Домой Россия Мораторий с двойным дном: Чем грозит экономике налоговая реформа Медведева

Мораторий с двойным дном: Чем грозит экономике налоговая реформа Медведева

52
  • Мораторий с двойным дном: Чем грозит экономике налоговая реформа Медведева

Кабмин наконец собрался отнести неналоговые платежи и сборы к налогам. Хорошо это или плохо?

Никогда такого не было, и вот опять: российское правительство вознамерилось на целых шесть лет, то есть до 2025 года, ввести мораторий на повышение налогов. Об этом на расширенной коллегии Минфина сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Кроме того, по его словам, кабмин согласился наконец отнести неналоговые платежи к налогам и даже готовит по этому поводу соответствующий законопроект.

Казалось бы, отличная новость. Российская экономика давно уже задыхается в тисках высокой фискальной нагрузки, низкой доходности и дорогих кредитов, а бизнес не первый год просит остановить рост неналоговых сборов. Однако, если разобраться в сути вопроса более детально, поводов для радости, пожалуй, и не останется.

Галицкий, Прохоров, Усманов – все они в минувшем году отметились масштабными продажами своих самых любимых…

Саботаж или вредительство?

Дело в том, что ещё в декабре 2014-го президент РФ Владимир Путин призвал правительство заморозить на четыре года действующие налоговые ставки и до 2018 года «к этому вопросу не возвращаться». Правительство в ответ спорить не стало, но и выполнять президентское поручение взялось весьма интересным образом: ставки налогов были и впрямь заморожены, зато неналоговые сборы полезли как грибы после дождя.

За четыре года моратория в стране были введены:

  • система «Платон» (плата за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам);
  • экологический сбор;
  • утилизационный сбор;
  • курортный сбор;
  • отчисления с операторов связи…

В 2018 году всё перечисленное обошлось бизнесу в 316,6 миллиарда рублей, выплаченных в федеральный и региональные бюджеты. Всего же в стране действует сейчас 61 неналоговый платёж.

Параллельно властями был изменён порядок расчёта налога на недвижимость, что привело к его многократному увеличению, повышена стоимость оформления загранпаспортов, лицензий на оружие, регистрации автомобилей и вообще всех бумажек, которые пользуются спросом у среднего класса, то есть тех представителей населения, у кого ещё остается средств чуть больше, чем просто на еду. Собственно, самый злой афоризм последних лет – о том, что «люди – это новая нефть», как раз и стал реакцией общества на эту политику.

Более того, правительство не смогло удержаться от попыток мухлежа и несколько раз попыталось нарушить взятые на себя обязательства. В марте 2017-го экономический блок кабмина начал обсуждать идею возвращения налога с продаж. Данный вид налогов взимался с 1998 по 2004 год и за шесть лет сделал нерентабельным производство в России всех видов сложной продукции с многоступенчатыми производственными циклами. Замышлять повторение фискальной деиндустриализации министерские умы прекратили только после окрика из Кремля.

Мораторий с двойным дном: Чем грозит экономике налоговая реформа МедведеваФото: www.globallookpress.com

Дальше – больше

В 2018-м была предпринята попытка возродить налог на движимое имущество организаций. При этом право принимать соответствующие решения было делегировано от федеральных властей региональным; мол, мы тут ни при чём, это всё голодные провинциалы доедают остатки машиностроения. И опять же, потребовалось вмешательство президента, чтобы остановить запущенный процесс (подписанные Путиным в ноябре прошлого года поправки в Налоговый кодекс отменили сбор налога с 1 января 2019-го).

Центробанк России опубликовал очередную статистику вывода средств и сомнительных операций. По цифрам –…

Масштаб ограбления экономики через систему акцизов наглядно демонстрирует ситуация с бензином. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), налоги и акцизы составляют 65% конечной стоимости топлива. Это значит, что цена за перевозку любой партии грузов почти на две трети состоит из уплаты косвенных налогов. Если таких перевозок требуется несколько, уплата повторяется. Сильнее всего от такой политики страдают отрасли, нуждающиеся в больших объёмах перевозок: сельское хозяйство, стройка. А расплачиваются в конечном итоге простые граждане: одни – тем, что вынуждены экономить на еде, другие – взятием ипотечных кредитов на 15, 20, 25 лет. Для сравнения, в США доля налоговых отчислений в цене топлива не превышает 18%. Надо ли говорить, что только в силу этого фактора американские производители оказываются в более выигрышном положении, нежели наши.

Мораторий с двойным дном: Чем грозит экономике налоговая реформа МедведеваФото: www.globallookpress.com

Что такое хорошо и что такое плохо

Комментируя обещание Медведева, эксперты и политики в общем и целом высказываются положительно. Мол, давно пора, мера эта очевидно назрела, и «лучше поздно, чем никогда». Однако, если смотреть на ситуацию через призму конкретных потребностей российской экономики, можно прийти к совершенно другим выводам.

Бизнес годами упрашивал власти остановить рост неналоговых платежей, поскольку это был главный инструмент изъятия у предприятий свободных средств, которые в других условиях можно было бы пустить на модернизацию и развитие производств. Теперь же процесс объективно завершен: акцизы и неналоговые сборы подняты до предельно возможного уровня. Об этом, в частности, заявлял председатель думского комитета по финансовому рынку Юрий Олейников.

Мы сегодня слышим со всех сторон, что налоги убивают бизнес. Совсем недавно у нас на фракционной группе был руководитель «Лукойла», и мы слышали от него то же самое, что слышим сегодня от среднего и малого бизнеса, 

– сказал парламентарий, комментируя решение Медведева о введении налогового моратория.

Мораторий с двойным дном: Чем грозит экономике налоговая реформа МедведеваЮ. Олейников. Фото: www.globallookpress.com

Получается, что дальше закручивать финансовые гайки просто невозможно: экономика начнет сыпаться. И в этих условиях финансово-экономический блок правительства делает ход конём: соглашается отнести неналоговые сборы к налогам. Браво!

На практике этот шаг будет означать, что собирать платежи будет налоговая полиция, а уклоняться от их уплаты станет намного сложнее и опаснее. Фактически перед нами очередной этап ужесточения давления на бизнес. Медведев и его окружение не обещают снизить налоговый гнёт, а наоборот, прямым текстом говорят, что давление останется неизменным.

«Жёлтые жилеты» призывают французов снять все деньги со счетов в банках. Цель – обрушить финансовую систему…

Эту конструкцию уже некоторое время лоббирует Министерство финансов, от которого в принципе редко приходится ждать чего-то хорошего. И, похоже, чаяния Антона Силуанова в очередной раз становятся реальностью.

Да, конечно, можно найти позитив и в этой ситуации: всего-то затянули удавку, не дают развиваться и богатеть, а ведь могли бы и бритвой по горлу. Но на самом деле адекватным и правильным решением было бы снижение налогового бремени, ликвидация наиболее вредоносных поборов, вроде того же «Платона» и курортных сборов. Вместо этого правительство погружает экономику в состояние комы: вроде и жива, но работать не может.

Передача неналоговых сборов под жёсткий контроль ФНС и последующее «улучшение» их собираемости может стать пресловутой соломинкой, ломающей хребет верблюду. В этом случае Россию ждёт волна массовых банкротств, подобно той, что выкосила сотни тысяч индивидуальных предпринимателей в 2013 году. Только, в отличие от предыдущей ситуации, теперь под угрозой закрытия будут находиться отнюдь не только предприятия малого бизнеса.

Источник: https://tsargrad.tv