Домой Россия Неудобная правда о властях: Перед войной с COVID-19 армию врачей распустили

Неудобная правда о властях: Перед войной с COVID-19 армию врачей распустили

31
  • Неудобная правда о властях: Перед войной с COVID-19 армию врачей распустили

В обращении 28 апреля к гражданам Владимир Путин провёл аналогию между эпидемией и военным противостоянием. "Мы сегодня находимся в ситуации борьбы с врагом. И его опасность для жизни, здоровья, благополучия людей приуменьшать тоже нельзя", — сказал он. Сравнение эпидемии с войной действительно напрашивается. Вместо солдат и офицеров у нас врачи и медсёстры, вместо оборонительных укреплений — больницы и поликлиники, вместо оружия — лекарства и медтехника.

Первые итоги, которые подвёл Владимир Путин, наглядно показали: система здравоохранения к внешней агрессии оказалась не готова. Оптимизация, которую проводили последние годы, обескровила медицинскую армию, лишила резервов и прежних возможностей. Вновь, как и в истории войны, потребовалось срочно перейти на мобилизационные рельсы, чтобы справиться с врагом.

Демонтаж обороны накануне агрессии

«Регионам была поставлена задача к сегодняшнему дню, к 28 апреля, дополнительно развернуть 95 тысяч специализированных коек, оснащённых всем необходимым для лечения коронавирусной инфекции, – напомнил президент. – Знаю, что в целом задача решена в срок. Развёрнуто даже 116 тысяч таких коек».

Как выглядит это в глазах рядового зрителя? Более-менее пристойно. Было у нас всё нормально, но пришла беда, пострадавших на войне с вирусом стало много, вот и пришлось срочно создавать больничные места. Для этого днём и ночью возводят новые больницы и инфекционные корпуса в столице и регионах.

В России 28 апреля считается днём рождения скорой медицинской помощи и праздником тех, чья служба и опасна, и…

Но так видит тот, кто в последние годы не болел и жизнью здравоохранения не интересовался. Вице-премьер Татьяна Голикова, как уже говорилось, ещё в декабре прошлого года констатировала развал системы здравоохранения, катастрофу оптимизации.

Главной темой оптимизации как раз и было… сокращение койко-мест. Так, по оценке экспертов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) на основании данных Росстата, в период с 2000 по 2015 год количество больниц в России уменьшилось в два раза – с 10,7 тысячи до 5,4 тысячи. Количество поликлиник за тот же период снизилось на 12,7% – до 18,6 тысячи учреждений. Специалисты тогда отмечали, что в случае сохранения таких темпов закрытия больниц (примерно 353 ежегодно) к 2021-2022 годам количество медучреждений в стране достигнет 3000, то есть уровня Российской империи в 1913 году.

Ещё немного цифр от Росстата. Число коек инфекционного профиля с 1990 года сократилось почти в 2,4 раза – со 140 тысяч до 59 тысяч. В Москве с 2011 года ликвидировано почти 2200 из 4823 койко-мест.

В общем, в преддверии наступления врага военное, то есть медицинское командование успешно демонтировало оборонительные укрепления. Срывало огневые точки на местах, сокращало гарнизоны, где-то устраивало склады вместо крепостей… Война всё вскрыла.

Так что же де-факто происходило в марте-апреле 2020-го? За короткие сроки, ценой огромных усилий в стране просто… восстановили число коек, бывшее в Советском Союзе. С помощью уже настоящих военных экстренно строят новые больницы и больничные корпуса взамен тех, что недавно ликвидировали как избыточные и неэффективные. Такая цена реформ и оптимизации.

Курсантов на фронт…

24 апреля мэр Москвы Сергей Собянин попросил правительство направить студентов-медиков старших курсов на практику в коронавирусные стационары.

На заседании президиума совета по борьбе с распространением коронавируса мэр заявил, что необходимы дополнительные кадры для обеспечения работы по борьбе с коронавирусом. Так как свободных кадров нет, Собянин предложил подготовить приказ по направлению на практику студентов четвёртых и пятых курсов.

По словам мэра, студенты-медики старших курсов хорошо мотивированы и обладают достаточными знаниями…

Неудобная правда о властях: Перед войной с COVID-19 армию врачей распустилиПо словам мэра, студенты-медики старших курсов хорошо мотивированы и обладают достаточными знаниями… Фото:Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

Заявление мэра Москвы подобно сообщению в военное время о том, что на фронт надо бросить ополчение из числа курсантов. И можно не сомневаться: студенты пойдут и будут помогать бороться с вирусом. Только вот почему приходится идти на такие меры?

Ответ всё тот же – оптимизация. Мы об этом уже писали. По данным всё того же Росстата, с начала 2013 года по конец 2019-го количество младших медработников сократилось до 265 тысяч человек (в 2,6 раза), среднего персонала – до 1,314 млн человек (на 9,3%), врачей – до 704 тысяч человек (на 2%), инфекционистов – на 10% по сравнению с 2011 годом, или до 6884 специалистов.

Возвращаясь к военной аналогии, можно сказать, что перед войной не только ДОТы срыли, но и армию распустили. И ситуация тут может быть даже хуже, чем на войне. Потому что солдат можно за месяц набрать, научить стрелять и бросить в бой. С медработниками это невозможно.

Чем отличается врач или даже медсестра от других профессий? Сроком подготовки, конечно, и абсолютной невозможностью заместить человеком с улицы. Либо у тебя есть медицинское образование, и ты можешь работать, либо его нет, и тебя к пациентам допускать нельзя. Образование врача длится девять лет, включая ординатуру и интернатуру. Профессиональных медсестёр готовят тоже несколько лет.

Вот и кидают на передовую «необстрелянных» студентов… туда, где видавшие виды врачи не справляются с напряжением, где докторов пытаются выставить крайними, ответственными за вирус, дефицит мест.

…В Красноярске исполняющая обязанности главврача госпиталя для ветеранов войн Елена Непомнящая выпала из окна учреждения. По информации региональных СМИ, главврач была против размещения в этом медучреждении до 80 пациентов с коронавирусом из-за «острой нехватки средств защиты и общей неподготовленности персонала».

Не объяснены до конца и обстоятельства гибели Натальи Лебедевой, заведующей отделения скорой медицинской помощи Звёздного Городка. Сначала СМИ писали, что она покончила с собой из-за заражения вирусом своих сотрудников, теперь оглашена официальная версия о несчастном случае.

Психологи констатируют: срывы неизбежны, и нагружать докторов, которые и так работают на пределе, – прямой путь к срыву. Чем это чревато? Самоубийства, конечно, крайность, но нарушение правил безопасности в стрессовом состоянии вполне реально. Не этим ли частично объясняются вспышки инфекции в больницах? Хотя тут ведущую роль играет всё же другой фактор…

Один противогаз на взвод

Врачи, средний и младший медперсонал действительно на передовой. И многие пошли на встречу с врагом в ситуации дефицита элементарных средств защиты.

«В январе выпускали в сутки 3000 защитных костюмов для врачей. К концу апреля выходим на уровень 100 тысяч. К середине мая будет свыше 150 тысяч. Да, по сравнению с тем, что было ещё совсем недавно, это много. Но по сравнению с тем, что нужно сейчас, всё ещё мало, недостаточно», – констатировал Владимир Путин, опять объявляя приговор тем, кто рулил реформами в здравоохранении.

В эфире программы «Сухой остаток» ведущий Юрий Пронько заявил, что его сильно впечатлили убийственные цифры,…

Ведь каждому трезвомыслящему зрителю хочется спросить – в каком же министерстве, в каком кабинете решали, что 3000 костюмов в день – это достаточно? Это при том, что в стране и до коронавируса были туберкулёз и корь, самые разные виды гриппа. В 1990 году заразившихся серьёзной инфекцией (без учёта туберкулёза и венерических болезней) в России было 4,4 млн человек, а в 2018 году – 3,5 млн. В итоге нагрузка на профильного врача «выросла более чем вдвое», что сказалось на смертности от инфекций.

Сейчас интернет полнится рассказами врачей и медсестёр о том, как они работают по 8 и 12 часов в подгузниках, не выходя из инфицированной зоны. И не только потому, что рук не хватает, а и потому, что берегут единственный защитный костюм, который иначе пришлось бы отправлять на обработку.

Неудобная правда о властях: Перед войной с COVID-19 армию врачей распустилиНа Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге появился самодеятельный мемориал памяти погибших медиков. Фото: Sergei Mikhailichenko/Keystone Press Agency/Globallookpress

Практически ежедневно приходят сообщения о случаях заражения или, к сожалению, гибели врачей и медперсонала.

Так, накануне стало известно о тяжелейшей ситуации в Санкт-Петербурге. Правительство Северной столицы подтвердило смерть восьми медработников в разных больницах города. На Малой Садовой улице появился самодеятельный мемориал памяти погибших медиков. Ранее власти и медики по факту констатировали вспышку вируса среди медперсонала города. В Боткинской больнице в Санкт-Петербурге треть коронапациентов – медицинские работники. Как сообщил главврач больницы Денис Гусев, большинство медиков являются врачами стационаров, где произошли вспышки коронавирусной инфекции. «Из общего количества, 405 пациентов, которые у нас сейчас находятся либо с подозрением, либо уже с подтверждённым диагнозом, 137 из них – это медицинские работники», – сказал он.

В интернете уже появился «Список памяти» – неофициальный поимённый перечень всех работников здравоохранения, которые погибли от коронавирусной инфекции. Его опубликовали сами врачи. Сейчас там более 70 фамилий. К сожалению, можно с уверенностью говорить, что список этот ещё пополнится.

Победителей не судят?

Как грустно шутят в интернете, в результате этой эпидемии по врачам и здравоохранению выводы сделали – а следующая эпидемия будет посвящена образованию. Но действительно ли урок усвоен?

Война с коронавирусом завершится победой. Это очевидно, и рядом есть примеры государств, уже победивших. Останется только два вопроса.

Первый. Будет ли после войны жёсткий разбор и выявление ответственных за провальную реформу здравоохранения и за то, что не самая катастрофичная эпидемия потребовала аварийных мер по строительству новых медицинских центров силами военных, призыв студентов, спровоцировала дефицит элементарных средств защиты для врачей и вспышки заражения среди медперсонала?

И второй вопрос – будет ли поставлена преграда раз и навсегда попыткам сокращать, оптимизировать? Уйдёт ли коронавирус или останется навсегда с нами – это не отменит того, что ещё есть туберкулёз, корь, грипп, гепатит и десятки других инфекционных и вирусных заболеваний, ситуация с которыми очень далека от благополучной.

Поймут ли теперь администраторы, чиновники, что здравоохранения много не бывает, что больницы надо не закрывать, а расширять, что в стране, где стариков, несмотря ни на что, становится всё больше, и болеть будут больше. Хочется надеяться, что выводы будут сделаны, ведь все эксперты говорят, что нынешняя эпидемия – не последняя и, может быть, ещё и не самая страшная.

Источник: https://tsargrad.tv