Домой Россия Монашеский подвиг, внешняя красота и сияние высшей государственной власти

Монашеский подвиг, внешняя красота и сияние высшей государственной власти

37


По словам Патриарха Кирилла, святой преподобный князь Даниил показал, что государственная деятельность может сочетаться с жизнью во Христе …

Монашеский подвиг, внешняя красота и сияние высшей государственной власти

Вчера, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря, собщает Патриархия.ru. 
По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
«Всех вас сердечно приветствую c днем памяти святых благоверных князей Александра Невского и его сына Даниила Московского, — начал проповедь Святейший Патриарх Кирилл. — У святого Иоанна Златоуста находим такие слова: "Великолепие являет себя в святости, потому что святость и есть великолепие". Летописи, исторические свидетельства донесли до нас, что князь Александр Невский, будучи великолепен в своем правлении, был и внешне очень красивым человеком, словно на нем отобразилась особым образом благодать Божия. Действительно, духовное порой не просто соединяется с внешним, человеческим, но даже через внешнее, человеческое являет себя окружающему миру».
«Так же и Даниил, сын Александра Невского, князь и инок, особым образом явил в себе это великолепие, соединив в одной личности, казалось бы, несовместимое: монашеский подвиг, внешнюю красоту и сияние высшей государственной власти, — сказал Первосвятитель. — Но ведь внешнее, будь то государственная власть или материальное богатство, нередко затмевает сознание людей, и даже те, кто вступает на путь служения Церкви, нередко помрачаются умом, будучи заворожены мирской властью. Однако в личности преподобного князя Даниила мы видим удивительно правильное сочетание внешнего и внутреннего. Преподобный князь таким образом осуществлял свое государственное делание, что не допускал ничего противного Божиим законам, Божиим заповедям. Конечно, он правил в трудную эпоху удельного раздробления Руси, когда брат восставал на брата, когда князь шел на князя, когда в смертельной схватке братья убивали друг друга, так что трудно было понять, кто прав, кто виноват. Но князю Даниилу удавалось, за некоторыми исключениями, избегать участия в междоусобных бранях. Напротив, он являл себя миротворцем, он примирял князей, обращая к ним слово Божие со смирением и кротостью, и своим дивным примером помогал князьям — и сродникам своим по плоти, и тем, кто не был родственен ему, — увидеть в княжеском служении возможность совмещения жизни по Божественным заповедям с высоким государственным служением, в том числе со служением военачальника».
«Святой преподобный князь Даниил является действительно особой личностью в ряду русских князей, — подчеркнул Патриарх. — Он был успешным правителем, и при нем Москва расширяла свои владения, хотя князь избегал прямого столкновения со своими братьями, мирным путем присоединяя к Москве другие княжества. Князь Даниил явил пример мудрого христианского управления государством и, более того, показал, как самая высокая государственная деятельность может сочетаться не просто с жизнью по заповедям, но с монашеским подвигом. Трудно себе представить в настоящее время нечто подобное, слишком далеко разошлись светская жизнь и жизнь по заповедям Божиим. Но, может быть, именно сейчас следует обращать особое внимание наших современников — и тех, кто во власти, и тех, кто вне власти, — на великий пример выдающегося сына России святого благоверного князя Даниила Московского, который, соединяя духовное и материальное, духовный подвиг и государственное служение, показал, как великолепие и слава могут являться, по слову Иоанна Златоуста, в святости человеческой личности».
«Обращая особые слова в адрес насельников Даниловской обители, в адрес Преосвященного наместника, всей братии и вас, мои дорогие братья и сестры, хотел бы сказать о том, что действительно великая милость свершилась над городом Москвой, когда был открыт этот монастырь, первый из тех, что некогда были закрыты, а затем снова вернулись к полноте церковной жизни. Как замечательно, что здесь есть и частица мощей святого благоверного князя Даниила Московского. Замечательно и то, что память о святом князе живет особой жизнью здесь, в Москве. Москвичи поклоняются ему с особым благоговением, притекая сюда, в Даниловский монастырь, тем самым свидетельствуя, что нельзя забывать великий духовный и государственный подвиг наших предшественников. И дай Бог, чтобы имя святого благоверного князя Даниила Московского хранилось в памяти и москвичей, и всей нашей страны, являясь примером и для мужей государственных, и для всех нас. Его молитвами да сохранит Господь град Москву и землю Русскую. Аминь», — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Источник: https://tsargrad.tv