Домой Россия Победа над раком пока далека. Но он уже отступает

Победа над раком пока далека. Но он уже отступает

46
  • Победа над раком пока далека. Но он уже отступает

Учёные в России прилагают огромные усилия для борьбы с раком. И он действительно потихоньку пятится! Но нужен общемировой фронт в этой войне за человечество

Конечно, за такой заголовок статьи должно прилететь со всех сторон. Страшный диагноз Анастасии Заворотнюк – «злокачественное новообразование головного мозга» – заставляет тоскливо сжаться сердце практически каждого. Ибо каждый тут же невольно примеряет на себя возможность «подхватить» онкологию. И оптимизма это, понятное дело, не прибавляет. Какие уж тут победы над раком!

С другой же стороны можно ожидать справедливой критики от учёных и врачей. Да, скажут они, по ряду направлений найдены методы если не излечения от этой смертельной болезни, то хотя бы – блокирования её развития. Это и химиотерапия, и облучения тяжёлыми частицами, и лазерные методики. Есть биологические, есть генетические, есть молекулярные подходы к решению проблемы.

Автор известных буквально всей России «иронических детективов» Дарья Донцова в интервью Царьграду рассказала,…

Но беда в том, что и рак не остаётся неизменным. Природа онкологических изменений в живых тканях не просто не всегда ясна учёным. Она меняется, она модифицируется, словно рак сознательно наносит контрудары науке даже там, где она, казалось бы, его одолела.

Наконец, неясны до конца причины появления рака. Становится ли он реакцией клеток на неблагоприятные, агрессивные воздействия со стороны? Да, безусловно. Но не всегда. Является ли он вирусной инфекцией? Вроде бы да. Но нет закономерности в передаче его от больного к здоровому. Может быть, это – генетически обусловленное заболевание? Тоже похоже! Даже подчас этногенетическое – у одних народов есть формы рака, не встречающиеся у этнических соседей.

Словом, рак – это смертельный феномен не известной до конца природы.

Победа над раком пока далека. Но он уже отступает

Фото: create jobs 51 / Shutterstock.com

Штаб борьбы с раком

Непонятно почему, но в народе – и его отражении журналистике – часто путают штаб с командным пунктом. Вот выражение «штаб борьбы» часто используется именно для характеристики того центра или той институции, откуда этой самой борьбой командуют. А штаб – это совсем другое. Там анализируют положение, ход борьбы, изыскивают способы и инструменты противоборства с противником, составляют планы противодействия, собирают силы и средства, готовят приказы… 

Вот таким «штабом» по борьбе с раком в России сегодня является Российский фонд фундаментальных исследований. Отнюдь не потому, что здесь работают лучшие онкологи мира или мигает индикаторами лучшая терапевтическая и операционная техника. Отсюда не звучат и команды нацелить ту или иную армию врачей на разгром позиции врага. Но здесь сама собою идёт штабная работа по организации этого всего для отпора онкологическим заболеваниям.

Первый канал анонсировал выход программы «Пусть говорят», в эфире которой близкие, друзья и соседи актрисы…

Сюда стекаются данные «разведки»: лучшие специалисты страны присылают свои заявки на финансирование прорыва на том или ином направлении боевых действий. Здесь собираются данные о реальном положении вещей от анализирующих это положение специалистов. Здесь избираются наиболее перспективные, обещающие, прорывные способы борьбы: тысячи экспертов из числа лучших учёных определяют, какие заявки смогут реализоваться в результативные исследования. Наконец, здесь дают средства на проведение таких исследований – и требуют отчёта по их результатам. В виде научных статей, опубликованных в ведущих научных изданиях мира.

На гранты РФФИ онкологические исследования ведутся по сотням проектов – от таких как «Рецептор эпидермального фактора роста EGFR как онкомаркер глиобластомы, получение к нему аптамеров» и «Математические модели новообразований» до «Влияние личностной организации жизненного пути на индивидуальную продолжительность жизни и здоровье лиц пенсионного возраста, имеющих в анамнезе социально значимые заболевания».

Так что в этом «штабе науки» о борьбе с раком знают всё.

Стволовые клетки? Да, опасность. Но и…

Беду Анастасии Заворотнюк, напомним, связывают со стволовыми клетками. По словам продюсера группы «Ласковый май» Андрея Разина, Анастасия сама говорила ему о них в контексте процедур омоложения с их применением.

А что, звучит действительно обещающе. Стволовые клетки, просто говоря, это те, что по «юности» своей не нашли своей «специализации». Не сформировались во что-то функциональное, отчего есть соблазн превратить их во что-то полезное. В обновлённые, омоложенные ткани, например.

Проблема, однако, в том, что при нормальном ходе вещей в организме клетки «специализируются» коллективно, по заложенной генетически программе. А вот «подсаженные» в их «муравейник» клетки без программы могут повести себя как угодно. В том числе и начать бесконтрольное размножение, обращаясь в раковую опухоль.

Врачи прекратили интенсивное лечение Заворотнюк. Врач-нейрохирург объяснил, что это означает для актрисы. «По…

И ни учёные, ни медики надёжно контролировать процесс «воспитания» стволовых клеток во что-то полезное – не умеют.

Но учатся. В том числе при поддержке РФФИ.

Так, среди ведущихся на гранты фонда исследований есть разработка метода лечения рака… стволовыми клетками. Правда, «перепрограммированными». Этим занимаются специалисты Казанского (Приволжского) федерального университета. Исходя из того, что стволовые клетки участвуют в формировании кровеносных сосудов, питающих опухоль (отчего та «жиреет» и пускает метастазы), учёные решили именно перепрограммировать развитие стволовой клетки. Для чего создали специальные вирусы, которые дополняют стволовую клетку терапевтическими генами. После чего такие клетки либо запускают программу самоуничтожения опухоли, либо активируют иммунные клетки.

Победа над раком пока далека. Но он уже отступает

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Диагностика лучше, чем раньше…

Это понятно: чем раньше выявится онкология, тем легче с ней бороться. Но есть проблема: даже современные методы детектирования – рентгеновская томография или магнитно-резонансная томография – определяют опухоль, когда она становится довольно крупной, с более 10 миллиардами клеток.  

В эксклюзивном интервью Царьграду известная писательница и борец с канцерофобией Дарья Донцова рассказала о…

Для решения проблемы учёные разрабатывают сразу несколько методов. Это и люминесцентные наночастицы размером 70–80 нм, дающие высококонтрастную оптическую визуализацию злокачественных опухолей. Это и разработка более тонких и точных методов расширения возможностей компьютерной магнитно-резонансной томографии. Это и создание новых подходов для управления качеством диагностики по многомерным данным микроволновой радиотермометрии с разработкой принципиально новых образцов аппаратуры для этого. Это и исследования в области диагностики экологических и социальных факторов распространения онкологических заболеваний не только в России, но и по всему миру.

Кстати, РФФИ проводит совместные конкурсы и осуществляет совместное финансирование соответствующих исследований с соответствующими фондами и научными организациями целого ряда стран, в том числе в США, Китае, Европе. И что характерно – везде наши учёные выступают отнюдь не научными париями, а находятся на одном уровне с коллегами.

И вообще, считают в РФФИ, борьба с раком уже стала международным фронтом. И фундаментальные исследования в области онкологии являются сегодня чем-то вроде глубинной зафронтовой разведки в борьбе с этим поистине общечеловеческим врагом.

Источник: https://tsargrad.tv