Домой Россия Поддержка офшоров: Помощь русским крестьянам или преступление?

Поддержка офшоров: Помощь русским крестьянам или преступление?

15
  • Поддержка офшоров: Помощь русским крестьянам или преступление?

Довелось прочитать в лентах социальных сетей о том, что Россия в это сложное для себя время решила оказать государственную поддержку ненавистным офшорам. Проверим, так ли это.

Читаем законы

17 апреля – вечером пятницы, под выходные – Госдума России приняла в третьем чтении законопроект №941158-7, внесённый правительством всего лишь неделю назад. С завидной оперативностью народные избранники отменили собственное решение 2016 года – деофшоризацию экономики. А через час законопроект получил одобрение и Совета Федерации.

Пункт 16 статьи 241 Бюджетного кодекса в настоящий момент гласит следующее (с сокращениями):

Предоставление государственных (муниципальных) гарантий, за исключением предоставляемых для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям являются указанные юридические лица.

Правительственный же законопроект, посвящённый разнообразным правкам Бюджетного кодекса, в числе прочего содержит незаметную строчку:

5) в пункте 16 статьи 241 исключить слово «промышленной».

Таким образом, резко расширяется круг офшоров, претендующих на государственную поддержку в виде гарантий по обязательствам. А это очень существенная помощь: нынешнее государство российское свято блюдёт свои обязательства по отношению ко всем, кроме собственных граждан, поэтому под его гарантии можно получить практически любой кредит.

Исчерпав все вегетарианские способы борьбы с выводом капиталов в офшоры, правительство РФ вместо того, чтобы…

Если ранее исключение делалось для экспортёров промышленной продукции (важнейшая и самая перспективная часть экономики), то теперь – для любых экспортёров. Цель этой части законопроекта, как сказано в пояснительной записке, – «возможность предоставления государственных гарантий в целях поддержки экспорта не только промышленной продукции, но и, например, продукции сельскохозяйственного назначения». «Например» – это очень хорошее, гибкое слово, за которым можно спрятать многое. Кто же будет спорить с тем, что нам нужно развивать сельскохозяйственный экспорт? Но, может быть, тут есть и другие интересанты?

Но о какой ещё продукции может идти речь? 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» гласит, что «промышленная продукция – товары, произведённые в результате осуществления деятельности в сфере промышленности».

Чуть выше читаем определение промышленности: «совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений».

В России было зарегистрировано три офшорных компании, стало десять. Спасибо Дерипаске за это

Таким образом, нефть, например, это промышленная продукция, а сахар – нет. Бумага – промышленная, лес-кругляк – нет. Если мы посмотрим на структуру русского экспорта, то увидим, что он, собственно, и состоит из экспорта промышленной и сельскохозяйственной (включая лес) продукции. Экспорт продуктов интеллектуальной деятельности – прав и патентов, книг и кинофильмов, компьютерных программ и консультационных услуг – у нас, к сожалению, ничтожен.

Поэтому никакого второго дна в законопроекте нет – он действительно направлен на поддержку сельского хозяйства, которое получило право претендовать на государственные гарантии, даже имея офшорные корни. Так что критиковать надо не свежий закон, а лицемерную деофшоризацию 2016 года, которая по факту не коснулась никого, кроме крестьян.

Зачем нужны офшоры

Так что проблема выглядит совсем иначе, чем это представляется сетевым ненавистникам офшоров, которые даже самозанятыми никогда не регистрировались.

Поддержка офшоров: Помощь русским крестьянам или преступление?Сельское хозяйство, в период лишений становящееся самым главным делом в мире, получило право на дополнительную поддержку. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»  

Преимущества офшора для предпринимателя выглядят примерно так:

• Конфиденциальность (сейчас уже практически утраченная).
• Минимальная отчётность.
• Нулевой налог на прибыль, полученную за пределами юрисдикции офшора.
• Легальные основания для вывода прибыли за рубеж.
• Защита от рейдерских атак – особенно актуально для России.

Напрямую офшорные компании в России, как правило, не работают – обычно используются их дочерние организации, зарегистрированные уже на нашей территории. То есть налоги и отчётность у них вполне себе российские, хотя определённая оптимизация, особенно при внешнеторговой деятельности, всё равно происходит.

Россию ждет нарастание социального неравенства, предупреждают эксперты из отечественного Центра развития.

Среди плюсов остаются лишь попытка конфиденциальности (не всякий специалист продерётся сквозь искусно составленную цепочку офшорных компаний) и сложность наложения взысканий на такой бизнес: доказывать принадлежность какому-то физическому лицу британских виргинских компаний и судиться с ними – занятие не для средних умов.

Но из этого не следует, что офшорными схемами пользуются исключительно недобросовестные предприниматели, чья задача – украсть и исчезнуть (а также чиновники, которым запрещено вести бизнес). К сожалению, и вполне законопослушные бизнесмены также назубок знают кипрские законы о регистрации организаций. Эти люди не без оснований опасаются гримас нашего правосудия: всё, зарегистрированное в России, может в один непрекрасный момент перейти какой-нибудь группе более уважаемых лиц, и искать правду будет и хлопотно, и небезопасно.

Оскандалившиеся Хахалева и Переверзева – к сожалению, не случайные «паршивые овцы», а вполне типичные представители определённой прослойки судей. Понятно, что от правосудия, которое вершат такие персонажи, нормальному человеку хочется держаться подальше. И это достаточно серьёзная причина для того, чтобы попытаться укрыться за символическим офшорным барьером.

Тем не менее офшорная система – всё равно абсолютное зло, инструмент для деятельности криминальных элементов и канал утечки средств из России. Просто бороться надо не только с офшорами, но и с причинами, вынуждающими людей пользоваться ими.

А новый закон никакого отношения к этой борьбе не имеет. Сельское хозяйство, в период лишений становящееся самым главным делом в мире, получило право на дополнительную поддержку. Пользуйтесь на здоровье!

Источник: https://tsargrad.tv