Домой Россия От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

61
  • От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

В интернете появилась петиция с обращением к священноначалию Русской Православной Церкви о лишении скандально известного протодиакона Андрея Кураева священного сана. В чём причина этого предложения и каково реальное отношение значительной части духовенства и прихожан к этому околоцерковному публицисту? Попробуем разобраться.

В истории Русской Церкви было немало ярких, харизматичных персонажей, завершивших земную жизнь с позором и вошедших в историю как воры, предатели и душегубы. Среди них и Гришка Отрепьев, иеродиакон Чудова монастыря, одно время приближённый самого Святителя Иова, Патриарха Московского, ставший трагически известным самозванцем Лжедмитрием I, а закончивший тем, что его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Запада, откуда и прибыл этот расстрига с «группой поддержки» – польско-литовскими интервентами. И бывший священник Георгий Гапон, один из самых видных православных пастырей и проповедников начала XX века, увлекшийся кровавой стихией революции и возомнивший себя революционным трибуном.

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

Поп Гапон читает революционную прокламацию. Фото из архива автора

Подобно Иуде, уже лишённый сана поп Гапон закончил жизнь в петле. Вот только не от собственного отчаяния, но при помощи «партийного товарища», активиста террористической партии эсеров, а в будущем одного из отцов-основателей Государства Израиль Пинхаса Рутенберга (к слову, приятеля главы итальянских фашистов Бенито Муссолини).

Авторская рубрика заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова…

Ещё один яркий церковный персонаж, перешедший на радикально антицерковные позиции, «прославился» в годы хрущёвских гонений. Бывший профессор Ленинградской духовной академии протоиерей Александр Осипов не просто оставил сан (история банальная – развод с первой женой и канонически недопустимое для священнослужителя второбрачие), но и в 1959 году публично порвал с религией вообще, объявив себя атеистом. Вплоть до смерти в страшных мучениях Осипов привлекался советскими органами в качестве атеистического агитатора-пропагандиста. Церковь же не только лишила его сана, но и предала анафеме.

Спустя ещё несколько десятилетий анафематствован был и бывший Киевский митрополит Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко). Имя этого деятеля известно многим: именно он создал самую крупную украинскую псевдоправославную националистическую группировку «Киевский патриархат», ставшую основой сегодняшней лжецеркви ПЦУ, получившей антиканонический «томос» об «украинской автокефалии» от Константинопольского патриарха Варфоломея (Архондониса).

Помимо канонических Православных Церквей в мире действуют сотни псевдоправославных сект, подобных украинским…

Конечно, всё это лишь вершина антицерковного айсберга, тех его представителей, которые когда-то получили сан в Русской Церкви, а потом начали плевать в колодец, из которого совсем недавно пили. Но есть и те, кто оплёвывает Церковь «изнутри», формально сохраняя сан, позволяющий им представлять некую «прогрессивную часть Церкви», противостоящую церковному священноначалию и его «сатрапам». Таковых немного, но они очень шумны и скандальны. И самый известный среди них – протодиакон Андрей Кураев, уже давно превративший свои интернет-блоги и странички в соцсетях в подобие советских изданий в духе журнала «Безбожник у станка». 

«Из Савлов в Павлы и обратно»

Конечно, протодиакон Андрей Кураев, подобно бывшему протоиерею Александру Осипову, прямо не отрицает бытие Божие. Он «всего лишь» собирает слухи и сплетни о Русской Церкви, её священноначалии, наиболее известных пастырях и мирянах, тиражируя их на потеху антицерковно настроенной публике. Достаётся и Патриарху, и только что ушедшим в мир иной клирикам. Не говоря уже о светских политиках (в нулевые отец Андрей весьма резко высказывал об украинских «самостийниках», а в последние годы, напротив, поддерживает их, да ещё и выступает против воссоединения с Крымом).

Пишет отец Андрей очень активно, как говорят малороссы, «часто-густо», а потому полное собрание сочинений собранных сплетен с комментариями уже давно превзошло ПСС классиков марксизма-ленинизма. Так, например, в последние недели он оседлал популярную тему коронавируса, пытаясь доказать, что Русская Церковь «виновна» в его распространении, ну и походя в буквальном смысле пиная жертв пандемии в священном сане. В том числе протоиерея Александра Агейкина, человека, о котором прежде Кураева никто не произнёс ни одного недоброго слова:

В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере ВИП-сервиса.

И это далеко не самые «нелестные» эпитеты, которыми протодиакон Андрей сопровождает своих относительно недавних сослужителей (не говоря о том, что уже несколько лет именно Кураев пытается доказать, что в Русской Церкви существует некое «голубое лобби», партия высокопоставленных извращенцев, однако реальных свидетельств, которые могли бы доказать это в суде, так ни разу и не представил). Но именно глумливое хамство в адрес новопреставленного протоиерея Александра Агейкина, одного из самых светлых русских пастырей последних лет, побудило многих клириков и мирян возмутиться, задавшись резонным вопросом: а почему этот персонаж до сих пор прикрывает свою антицерковную деятельность священным саном?

21 апреля 2020 году, в Светлый вторник, на 49-м году земной жизни отошёл ко Господу настоятель московского…

Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Андреем ещё в годы, когда он был профессором ряда церковных и светских вузов, одним из самых активных православных публицистов и просветителей, чьи книги привели в Церковь немало представителей гуманитарной интеллигенции. Справедливости ради стоит отметить, что это действительно один из самых образованных и эрудированных клириков трёх последних десятилетий.

Даром что базовое образование Андрей Вячеславович Кураев получил на кафедре «научного атеизма» философского факультета МГУ, но так ведь и гонитель Савл когда-то стал первоверховным апостолом Павлом. Однако в данном случае получилось «из Савлов в Павлы и обратно». Хотя до поры до времени он сделал немало для церковного просвещения. Правда, в личном общении Кураева всегда отличала иронично-снисходительное отношение к собеседникам, в том числе облечённым куда более высоким церковным саном. Хамские шуточки отца Андрея в адрес собеседников многие пытались оправдать его «юродством». Но где та грань, которая отделяет юродство Христа ради от распущенности и горделивой фанаберии?

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

Протодиакон Андрей Кураев на Патриаршем богослужении в 2009 году. Фото: patriarchia.ru

Нельзя не вспомнить, как накануне Поместного Собора 2009 года, избравшего Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла, отец Андрей активно начал кампанию по очернению потенциальных соперников будущего Святейшего Владыки. В итоге, как сознался сам Кураев в своём интернет-блоге, ему было сделано серьёзное внушение:

Сегодня (21 января) меня вызывал Местоблюститель митр. Кирилл, чтобы указать на недопустимость переноса светских методов предвыборной полемики в церковную жизнь.

Тем не менее, по мнению многих клириков Русской Церкви, отец Андрей рассчитывал, что после избрания владыки Кирилла Предстоятелем он получит высокий церковный пост и сан. Сложно сказать, так ли это, но в итоге диакон Андрей Кураев стал протодиаконом Андреем Кураевым и получил наградной головной убор – камилавку. И несмотря на то, что в своём блоге он попытался доказать, что эта богослужебная шапка – очень высокая награда, личная обида была очевидной.

В итоге кураевская критика, которую он и раньше позволял в адрес некоторых церковных процессов, становилась всё более агрессивной и персонифицированной. Постепенно из церковного апологета протодиакон Андрей Кураев превратился в антицерковного критика, чья деятельность вызывает всё больше вопросов среди православного духовенства.

Бывший настоятель одного из храмов Санкт-Петербурга Владислав Анцибор заявил, что прекращает священническое…

Автор этих строк не является ни священнослужителем, ни специалистом по каноническому праву, а потому в рамках этой статьи не готов изложить список святоотеческих правил, согласно которым отец Андрей должен быть лишён сана. Но кураевская «коса» уже нашла на «камень»: в столь любимом им интернете появилась петиция «извержение из сана протодиакона Андрея Кураева». Конечно, подобный формат апелляции далёк от церковных традиций, но вопрос вполне резонный. А потому хотелось бы, чтобы священноначалие Русской Церкви обратило внимание на сам этот вопрос.

Но как вообще относятся к сегодняшней деятельности отца Андрея клирики нашей Церкви? Царьград приводит мнения лишь некоторых из них, священнослужителей разных епархий. Что показательно, в ходе этого опроса мы побеседовали с несколькими десятками клириков, но ни один из них не высказался в поддержку протодиакона. Правда, многие сказали, что он только ждёт любого скандала вокруг его имени, а некоторые признались, что опасаются того, что этот персонаж в отместку начнёт выдумывать сплетни про них самих. Что ж, приведём мнения только тех, кто решился высказаться прямо, не скрываясь «страха ради кураевска».

«Анти-Кураев»: Слово пастырей

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

Епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Фото: nne.ru

Епископ Дальнеконстантиновский Филарет (Гусев), викарий Нижегородской епархии:

– В отношении протодиакона Андрея Кураева могу сказать следующее. Человек разносторонне образован, богословски подкован. В своё время мы смотрели на него как на флагман новой живой волны миссионерского служения в Церкви. Но личная обида на церковную систему явно дала сбой в его церковных ориентирах.

Некогда мы все воодушевленно читали его труды. Помню одну из его книг – «Церковь и молодёжь», где он призывал молодых людей вне зависимости от сформировавшихся изъянов церковной системы идти в храм. Не бывает идеальных систем. Везде есть свои плюсы и минусы. Но в последнее время отец Андрей изменил тактику. Вырисовывается негативная картина отношения ко всему существующему в Церкви. Его деятельность стала ассоциироваться с неким желанием показать неспособность Церкви быть для людей и общества в целом благодатным оплотом и спасительным Институтом.

В условиях нынешних кризисных явлений такая тенденция очень часто лишает человека возможности прихода в Церковь и ставит его на путь разочарования. Все мы понимаем необходимость оздоровления нашей церковной системы, и каждый епископ, священник, член церковного причта, да и каждый мирянин должен прежде всего пересмотреть свои духовные ориентиры, чтобы не стать соблазном для людей. И как никогда сегодняшние высказывания отца Андрея зачастую отталкивают человека от понимания Церкви как Богом установленного института христианского спасения. И это очень печально.

* * *

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

Архимандрит Алипий (Светличный). Фото: www.globallookpress.com

Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла (город Киев):

– Я хорошо знаю отца Андрея Кураева, я с ним встречался, имел продолжительные беседы, и они были очень важными в моей жизни. Но знал я его больше по его книгам. Как очень многие христиане. Его книги читали, мы считали, что ещё немного – и диакон Андрей достигнет высот богословствования… Не мне его сегодня судить. Но пусть сам себя судит, своими словами.

…Внутреннюю твёрдость и пытается распылить «дух времени», настойчиво влагая в умы нехитрую мысль о том, что Церковь должна догонять наше время, что мерилом для христианства является постхристианский мир, а совсем не Евангелие. На языке сегодняшней прессы «мужественным» называют отступников, безопасно диссидирующих под публичные аплодисменты, а «безвольными соглашателями» («не решающими разорвать догмы церковных традиций») – тех, кто остаётся верен Православию.

Это из книги диакона Андрея Кураева «О нашем поражении. Христианство на пределе истории», глава «Христианство в цивилизации досуга». И там же: «Потеряв небо над своей головой, человек теряет ориентацию и, неподсудный никому, сам присваивает себе право судить всё и вся». На самом деле почти во всех книгах, когда их ещё писал православный диакон Андрей Кураев, миссионер и популяризатор Православия, пронзительно звучат обличения ему нынешнему, лишённому красоты и благообразия, сбросившемуся с высот истины в низины обитания падших.

Предательство Отечества и отступничество от Церкви в случае с Иваном Мазепой были двумя сторонами одной медали

Мне искренне жаль этого человека, погрязшего в сплетни и потерявшего ориентацию. В нём не осталось ничего, что напоминало бы человека Церкви. Я не смог бы с таким сегодня причаститься от единой Чаши. Это просто невозможно! Как иерей я не посмел бы подать Чашу Христову ему, хотя бы чтобы не слышать от него обязательные к произнесению слова «не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда», потому что это были бы лукавые слова человека, враждующего с Матерью Церковью.

Я думаю, что «блудный сын» в лице отца Андрея имеет шанс на возвращение в Отчий Дом, и я тогда не буду в роли сына, оставшегося подле Отца, порицающего веселие о вернувшемся. Но сегодня я удивляюсь тому, что церковная иерархия закрывает глаза и уши на «безопасно диссидирующего под публичные аплодисменты». Надо прямо признать: Андрей Кураев больше не есть служитель Церкви.

* * *

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

Игумен Афанасий (Селичев). Фото из личного архива отца Афанасия

Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михаило-Архангельского монастыря Александровской епархии Русской Православной Церкви (город Юрьев-Польский):

– Когда-то, в моей церковной юности, на меня оказали большое влияние труды одного человека. Апологета и миссионера, умницы и интеллектуала. Его книги: «Сатанизм для интеллигенции», «Протестантам о Православии», «Как делают антисемитом» и многие другие – весьма обогатили мой богословский инструментарий.

Много лет я пользовался и до сих пор пользуюсь этим богатством мысли. И тем больнее мне видеть, что происходит с его автором. Я не знаю, какой кризис пережил протодиакон Андрей Кураев, но сегодня это уже совсем другой человек. Своими руками уничтоживший всё, что он сделал для Церкви Христовой.

Его последние (в течение уже десятка лет), говоря языком протопопа Аввакума, лаяния на Патриарха и священноначалие перешли всяческие границы как светской культуры, так и церковных канонов. Порой мне кажется, что он давно потерял свою веру и только и ждёт, когда его попросят на выход. Да и только для того, чтобы обвинить Патриархию ещё и в гонениях на «правдоискателя».

* * *

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

Протоиерей Леонид Калинин. Фото: Телеканал «Царьград»

Протоиерей Леонид Калинин, настоятель московского храма Священномученика Климента, Папы Римского, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации:

– Печально, когда видишь перерождение людей. Перерождение ко злу наносит непоправимую печать на всё: на внешнее и внутреннее. Отсутствие благодати Духа Божиего, покинувшего человека, как и потеря красоты, проявляется во всём.

Скорблю о протодиаконе Андрее Кураеве. Потеря Духа Святого в нём очевидна – как внешне, так и внутренне. Он стал уродлив, подобно той части ангелов, которые по призыву сатаны были свержены с Небес и «переломались», потеряв Образ и став безобразными. Так и отец Андрей, потерявший своё Архангельское достоинство с благодатью Духа Святого и ставший злобным хулителем Церкви и священников, вполне уподобился бесам. И это выбор его свободной воли. Он сам отлучил себя от Церкви и стал служителем тьмы. 

Вряд ли здесь возможно покаяние. Выбор уже сделан. Душа продана. Служить Богу в Церкви, которую ненавидишь, невозможно. Нужно просто это оформить лишением сана и отлучением от Церкви – ведь он сам этого хочет, это его желание, и оно, надеюсь, будет удовлетворено.

* * *

Иеромонах Вячеслав (Максименко), клирик Каменской епархии Украинской Православной Церкви:

– В Украинской Православной Церкви многие рассматривают деятельность Кураева как помощь нашим гонителям. Ещё при Порошенко на допросах верных нашей Церкви следователи ссылались на Кураева и говорили: «Вы тут топите за единство Церкви, а Церковь ваша в лице её авторитетного богослова Кураева вас сдала и предала».

Последняя книга Кураева в поддержку ПЦУ и ереси восточного папизма Константинопольского патриархата является не просто исторической фальсификацией, но и апологией экклезиологической ереси, а за апологию ереси и отсутствия покаяния, согласно святым канонам, полагается церковный суд и лишение сана.

Поп Гапон против праведного Иоанна Кронштадтского

Один из последних постов Кураева посвящён обливанию грязью новопреставленного настоятеля Елоховского собора протоиерея Александра Агейкина. Подлинная причина ненависти Кураева к отцу Александру – это то, что покойный дал жизнь и развитие Школе православного миссионера, птенцы которой благовествуют даже в Таиланде. Подобие такой школы остро необходимо и в Украинской Православной Церкви.

Кураев теперь выгоняет из Русской Церкви тех, кого он ранее в неё привёл. То есть перед нами новая версия старого Иуды – бывший апостол, ставший богоубийцей. А вражда на Церковь Христову – это и есть богоубийство.

* * *

Диакон Игорь Голиков, клирик Орловской митрополии:

– Похабными высказываниями Кураева нас не удивить. Но его последние заявления демонстрируют онтологическую враждебность Русской Православной Церкви, поносимой им в неприличной форме.

Если бы эти заявления делал какой-то записной антиклерикал или сектантский проповедник, это не вызывало бы такого смущения. Но когда протодиакон Русской Православной Церкви, не слагая с себя сан, ведёт антицерковную и подчас откровенно атеистическую пропаганду, а потом как ни в чём не бывало идёт служить обедню – это формирует у верующих когнитивный диссонанс.

Кураеву можно всё, и ему за это ничего не будет? Когда Кураев станет открыто отрицать бытие Божие, ему и это с рук сойдёт?

* * *

Некоторые священнослужители ограничились жёсткими, но меткими репликами. Так, священник Игорь Кучерук, политический беженец с Украины, ныне клирик Тверской митрополии, назвал деятельность протодиакона Андрея Кураева «антицерковной и провокационной». А священник Игорь Филоненко, клирик московского храма Святого Апостола Филиппа в Мещанской слободе, лаконично «забил гвоздь»: «Для меня Кураев – это человек, который предал всех нас».

* * *

И наконец, одно высказывание православного мирянина, нашего обозревателя Егора Холмогорова, также хорошо знакомого с деятельностью протодиакона Андрея Кураева начиная с 1990-х годов:

– За последние годы протодиакон Андрей Кураев из миссионера и апологета Церкви превратился в её гонителя. Причём приносимый им вред многократно превзошёл приносимую прежде пользу. Проповедовал Христа в 90-е годы, разумеется, не один отец Андрей, а десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч священников, монахов, мирян. И измерить «миссионерский рейтинг» разных лиц вряд ли возможно. Но Кураев точно не был одиноким апостолом Павлом среди язычников.

Больше всего в его служении ценились навыки интеллектуального фехтования с врагами Церкви, высокоуровневая, хотя и не лишенная порой софистичности контрпропаганда, готовность выступить на телевидении, сразить оппонента цитатой из Цветаевой или Ива Конгара. Кураев играл роль той книги на полке, на которую мог указать даже не слишком образованный христианин, чтобы отбиться от вражеских нападок. Однако такая книга сама по себе не приводит к Богу.

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше…» — сказано в Евангелии (Лк. 12, 34). Исходя из этой истины, уже…

Зато после своего антицерковного поворота отец протодиакон, во-первых, сдал врагу очень важный фронт – за такое в военных условиях карают по всей строгости, во-вторых, его высказывания, к тому же звучащие от имени по-прежнему облечённого саном, служат для врагов Христовых лучшей «санкцией» для их нападок – «если даже Кураев говорит такое». И напротив, они же – источник массового соблазна для верующих. Возникает ощущение, что оттолкнул от Церкви бывший миссионер уже много больше, чем привёл.

Ну и, наконец, самое страшное: если человек, так долго, убедительно и красноречиво говоривший о Боге, вере и Церкви, оказался не имущим этой самой веры, то что уж говорить об остальных. А то, что демонстрирует Кураев в последние годы, а особенно в связи с украинским кризисом и с эпидемией, – это не инакомыслие, а именно демонстрация неверия, пренебрежение евангельскими заповедями, глумливая демонстрация всякого отсутствия любви к братьям во Христе, порой уже просто богохульство, к тому же в сочетании с возрастающей в геометрической прогрессии интеллектуальной неряшливостью.

Боюсь, тут перед нами уже не просто дерево, не приносящее плода доброго, а ядовитый и чрезвычайно агрессивный духовный борщевик.

* * *

Фильм «Храмоборцы» – собственное расследование «Царьграда»

Если задаться целью, таких (да и более жёстких) высказываний о протодиаконе Андрее Кураеве от священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви можно привести десятки и даже сотни. В том числе о том, насколько этот персонаж похож на Гришку Отрепьева, попа-расстригу Гапона или других предателей Церкви и веры. Но на этот раз достаточно. Ведь наша цель – обозначить проблему. А решения пусть принимает каждый сам, в том числе и архипастыри нашей Церкви.

Источник: https://tsargrad.tv