Домой Россия На безрыбье и рак рыба: В российском прокате лидирует «Капитан Марвел»

На безрыбье и рак рыба: В российском прокате лидирует «Капитан Марвел»

108
  • На безрыбье и рак рыба: В российском прокате лидирует «Капитан Марвел»

В новом комиксном блокбастере про лётчицу-феминистку не оказалось ни лётчиков, ни феминизма

Самый яркий персонаж американского супербоевика под названием «Капитан Марвел» — это, конечно, Котик по имени «Гусь». И это очень плохая новость для киновселенной «Марвел» и всего Голливуда: если дыры в сюжете, банальные приключения, унылые драки и плоские шутки приходится латать котиками, значит, дело — швах. Фильм лидирует в российском прокате на эти выходные, но это скорее инерция общего интереса к марвеловским лентам, наложившаяся на эффект длинных выходных.

Лента «Капитан Марвел» призвана соединить первую (прогремевшую в прошлом году) и вторую (выходящую 25 апреля) части дилогии «Мстители. Война бесконечности», поразившую зрителей тем, что зло в лице титана Таноса победило добро и устроило геноцид каждого второго существа в галактике с целью решения проблемы перенаселения. Капитан Марвел теперь должна прийти и молча поправить всё.

Официальный трейлер фильма «Капитан Марвел». 2019 год. Режиссёры: Анна Боден, Райан Флек

Однако процесс исправления, как можно судить по продемонстрированному нам приквелу, будет скучным до невозможности. Созданный гением Стэна Ли (фильм посвящён его памяти) персонаж Кэрол Дэнверс — лётчица, блондинка, феминистка, женщина непростой судьбы, которую в комиксах то насиловали в застенках КГБ, то увольняли из NASA, то брали на работу в модном журнале, — схлопнулась до одномерного боевого биоробота с промытыми мозгами, созданного коварной инопланетной расой «кри».

Конечно, в ходе довольно дубового развития сюжета героиня вспоминает, что она за всё хорошее против всего плохого, но умнее её это не делает: шутки и коллизии в фильме так и остаются на уровне младшей подростковой группы американских зрителей. Фанаты оригинальных комиксов будут, скорее всего, страшно разочарованы тем, насколько скучной получилась одна из ключевых марвеловских героинь.

Попробуем разобраться, что послужило причиной коммерческого фиаско столь редкого на российских широких экранах…

«Капитан Марвел» получился лентой настолько плоской, что её даже толком не обругать — налицо все приметы торжествующего сейчас в Голливуде фемино-гей-соцреализма, но они все так банальны и предсказуемы, что даже толком не возмутишься. Как обычно, белые и высокоразвитые, представляемые носителем одного из самых аристократичных имиджей современного Голливуда Джудом Лоу, оказываются злыми и подлыми манипуляторами. Как обычно, налицо ужасные зелёные и противные метаморфы: скруллы оказываются несчастными беженцами, подвергаемыми геноциду. Как обычно, у героини лучшая чернокожая подружка и новообретённый чернокожий друг, будущий директор «Щита» Ник Фьюри, бывший, как выясняется, в молодости изрядно тупым хохмачом.

Весь этот цирк проделывает, разумеется, все обычные для голливудских кинокомиксов трюки: получает удар током от пантографа на крыше электрички и продолжает драться, взлетает на околоземную орбиту на реактивном самолёте и при этом не умирает от перегрузок, дышит в космическом вакууме, разворачивает на лету баллистические ракеты. Единственное, что немного разбавляет эту балаганную атмосферу, — ностальгические шутки про середину 1990-х годов: то и дело рвущееся соединение модема (правда, фирменного модемного звука в фильме почему-то нет), длящаяся с минуту загрузка информации с компакт-диска, постоянные отсылки к стилю «гранж» и группе «Нирвана». Однако всё это зрителям «за сорок» и основной части зрителей кинокомиксов мало понятно.

На безрыбье и рак рыба: В российском прокате лидирует «Капитан Марвел»Джуд Лоу на премьере фильма «Капитан Марвел» в Лондоне. Фото: www.globallookpress.com

При этом сюжет настолько рваный, перенасыщенный «флешбеками», что всё время ловишь создателей фильма на противоречиях, которые иногда оказываются мнимыми, но сюжет прочерчен настолько неясно, что в конце концов перестаёшь пытаться уловить, кто кому бабушка.

В съёмки фильма основательно легло американское Минобороны: создатели встречались с женщинами-пилотами, давали интервью в Пентагоне. В итоге никакого гимна американским ВВС не получилось: ни жизнь американских авиабаз, ни быт женщин-пилотов, ни их исключительное мастерство не показаны. Единственный увиденный нами полёт героини в роли американского лётчика заканчивается полным провалом. А подвиги её темнокожей подруги в духе гонок на Татуине совершаются не на штатном истребителе, а на модифицированном инопланетянами летающем драндулете. Если после какого-нибудь «Хантер Киллера» американских подводников начинаешь немного уважать, то после «Капитана Марвел» об американских ВВС ты вообще ничего не думаешь.

25 февраля в Лос-Анджелесе состоялась 91-я церемония вручения наград Американской академии кинематографических…

«Капитан Марвел» не идёт ни в какое сравнение ни с прошлогодней «Чёрной пантерой», аж номинированной на «Оскар», ни со впечатляюще выстрелившим блокбастером главного конкурента Marvel — фирмы комиксов «DC» — «Акваменом». Этот брутально-мужской, скульптурно-эпический, с изумительной визуальной составляющей фильм при одинаковом бюджете показал феноменальные результаты в прокате именно потому, что соединил фантастический визуальный аттракцион с полным отказом от политкорректной мифологии. При этом западные критики его буквально «затравили», «Капитана Марвел» же, напротив, натужно хвалят. Но даст ли это ожидаемый финансовый результат, пока непонятно.

В отсутствие мало-мальски внятного и интересного содержания приходится оценивать «Капитана Марвел» не столько за то, что в нём есть, сколько за то, чего в нём нет. И вот тут открываются любопытные вещи.

На безрыбье и рак рыба: В российском прокате лидирует «Капитан Марвел»Актриса Бри Ларсон на встрече с фанатами фильма «Капитан Марвел» в Сингапуре. Фото: EPA/TASS

Прежде всего в фильме практически нет культового для современного Голливуда феминизма. Комиксная Кэрол Денверс — персонаж ультрафеминистский, это женщина, которая всё время со всеми спорит и кому-то что-то доказывает, ужасно неудобна начальству и постоянно бодается с «мужчинами-сексистами», да к тому же ещё и злоупотребляет алкоголем. Весь феминизм в фильме сводится к мотиву «докажи, что ты сильная, если падаешь — вставай» и вялой отсылке к тому, что «пусть мужики не думают о себе слишком много». В общем, «Капитанки Марвеладки» в фильме не получилось.

Коварный и подлый Высший Разум Кри, живущий в совершенно масонской пирамиде, предстаёт перед героиней в образе, которого в первое мгновение пугаешься — прямо бабка Клинтон, собственной персоной. Сражение героини за свою независимость превращается не в бой против токсичного доминирующего мужчины, а в битву с, так сказать, былыми феминистскими авторитетами, слишком связанными с системой. Тут трудно не увидеть отсылку к новому поколению политиков-демократок (вроде симпатичной Тулси Габбард или «полезной идиотки» Окасио-Кортес), которые пришли на смену политически разгромленной вампирической бабушке.

Журнал ELLE опубликовал материал с «десятью лучшими фильмами для просмотра этой весной».

Наконец, самый поразительный в Голливуде 2019 года, помешанном на борьбе со строящим стену против мигрантов с юга Трампом, мотив — когда маленькая чернокожая девочка спрашивает маму про «беженцев»-скруллов: «А почему они не могли бы жить здесь, среди нас?», та отвечает: «Здесь они были бы в опасности, поэтому им нужно найти новый дом в другой галактике».

Внезапно голливудская пропагандистская машина обнаружила, что сажать беженцев на голову землянам — плохая идея, не пользующаяся широкой популярностью. Лучше найти им новый дом где-нибудь ещё. Главное, чтобы это «где-нибудь» не оказалось на нашей территории.

Источник: https://tsargrad.tv