Домой Россия Нас посчитают и продадут: Сбербанк получает самую большую базу данных в России

Нас посчитают и продадут: Сбербанк получает самую большую базу данных в России

7
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нас посчитают и продадут: Сбербанк получает самую большую базу данных в России

Сбербанк объявил о покупке одной из самых дорогих компаний Рунета – сервиса 2ГИС. Его встроят в экосистему банка, что сулит невероятные барыши "Сберу" и его западным акционерам, а также усилит банк в противовес "Яндексу". Отныне Сбербанк – это прозападная IT-корпорация, и с этим уже невозможно спорить.

Как известно, есть всего три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как течёт вода и как работают другие. Сегодня к ним можно смело добавить ещё одну – как Сбербанк поглощает всевозможные активы, делая их частью своей хвалёной экосистемы. Новой жертвой стала компания 2ГИС – сервис картографии с функциями навигатора и гордость знаменитого новосибирского IT-цеха.

Многие айтишники говорили мне, что со «Сбером» всегда тот самый случай, когда «против лома нет приёма». Банк-флагман, который далеко не вчера покусился на отечественный финтех, доводит начатое до конца. «Сбер» – это уже не банк. Это корпоративный инструмент господина Грефа и «вещь в себе». Тут вам и лизинговые компании, и инвестиционные, и страхование, и маркетплейсы, сервисы доставки еды и других товаров. Это сервис такси «Ситимобил» и даже «Яндекс. Деньги» – это тоже «Сбер» (контрольный пакет был куплен у «Яндекса» в 2017 году). Если вы не знали, то бывшая «Тройка Диалог» – это уже Сбербанк. Бывшая строительная компания «Интеко» – это тоже теперь учреждение Грефа. Наконец, это телекоммуникации – компания «Сбербанк Телеком». Для новой атаки Грефа на финтех теперь всё готово.

Лакомый кусок

У Грефа есть уже почти всё, о чём можно мечтать, кроме собственной картографии и адресации. И рыбка сама приплыла в расставленные банкиром-конспирологом сети. Рыбка эта – золотая.

По оценкам Forbes, 2ГИС стоит 320 млн долларов (дороже, чем Rambler) и занимает шестое место в Рунете среди самых дорогих отечественных IT-компаний. История 2ГИС начиналась ещё в конце 1990-х в Новосибирске – всемирно признанной кузнице программистов и айтишиков. Не секрет, что особенно высоко ценят наших новосибирцев в американской «Силиконовой долине» (хотя лучше бы больше ценили у нас, но это отдельный разговор).

2ГИС – это 50 млн пользователей (около трети населения России!), которые ищут через сервис информацию в 486 городах и в 11 странах. Основной доход компании – от рекламы. Если вы пользовались этим сервисом, то знаете, что с его помощью можно легко найти адрес любой организации. Программа даже покажет вам правильный вход в здание (это ноу-хау 2ГИС). Для крупных ТЦ в больших городах 2ГИС показывает расположение магазинов по этажам. Но параллельно с этим вам обязательно покажут рекламу. Она довольно навязчивая и её много.

Реклама по-прежнему приносит основную часть выручки. Ещё около 23% в структуре выручки составляют доходы от франчайзи и продажи данных <…>. Доходы от рекламы растут. Сегмент продажи данных растёт быстрее, но он вряд ли догонит доходы от рекламы,

– признавался основатель 2ГИС Александр Сысоев в интервью год назад.

Почему же Сбербанк не купил 2ГИС раньше? Ответ прост: сервис был «заинвестирован» фондом Baring Vostok и компанией RTP Global Леонида Богуславского. Однако теперь фонд заявляет, что готов отказаться от актива. И 72% в 2ГИС получит Сбербанк. Ловушка Грефа захлопнулась, и кажется, он только ждал подходящего момента.

Сама сделка состоится после одобрения ФАС, которая, на мой взгляд, совершенно непонятно куда смотрит. Монополия Сбербанка в разных сферах становится просто железобетонной, однако антимонопольное ведомство вовсе не спешит указывать на это. Думается, что и сейчас не укажет. Одобрение будет простой формальностью.

Зачем Грефу 2ГИС?

Вам, как и мне, теперь очевидно, что «Сбер» в лице 2ГИС хочет прирасти тем, что свойственно как «Яндексу», так и Google. Кроме, разве что, поисковика (хотя и это в будущем возможно). Парадоксально, но 2ГИС за десятилетия существования так и не дорос до совершенно независимой компании, хотя был пионером внедрения многих функций. Например – функции показа товаров в магазинах прямо на карте.

Рано или поздно его должен был проглотить с потрохами кто-то покрупнее. 50 млн пользователей, открытая волонтёрская система пополнения адресации – пользователи сами присылают новые данные. Полноценный навигатор с пробками. Да и вообще это знания о всех компаниях вместе с их контактами, отзывами и статистикой востребованности – от крупных сетевых магазинов до цветочных ларьков.

Да-да, 2ГИС ведёт статистику востребованности мест, прямо как Google. Получив всю эту базу данных, «Сбер» будет знать, где пропускная способность больше, чтобы захватить своими онлайн-кассами именно эти торговые точки. Или чтобы поставить там свои банкоматы (и это тоже почему-то не будет волновать ФАС). Эти данные называются геоаналитикой. Вот как о ней говорил Сысоев:

Ещё пример – про киоск мороженого. С помощью тепловой карты можно увидеть, что чаще всего люди ищут мороженое в двух кварталах от него – логично перенести точку продаж туда. Где лучше открывать супермаркеты, кафе, отделения банков или ставить банкоматы – всё это тоже решается с помощью геоаналитики.

2ГИС продаёт эти вычисляемые данные клиентам, чтобы те более успешно развивали свой бизнес. «Сберу» же эти данные покупать и вовсе не придётся – они будут поступать в базу автоматически. Теперь никто не помешает банку давить конкурентов на рынке.

Нас посчитают и продадут: Сбербанк получает самую большую базу данных в РоссииСбербанк посчитает пользователей и внесёт в базу. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»   

А как же мы, пользователи? Не волнуйтесь, 2ГИС и Сбербанк вас тоже посчитают и впишут в базу. Куда вы ходите, что покупаете, ищете, каковы ваши предпочтения, средний чек. И всё это в зависимости от места вашего проживания – по районам, городам и странам. Мы с вами – маленькие пешки в большой игре империи Сбербанка.

В профессиональном IT-сообществе уже давно идут разговоры о том, что Сбербанк постепенно будет интегрировать свои финансовые инструменты в тот или иной популярный сервис. Именно это и происходит сейчас. Например, через 2ГИС вскоре будет можно не только найти адрес того или иного предприятия или магазина, но и тут же оплатить со своей карты доставку товара или бронь в гостинице. Ведь для этого 2ГИС обзаведётся долгожданной платёжной системой от Сбербанка. Очень удобно.

В бизнес-сообществе такие покупки называют «точками входа». Это новый рынок сбыта и доходов от рекламы, если входить на него через покупку уже раскрученного сервиса. Зачем делать и раскручивать собственное, если можно купить готовое?

Битва гигантов

Рискну провести аналогию. Словно распри между русскими князьями, конфликты любых крупных компаний оборачиваются на пользу западному недругу. В корне сделки по покупке Сбербанком 2ГИС лежит давнишний конфликт сервиса с «Яндексом». Выгода Запада тут очевидна, если принять во внимание структуру акционерного капитала Сбербанка: как известно, почти 70% свободных акций банка принадлежат нерезидентам, то есть эту русскую «овцу» стригут заграничные акционеры. Параллельно астрономические прибыли получает лично Герман Греф, входящий в совет директоров американского банка Morgan Stanley.

Почти ровно год назад основатель 2ГИС Александр Сысоев совместно с представителями Avito, ЦИАН, profi.ru и IVI написал в «Яндекс» жалобу. В ней он обвинил компанию в несправедливом занижении поисковых результатов в угоду сервисам «Яндекса» или связанным с ним компаниям (тоже мне, Америку открыли. Это бизнес, ничего личного).

Нас посчитают и продадут: Сбербанк получает самую большую базу данных в РоссииГерман Греф получает астрономические прибыли. Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»  

В ответном послании «Яндекс» отверг все обвинения и объяснил приоритет в поисковой выдаче лишь алгоритмами, которые помогают пользователям найти самое нужное. Так это или нет – недоказуемо, да и не суть важно. Важно, что 2ГИС был обижен «Яндексом». Тем самым, у которого тоже есть своя картография и свой навигатор.

Именно поэтому, как пишут деловые СМИ, 2ГИС сейчас даже был рад, что может стать частью Сбербанка (Сысоев якобы сам инициировал вхождение в «Сбер»). А Сбербанк рад, что стал ещё и немного «Яндексом», купив объективно самую большую картографическую базу страны. Слияние баз данных «Сбера» и 2ГИС, как я уже говорил, означает создание беспрецедентной по размерам Big Data буквально обо всём.

Беды только две. 2ГИС фактически уплывает из России. Он становится частью прозападного Сбербанка и начнёт приносить прибыль нерезидентам за наш с вами счёт. Вторая беда состоит в том, что экосистема «Сбера» теперь распухнет до невероятных размеров, наши данные и данные о любом бизнесе в России будут покупать и продавать, зарабатывать на них. А кроме прочего – они совершенно точно рано или поздно окажутся на чёрном интернет-рынке, как это ранее уже случилось с данными 60 млн клиентов «Сбера». Это бизнес – ничего личного, и теперь уже почти ничего русского.

Источник: https://tsargrad.tv

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here