Домой Россия «Кем заменить такого человека?»

«Кем заменить такого человека?»

47


Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический …

«Кем заменить такого человека?»

В России были сотни князей. Одни происходили из древних княжеских родов (Волконские, Воротынские, Гагарины …), другие были возведены в княжеское достоинство царской властью за заслуги перед Отечеством, а если заслуги были военные, то к фамилии часто добавляли приставку с указанием мест наиболее ярких сражений (Долгоруков-Крымский, Суворов-Италийский, Паскевич-Варшавский). Бывали, впрочем, и мелкие личности, получившие княжеские титулы по монаршей прихоти (вроде Зубова, последнего фаворита стареющей Екатерины II). Обращались к князьям со словами «Ваше высочество».
А вот светлейших князей было всего три десятка (несколько человек, получивших высокие титулы после 1917 года из рук самозваного императора Кирилла, не в счёт). Обращались к ним иначе: «Ваша светлость». Одним из них был Григорий Александрович Потёмкин, 280-летие со дня рождения которого отмечается 13 сентября (ст.ст.) 2019 года.
Выходец из мелкопоместных дворян Смоленской губернии, т.е. из самых дворянских низов, он совершил головокружительную карьеру (граф, светлейший князь, президент Военной коллегии, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий войсками, главнокомандующий Черноморским флотом, генерал-губернатор одновременно Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний), которую советские историки объясняли не выдающимися способностями, а лишь участием в дворцовом перевороте в 1762 г., приведшем на трон Екатерину II, да интимной близостью к Императрице. 
Да, были и участие в перевороте (действительно давшем толчок его карьере), и амурные дела. Были и роскошные дворцы, и тысячи душ крепостных, на чём тоже заостряли внимание советские историки. Не заостряли они только внимание на главном: Потёмкин совмещал в себе доблесть и отвагу настоящего воина, недюжинные полководческие способности, неповторимый организаторский талант и стратегическое мышление государственного деятеля.
Придворная жизнь была тесна для этого человека, и в 1769 году он оправился на русско-турецкую войну (1768 – 74), где сразу же отличился при взятии Хотина, за что получил чин генерал-майора. Командующий 1-й армией генерал-аншеф Голицын писал о своём подчинённом по поводу другого сражения: «Русская конница до сего времени еще не действовала с такой стройностью и мужеством, как под командою генерал-майора Потёмкина». Затем молодой генерал доблестно действовал в знаменитых сражениях при Ларге и Кагуле (1770) под командованием великого Румянцева. Он первым ворвался в предместья Килии, отличился храбростью в схватках с противником под Крайовом и Цимбрами, участвовал в разгроме войск Осман-паши под Силистрией. За отличие в боях он получил чин генерал-поручика (аналог генерал-лейтенанта), ордена св. Анны и св. Георгия 3-й степени.
Тогда он и обратил на себя более пристальное внимание императрицы и вскоре стал её ближайшим помощником во всех государственных делах, прежде всего – в вопросах освоения и военного укрепления новых земель на юге России, названных Новороссией.
Он основал Екатеринослав (1776, в советское время Днепропетровск), планируя превратить его в третью столицу России, Херсон (1778), Севастополь (1783), Симферополь (1784), Николаев (1789), организовал заселение и освоение пустынных земель Причерноморья. Именно по его настоянию Крым был присоединён к России. «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите же теперь, что Крым Ваш и что нет уже сей бородавки на носу…» – писал он царице. 
В 1775 году, пройдя румянцевскую школу и учтя опыт только что оконченной войны с турками, Г.А.Потёмкин начал продуманную реформу в пехоте, придав первостепенное значение не внешнему лоску, а военной выучке: умению совершать ускоренные и скрытные переходы, действиям на пересечённой местности, меткости ружейного и пушечного огня. Он ввёл единую штатную структуру частей и соединений, что существенно улучшило управление армией и позволило организовать более чёткое её снабжение. Под страхом наказания он запретил командирам использовать солдат на частных работах. В своих приказах и инструкциях он неоднократно требовал от командиров и начальников человечности в отношениях с подчинёнными.
В том же году он решительно ликвидировал казачью вольницу (Запорожскую сечь), не столько защищавшую юго-западные рубежи государства, сколько приносившую головную боль правительству, и на её основе создал Черноморское (Кубанское) казачье войско, переселив значительную часть запорожцев на Кубань и решив попутно две другие задачи – создание пограничной стражи в западной части Северного Кавказа и колонизацию недавно освобождённой от Турции земли в Прикубанье. Регулярный характер он придал и Донскому казачеству, более тесно соединив его с армией.
Князь положил начало Черноморскому флоту, который строился под его непосредственным руководством, который он считал своей гордостью и за который болел всей душой.
С началом новой русско-турецкой войны (1787 – 91), закончившейся, как и предыдущая, победой русского оружия, Потёмкин был назначен главнокомандующим армией. Свои проницательным взором он быстро разглядел военный дар генерала Суворова и адмирала Ушакова, поддерживал их и поручал им самые трудные задачи. Вспоминая блистательные победы под Кинбурном, Очаковым, Фокшанами, у Рымника, у острова Федониси, в Керченском проливе, у мыса Тендра, у мыса Килиакрия, взятие Измаила и отдавая должное этим гениальным командирам, не стоит забывать, что действовали они под началом Потёмкина и по его стратегическому плану. 
О нём писали: «Он честный человек, он добрый человек, он великий человек: счастье моё за него умереть» (А.В.Суворов), «Бранных, ругательных слов, кои многие из начальников себе позволяли с подчиненными, от него никто не слыхивал; в нём совсем не было того, что привыкли мы называть спесью» (мемуарист Ф.Ф.Вигель), «Он сам очень храбр: он стоит под выстрелами и спокойно отдаёт приказания… Он очень озабочен в ожидании опасности, но веселится среди неё и скучает среди удовольствий. То глубокий философ, искусный министр, великий политик, то десятилетний ребёнок. Он вовсе не мстителен, он извиняется в причинённом горе, старается исправить несправедливость» (австрийский фельдмаршал де Линь), «Кем заменить такого человека? Я и все мы теперь как улитки, которые боятся высунуть голову из скорлупы» (Екатерина II).
Высокий статный красавец, он никогда не болел, а умер в одночасье на 53-м году от лихорадки. Произошло это по пути в Николаев из Ясс, где он вёл переговоры с поверженными турками и готовил мирный договор. Прах его покоится в Екатерининском соборе в Херсоне, построенном по его распоряжению (по его же распоряжению в 1788 г. сюда были перенесены останки павших русских воинов и похоронены в церковной ограде).
Григорий Александрович Потёмкин прожил жизнь, полную великих свершений. Да, почти всё созданное им для России ушло к Украине – государству, созданному в большевистской пробирке. Но будущие пути истории – это Пути Господни, а они неисповедимы.
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Источник: https://tsargrad.tv