Домой Россия Подлинный хранитель русского духа

Подлинный хранитель русского духа

60


Известному художнику-монументалисту, реставратору Алексею Валерьевичу Артемьеву исполняется 85 лет …

Подлинный хранитель русского духа

В воскресенье, 6 октября, известный художник-монументалист, реставратор Алексей Валерьевич Артемьев отмечает 85-летие.
Редакция «Русской народной линии» поздравляет Алексея Валерьевича с юбилеем и желает ему Божией помощи в творческих трудах, душевного и телесного здравия, многая и благая лета.
К нашим поздравлениям присоединяется публицист, обозреватель радио «Радонеж» Виктор Александрович Саулкин:
Алексей Валерьевич Артемьев – удивительная личность, настоящее явление русской культуры, прекрасный художник-монументалист, иконописец, писатель. Возрождение Русской Православной Церкви стало возможным благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских. Но мы должны понимать, что это возрождение состоялось и благодаря таким русским людям, как Алексей Валерьевич. Он подлинный хранитель русского духа, высокой русской культуры, русской традиции, русской мысли. Не только потому, что Алексей Валерьевич был одним из основателей общества сохранения памятников, знаменитых семинаров, которые сыграли огромную роль в возрождении исторической памяти русских людей в то время, помогли воцерковлению многих русских патриотов. Но и сам Алексей Валерьевич Артемьев – воплощение этой подлинной Русской культуры и Русской мысли. Он не только замечательный художник, но и глубокий православный мыслитель, укорененный в русской традиции, обладающий глубокими знаниями не только русской, но и мировой истории и культуры.   
Алексей Валерьевич создал прекрасные иллюстрации к «Слову о Полку Игореве».   Но книга отличается не только замечательными иллюстрациями, но и интереснейшими пояснениями текста, размышлениями о времени, когда создавалась поэма.  
С детства я любил «Слово о Полку Игореве», прочел все, что когда-либо было написано о «Слове». И потому беру на себя смелость утверждать, что исследования и комментарии Алексея Валерьевича, пожалуй, одна из самых интересных работ, посвященных «Слову». Его иллюстрации к «Слову» – прекрасная работа художника-графика.
Артемьев – настоящий русский подвижник. Первый храм был расписан им в 1957 году. А ведь это время хрущевских гонений! Восстановленные им росписи храма Большого Вознесения – огромная работа художника-иконописца, реставратора. 
Алексей Валерьевич замечательно одаренный человек. А как он поет «Жили двенадцать разбойников, жил атаман Кудеяр…», другие старинные русские песни!
Думаю, что все, кто знает Алексея Валерьевича, подтвердят мои слова: Артемьев – человек удивительной духовной и человеческой красоты, аристократического благородства, удивительного смирения и доброты. Поэтому не любить его невозможно. Много лета, дорогой Алексей Валерьевич и благодарный поклон от нас всех!
Краткая биография: Алексей Валерьевич Артемьев родился в Москве 6 октября 1934 года.
В 1957 окончил Строгановское художественное училище, а в 1961 вступил в Союз художников.
В к. 60-х активно включился в общественное движение за сохранение культурного наследия. В это время на всех уровнях Союза художников (Москвы, Моск. обл., РСФСР) были созданы комиссии по охране памятников истории и культуры. 
Наиболее активно и постоянно в работе этих комиссий участвовали художники А. А. Коробов, В. Ф. Володин, Н. А. Пластов, А. П. Горский, С. С. Чехов, А. С. Трофимов. С. М. Харламов, Е. Г. Казарянц. Особую роль играл И. С. Глазунов, хотя он действовал независимо от Союза художников, а иногда и вразрез ему. Артемьев играл как бы посредническую роль между ним и комиссиями Союза.
Это движение в ту пору объединяло патриотические силы Москвы и в рамках легальности имело явную оппозиционно-идеологическую подоплеку.
В к. 70-х—н. 80-х в недрах Союза художников в Комбинате монументально-декоративного искусства Артемьев вместе с И. А. Бочковой и художницей Н. Н. Шабалиной по благословению архим. Кирилла организовали православный семинар, который сыграл заметную роль в общественной жизни Москвы, хотя и не получил широкой огласки.
Каждую неделю в течение примерно 7 лет на семинаре читались лекции по святоотеческой литературе, церковной культуре и истории, на которые приглашались писатели и историки, такие как М. Ф. Антонов, В. Н. Сергеев, В. И. Карпец, П. Г. Паламарчук, А. И. Рогов, В. В. Нарциссов, Н. К. Гаврюшин, С. С. Аверинцев, прот. Лев Лебедев и Александр Марченко. Лекторы оплачивались из средств месткома Комбината через общество «Знание». Семинар посещал довольно постоянный состав, человек 50—60 собиравшихся со всей Москвы.
Семинар прекратил существование после того, как его участники разошлись по открывающимся приходам, причем многие из них стали священнослужителями.
В 80-е Артемьев выступал с лекциями с демонстрацией слайдов по церковному искусству и истории на крупных предприятиях Москвы и в Домах культуры, которые вызывали бурную реакцию собравшихся.
На вечере Патриотического историко-литературного объединения «Память» 4 окт. 1985 были впервые показаны для огромной аудитории сохраненные Артемьевым кадры разрушения храма Христа Спасителя и впервые прозвучало требование восстановить святыню.
В течение всей своей жизни, начиная с 1958, Артемьев занимался церковной живописью. Им расписаны многие храмы Москвы и Подмосковья.
Он участвовал в воссоздании живописи храма Христа Спасителя.

Источник: https://tsargrad.tv