Домой Россия Опять двойка: Россия оказалась не готова к дистанционному обучению

Опять двойка: Россия оказалась не готова к дистанционному обучению

13
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Опять двойка: Россия оказалась не готова к дистанционному обучению

В конце апреля министр образования России Сергей Кравцов в интервью газете «Коммерсантъ» вынужден был признать, что переход на дистанционное обучение стал шоком и для родителей школьников, и для самой системы образования. Созданные заранее электронные платформы оказались перегружены, недовольство родителей из разных социальных групп, и бедных, и богатых, «зашкалило». Проблема явно выходит из разряда текущих. Её нужно признать системной.

Пару дней назад в одной из социальных сетей попался мне на глаза «крик души»: школьная учительница из Санкт-Петербурга жаловалась на то, как возросла рабочая нагрузка с переходом на дистанционное обучение. Видеоуроки, постоянное нервное напряжение из-за неидеальной работы конференц-связи — при этом нагрузка, связанная с проверкой домашних заданий, отнюдь не снизилась, отчётность никто не отменил… Ну, мне-то ещё ничего, писала учительница, а вот моя мама, которой уже 65, отличный, всеми любимый и очень ответственный преподаватель, говорит, что теперь работает минимум по двенадцать часов в сутки (!) и времени всё равно не хватает.

Жалобы учителей в сетях перемежаются жалобами родителей: дети и так-то неохотно отлипали от смартфонов, а теперь вынужденно целыми днями сидят перед экранами. Кому это надо и кто выдумал?!

Отовсюду мы слышим стоны

Прежде всего, надо сказать, что бОльшая часть недовольства учителей и родителей дистанционным обучением связана не с тем, как оно организовано технически, а скорее с самим фактом вынужденного сидения дома и обучения перед экраном компьютера. Ситуация, когда в квартире заперты и родители, и дети, нужно и учиться, и работать, а когда всё это закончится, не известно, чревата психологическими проблемами. Это просто трудно — соблюдать в таких условиях режим дня, делать домашние задания и никому при этом не мешать… Хорошо, если и у взрослых, и у детей достаточно личного пространства, по крайней мере, если у ребёнка есть своя комната. Но разве она есть у каждого? Дистанционное образование создало нагрузку, прежде всего, на семью.

Опять двойка: Россия оказалась не готова к дистанционному обучениюБОльшая часть недовольства учителей и родителей дистанционным обучением связана не с тем, как оно организовано технически, а скорее с самим фактом вынужденного сидения дома и обучения перед экраном компьютера. Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

Ещё 9 апреля известный сервис Superjob опубликовал результаты всероссийского социологического опроса. Выяснилось, что недовольство дистанционным обучением в той или иной степени ощущают примерно половина родителей. Так, среди опрошенных отцов школьников было 37% недовольных, а довольных — только 33%, среди матерей отрицательно относились к дистанционному обучению 38% (правда, позитивно — 39%, так что не всё так однозначно). Характерно, что более всего были недовольны дистанционным обучением своих детей те, кто продолжал ходить на работу, — более 51%!

Причины недовольства люди описывали таким образом. Во-первых, платформы дистанционного обучения постоянно зависают, дети нервничают и отвлекаются. Во-вторых, детям не хватает живого общения с учителями. В-третьих, дети вынужденно проводят слишком много времени за компьютерами.

Министр просвещения Сергей Кравцов объяснил решение министерства о переходе процесса образования на…

Социологические опросы, проводившиеся в отдельных российских регионах, в целом подтверждают описанную картину: недовольство родителей было зафиксировано в Брянской области, в Приморье, в Крыму… И претензии везде были одни и те же.

Конечно, кроме плохого, люди отмечали (и отмечают) и хорошее. Вот, скажем, в Екатеринбурге родители очень довольны тем, как изменилось отношение детей — вы сразу даже не поверите — к физкультуре. В самом деле, если ребенок в течение 40 минут выполняет упражнения по видеоуроку, а затем отсылает учителю записанный на видео урок на проверку, то тщательность выполнения этих самых упражнений оказывается на невиданной высоте. С другой стороны, родители получили возможность (другой вопрос, все ли стали ею пользоваться) следить за тем, как ведут себя дети на уроках по всем остальным предметам. Так что совсем не исключено, что «дистанционка» дала возможность подтянуть и математику, и английский, и русский…

Если родители прилагают достаточные усилия. Если им не всё равно. И если они достаточно богаты.

Дорогое удовольствие

Самый большой просчёт организаторов дистанционного образования состоит в том, что, создавая систему, они озаботились (лучше или хуже) техническим оснащением школ и учителей, но не родителей и учеников.

Один очень известный московский блогер по этому поводу даже написал письмо в департамент образования. У меня двое детей-школьников, написал он, плюс мы с супругой по понятным причинам сейчас работаем дома. Легко видеть, что в рабочие часы нам нужно одновременно четыре довольно продвинутых настольных компьютера, или ноутбука, или планшета с выходом в интернет. Уважаемый департамент образования, лично мы с этой проблемой легко справились, но как вы полагаете, обязаны ли все московские родители с двумя детьми срочно докупать недостающие компьютеры? Может, вы им намерены компенсировать расходы?

Опять двойка: Россия оказалась не готова к дистанционному обучениюПо данным учёных Московского государственного университета управления, дистанционное обучение, онлайн-образование — одна из сфер, по инвестициям в которые Россия до сих пор сильно отстаёт от европейских стран. Фото: EPA/YURI KOCHETKOV/ТАСС

Действительно, нехватка компьютеров в семьях — серьёзная проблема. Никто не может обязать родителей покупать компьютеры, обновлять их в соответствии с какими-то техническими требованиями. Никто не проверял, все ли школьники имеют хотя бы теоретическую возможность перейти на «дистанционку». В первые дни введения дистанционного обучения в столице Татарстана Казани выяснилось, что подключиться к нему не получается у 7 тысяч (!) школьников. «В связи с нехваткой необходимых технических средств» — так дипломатично описали эту проблему местные СМИ. Обратим внимание — речь не о глухих деревнях. Речь об одном из самых богатых российских мегаполисов. И о том, что родителей, во-первых, не предупреждали о скором наступлении новых времён. И о том, что, во-вторых, требовать от них покупки дорогих вещей и проведения домой широкополосного интернета в самом деле немыслимо.

Конечно, все сказанное вызывает у большинства из нас однозначную и привычную реакцию: видимо, «они» все разворовали. Но, судя по всему, дело обстоит ещё хуже. «Они» недофинансировали. По данным учёных Московского государственного университета управления, дистанционное обучение, онлайн-образование — одна из сфер, по инвестициям в которые Россия до сих пор сильно отстаёт от европейских стран. Общий объём онлайн-сегмента рынка образования в России оценивался в 2016 году примерно в 20 миллиардов рублей, или 1% от всего рынка образования. По прогнозам, за 2% этот сегмент должен был перевалить лишь в 2021 году. Теперь, надо полагать, дело пойдёт быстрее, но пока следует признать: эпидемия вынудила перейти в онлайн с тем, что было.

Если позволена аналогия с войной — а коронавирусную эпопею теперь всё чаще сравнивают с боевыми действиями, — то школу бросили в этот онлайн-бой с одной винтовкой на троих.

Недофинансированные успехи

Недовольство родителей дистанционным образованием оказалось настолько велико, что вынудило сделать специальное заявление председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко. 23 марта она сказала: «Это временная вынужденная мера [переход на дистанционное обучение из-за пандемии]. Хочу успокоить всех родителей, хочу вас заверить, что эта тема вообще не обсуждается. Заменить очное стационарное образование дистанционным обучением, поверьте, это невозможно, это недопустимо. И никогда никто подобных решений не будет принимать и не планируется принимать», — цитирует г-жу Матвиенко ТАСС.

Сам факт такого заявления означает, что, с точки зрения федеральных властей, дело плохо: родители раздражены до уровня «это навсегда» — и нужно срочно их успокаивать.

Депутат Олег Смолин предсказал падение уровня образования в стране из-за карантина и связанных с ним…

Конечно, «это» не навсегда, но «это» — очень обидно. Ведь вся ситуация с дистанционным образованием сложилась привычным для Россия образом: опять мы к войне не готовы, а ведь докладывали верховному, что в первый же день малой кровью, могучим ударом. День настал — и огромная армия дистанционного образования начала терпеть поражения.

В первый же день массированного перехода на дистанционное обучение начались проблемы. По сообщению информационных агентств, сайты для онлайн-обучения рухнули в тот же день. Под удар попали портал Российской электронной школы (РЭШ), «Якласс», «Учи.ру», «Дневник.ру». Это случилось в Петербурге. Там же родители начали жаловаться на то, что задания по разным предметам размещаются на разных «умных» платформах. «Это было что-то с чем-то. Тех, кто разработал РЭШ в таком виде, надо отдать под суд за вредительство, — написала петербурженка в соцсетях. — Готовность петербургских школ — отдельная песня. На кой дьявол надо размещать задания на четырёх разных платформах? Даже при трёх разных провайдерах, обеспечивающих нам сегодня интернет, и трёх разных компах мы на стенку готовы были лезть». Это заявление одного из родителей, которое процитировало ИА «Росбалт», следует признать типичным для первых дней «удалёнки».

Опять двойка: Россия оказалась не готова к дистанционному обучениюСитуация с дистанционным образованием сложилась привычным для Россия образом: опять мы к войне не готовы. Фото: SHAWN THEW/EPA/TASS

К чести министра образования России Сергея Кравцова, он признаёт все перечисленные проблемы. В интервью «Коммерсанту» 27 апреля министр высказался так: «Для многих семей это оказалось шоком. Вы думаете, я этого не знаю? Моя дочь точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые постоянно зависали из-за перегрузки», — отметил министр. Министр признал и то, что большой проблемой стала финансовая ситуация во многих семьях: не у каждой семьи есть достаточно техники для удалённой работы и учёбы всех членов семьи.

Признание проблем — это очень важно. И нельзя сказать, что вопросы дистанционного обучения не поднимались ранее: тема дано уже стала не просто популярной, но и модной. Большой список сервисов (см. выше) — тому свидетельство. Занимались разработками и такие гиганты, как издательство «Просвещение». Его бывший руководитель член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков, например, был и остаётся одним из основных спикеров темы, а платформа «Мобильное образование», презентованная им в 2017 году, разрабатывалась не на случай карантина, а как мобильное приложение к государственному образовательному стандарту — навсегда.

Лига безопасного интернета обнаружила в соцсетях и мессенджерах мощные вбросы фейков. Недостоверных сообщений…

Похоже, что дистанционное образование в России разделило судьбу многих других важных направлений — например, таких, как медицина высокого уровня или спецтехника стратегического назначения. Денег вкладывается достаточно для того, чтобы добиться локальных прорывов, которые позволяют произвести глубокое впечатление на высокое руководство. Но совершенно недостаточно для того, чтобы это по-настоящему заработало в масштабах всей страны, сверху донизу, от Москвы до самой до глубинки.

Поэтому «дистанционка» в образовании есть. Существуют и разные платформы (такие, как «Мобильное образование»), возможно, они даже работают. Кстати, удалось «поднять» все упавшие сайты. И учителя приноравливаются. И ученики привыкают. Так что до конца учебного года, наверное, добредём. И будем по следам коронавируса решать, как нам в масштабах всей страны довести дистанционное обучение — равно как и другие наши замечательные выставочные «достижения народного хозяйства» — до каждой квартиры, до каждого двора. Это, кстати, и газа касается, по которому мы вообще впереди планеты всей — если судить из «Лахта-центра», конечно.

Источник: https://tsargrad.tv

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here