвать такие масштабные последствия для жизни общества и экономики целых стран, то, может быть, нужно пересмотреть важность угроз, которые мы парируем. Для защиты от ядерного оружия выделяются очень большие средства, а реальный ущерб мы испытываем совсем от другого. А представляете, если кто-то целенаправленно захочет использовать вирусы в качестве оружия, – мы будем к этому просто не готовы», – пояснил Фигурин.

В летние месяцы заболеваемость COVID-19 может снизиться сама по себе, даже без карантина.

«Впереди у нас лето – это сезон высокого уровня ультрафиолета, который будет способствовать снижению распространения вируса в среде передачи. Вирус вообще не любит высокую температуру: там, где жара, при высоких температурах, он погибает. Поэтому вирусные эпидемии тяготеют к таким периодам года, когда нет солнца, а если говорить о температуре, вирус любит около нуля», – пояснил заслуженный врач.

Карантин продлится несколько лет, заразятся сто миллионов: Эксперты об эпидемии в РоссииВирус не любит высокую температуру, но нужно соблюдать осторожность на пляжах во время принятия солнечных ванн. Фото: YanLev / Shutterstock.com    

При этом резкая смена климата и длительное пребывание на солнце может дать обратный эффект – привести к росту заболеваемости.

Загар – это ожог кожи, с которым организм начинает бороться, и иммунитет при этом ослабевает. В этот момент вирус может активироваться. То же самое со сменой климата – из одной микробиологической обстановки человек попадает в другую и начинает адаптироваться. Многие заболевают, когда приезжают на курорт или возвращаются обратно. Поэтому здесь тоже нужно быть очень осторожными,

– предостерёг Фигурин.

Большинство профессионалов-прогнозистов соглашаются в одном: в непредсказуемости пандемии, в отсутствии объективных данных для точных прогнозов.

Важным фактором пандемии многие считают психологический – пока что пагубное воздействие собственно коронавируса на людей уступает ущербу от нарастающей паники и социально-экономических последствий. Вместе с тем приписывать эту панику только умышленной медиакампании было бы не совсем правильно: важны не абсолютные и не относительные цифры, а два факта. Первый – непредсказуемость заражения (так, от намного более губительного для человечества СПИДа можно защититься изменением образа жизни и контролем за стерильностью медицинских инструментов) и результата лечения (все первоначальные гипотезы – о возрасте больных и т.д. – не подтверждаются). А второе – сам пугающий характер болезни, то, как выглядят тяжелобольные люди и как они умирают. Это как катализатор, который многократно усиливает психологическое воздействие информации о пандемии.

Профессионалы не паникуют и призывают не паниковать и нас. Но и не обещают лёгкой жизни и победы над «ковидлой» до 12 мая. В ожидании результатов работы врачей и учёных нам придётся привыкать жить с новым вирусом. Чаще мыть руки, реже прикасаться к предметам в общественных местах, приспосабливаться к работе и учёбе в домашних условиях – возможно, всё это очень надолго. Даже если власти после 12 мая ослабят карантин.

Источник: https://tsargrad.tv