Домой Россия По острию ножа. Опасные задания разведчицы Морозовой

По острию ножа. Опасные задания разведчицы Морозовой

52
  • По острию ножа. Опасные задания разведчицы Морозовой

В год празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать о людях, отдавших свои жизни за мирное небо. Сегодня речь пойдёт о легендарной разведчице, руководителе интернациональной подпольной организации Анне Морозовой. Именно о ней к 20-летию Победы сняли фильм "Вызываем огонь на себя" с Людмилой Касаткиной в главной роли.

Прачка с псевдонимом Резеда

Анна Морозова родилась 23 мая 1921 года в деревне Поляны Калужской области в крестьянской семье. Родители вскоре приняли решение перебраться в посёлок Сеща, что в Брянской области. Там Аня окончила восемь классов и поступила на курсы бухгалтеров. Желание пойти в педагогический институт пришлось отложить. Надо было помогать родителям в воспитании четырёх младших братьев и сестёр. В 16 лет Аня устроилась работать бухгалтером на военный аэродром, который появился в середине 1930-х годов в Сеще. Туда из Москвы передислоцировали авиационную воинскую часть с бомбардировщиками. Поблизости образовался настоящий военный городок с лётными казармами, учебными корпусами, столовой и школой. Летом 1941 года спокойной жизни в городке пришёл конец.

Наступление фашистов было молниеносным. Советское командование приняло решение о переводе бомбардировщиков на запасной аэродром. 9 августа немцы вошли в Сещу. Перед этим они активно бомбили посёлок, особенно жилую часть. Аэродром не трогали, поскольку планировали использовать его в своих целях. Уже в сентябре авиабазу заняли два полка Люфтваффе. Именно из Сещи несколько сотен немецких бомбардировщиков регулярно вылетали бомбить Москву.

Вокруг аэродрома немцы создали пятикилометровую карантинную зону. Местных допускали на эту «красную территорию» только при условии заключения соглашения о сотрудничестве с гитлеровской Германией. В один из дней устраиваться на работу к оккупантам пришла и 20-летняя Анна Морозова. В комендатуре её заявку приняли.

После проверок биографии Аню записали в прачки. На новой работе она познакомилась с другими девушками – Прасковьей Бакутиной, Люсей Сенчилиной, Таней Васенковой и Лидой Корнеевой. Каждый день бригада прачек, развешивая у казарм немецкое бельё, на самом деле собирала информацию об устройстве аэродрома и количестве немецких самолётов. Все девушки входили в состав подпольной молодёжной организации. Сведения они передавали в штаб 1-й Клетнянской партизанской бригады, известной ещё как «отряд Дяди Коли». Морозова как командир разведгруппы работала под псевдонимом Резеда.

Женихи для прикрытия

На связь с Аней всегда выходил Костя Поваров, работающий для прикрытия у немцев полицаем. На аэродроме техниками служили не немцы, а поляки и чехи, и, по мнению Кости, многие из них должны были быть убеждёнными антифашистами. Поваров посоветовал Ане и другим девушкам закрутить с ними флирт, а позже склонить их к сотрудничеству и диверсиям.

«Аня Морозова – это особенный человек, – вспоминал командир 1-й Клетнянской партизанской бригады Фёдор Данченков. – Мы тогда в партизанском лесу с удивлением узнавали, как она решительно действует. Представить только, как рисковала, когда доверилась тем, кто пришёл к ней в немецких шинелях!»

По острию ножа. Опасные задания разведчицы МорозовойБрянская область. 14 сентября 1968 г. Открытие памятника погибшим участникам Сещенского интернационального подполья с рельефами руководителей подполья вверху – Константина Поварова, Анны Морозовой и поляка Яна Маньковского. Фото: Рабинович Исаак / Фотохроника ТАСС

Риск был огромным. Но он стоил того. У Ани и её подруг вскоре появились польские женихи. Они согласились по просьбе своих возлюбленных тайком вытаскивать из планшетов немецких лётчиков приказы и документы и читать их. Они даже решились на установку магнитных мин в бомбовые отсеки вылетающих на задания немецких бомбардировщиков.

Через связных мы передали Ане сложное задание: надо было раздобыть подробный план авиабазы, – вспоминал командир 1-й Клетнянской партизанской бригады Фёдор Данченков. – Унтер-офицер Робличка, служивший в штабе, составил такую схему. Обозначил полосы аэродрома, склады топлива и боеприпасов, казарм, расположение противовоздушных средств, а также указал местонахождение ложного аэродрома, построенного для маскировки. Наши радисты передали все подробности этой схемы в штаб фронта.

К осени 1942 года наши лётчики бомбили Сещский аэродром регулярно. Всего было сброшено около 2,5 тысяч авиабомб, были разрушены взлётные полосы, уничтожены десятки немецких самолётов, постоянно на воздух взлетали фашистские боеприпасы. Немцы понимали, что у них под носом действуют подпольщики. Гестапо удалось вычислить нескольких человек, которых публично казнили после пыток. Но группу Морозовой рассекретить так и не смогли.

Последний бой радистки «Лебедь»

В сентябре 1943 года Сеща была освобождена. Анне вручили медаль «За отвагу». В школу радистов она попросилась сама. После окончания курсов Морозовой дали псевдоним Лебедь и включили в специальную группу «Джек», которая в 1944 году была заброшена в Восточную Пруссию. Разведчики добывали важные сведения, и Анна успешно передавала их в Центр. Им приходилось неоднократно уходить от преследования, путать свои следы. Их постоянно одолевал голод, болезни и страшная усталость. В ноябре группе разрешили перейти на территорию Польши. Но это удалось лишь четверым. Морозова оказалась в числе выживших. Уже через пару недель разведчики смогли установить связь с польскими партизанами и они возобновили сбор сведений. Но в конце декабря на их след напали каратели. Из всех уцелеть тогда смогла только радистка Морозова (Лебедь).

Центру от «Лебедя», – передала Анна Морозова в своей радиограмме 30 декабря 1944 года. – Три дня тому назад на землянку внезапно напали эсэсовцы. По сведениям поляков, немцы захватили Павла Лукманова, он не выдержал пыток и выдал нас. Оторвавшись от эсэсовцев, пошла в деревню к полякам, но все деревни заняты немцами. Трое суток блуждала по лесу, пока не наткнулась на разведчиков из спецгруппы капитана Черных.

Морозова присоединилась к диверсионно-разведывательной группе Черных, которой было приказано передислоцироваться из района города Пшасныш в окрестности Плоцка, чтобы укрыться у местной реки Вкры. После 14-часового перехода разведчики остановились на отдых у хутора Новая Весь, где они наткнулись на эсэсовцев. В ходе боя Ане раздробило запястье левой руки. Польские партизаны помогли радистке добраться до реки. Форсировать её вплавь Морозова не могла из-за ранения.

По острию ножа. Опасные задания разведчицы МорозовойПередача данных радисткой. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress

Укрыть Анну решились двое пожилых поляков. Они разместили её за болотцем в лозняке. Но собаки продолжавших преследование эсэсовцев напали на след Морозовой. О том, что случилось с Анной, рассказал один из выживших польских крестьян, который видел всё своими глазами из-за деревьев. Немцы предложили Анне сдаться, но в ответ она бросила в них гранатой. Она отстреливалась до последнего патрона. Гитлеровцы выждали, когда у неё закончатся боеприпасы, и подошли вплотную. Раздался взрыв. Последней гранатой она подорвала себя вместе с гитлеровцами.

Анну Морозову похоронили в Радзаново в 12 километрах от польского города Плоцк. О подвиге Анны стало известно благодаря статье и книге разведчика, писателя и сценариста Овидия Горчакова. А после выхода на экраны многосерийного фильма «Вызываем огонь на себя» ветеранские организации обратились к руководству страны с ходатайством присвоить Анне Морозовой высшую награду. 8 мая 1965 года посмертно она была удостоена звания Героя Советского Союза.

Источник: https://tsargrad.tv