Домой Россия Положенные льготы, о которых мы не знаем

Положенные льготы, о которых мы не знаем

1
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Положенные льготы, о которых мы не знаем

Люди остаются без положенных льгот, потому что не знают о них либо не хотят заниматься сбором вороха документов. Царьград разбирался, как можно исправить ситуацию

Неизвестная поддержка

В последнее время в России много говорится о демографической политике. Однако у большинства граждан страны сформировано мнение, что государство буквально ничего не делает в этом направлении. Мягко говоря, это не так. Социальные меры поддержки существуют, но более трети семей с детьми о них просто не знают. Как показал опрос Общественной палаты РФ, проводившийся в течение двух месяцев с середины августа 2019 года, 35% родителей не пользуются положенными льготами, поскольку не осведомлены, что имеют на них право.

И это только верхушка айсберга. Например, 72% респондентов, относящихся к категории многодетных семей, не в курсе полагающихся их детям подарков на праздники. Только четверть опрошенных хотя бы раз собирали соответствующие документы для оформления, остальные либо ленились, либо не успевали это сделать.

Проблема снижения рождаемости в России стоит не первый год, однако ситуация не выправляется. Царьград…

35% многодетных семей знают, что раз в месяц могут получать возмещение за стоимость посещение музея, театра, бассейна или спорткомлекса. Соответственно, почти две трети участников опроса о такой форме поддержки не слышали. Согласно полученным Общественной палатой данным, только 18% родителей с инвалидностью оформляют пособие для своих детей, при этом более половины (53%) не знают, что имеют такую возможность.

Не лучше обстановка и на селе. Такое ощущение, что там люди иногда буквально отрезаны от внешнего мира. Например, 60% респондентов не осведомлены о том, что могут рассчитывать на транспортное средство или деньги для его покупки. Почти такая же доля сельских жителей не знает о льготах при уплате налогов на транспорт, землю и имущество.

Положенные льготы, о которых мы не знаемФото: alexkich / Shutterstock.com

Огласите весь список

В Минтруде напомнили, что льготы и выплаты не предоставляются автоматически — это делается только на основании заявления. Также в ведомстве предположили, что часть семей могут использовать лишь некоторые льготы, хотя подходят под критерии нескольких мер поддержки. Получается, что недорабатывают органы соцзащиты, которые ограничиваются лишь оформлением тех документов, с которыми к ним пришли.

Директор научно-образовательного центра социального развития РАНХиГС Любовь Храпылина вообще уверена, что полученные Общественной палатой результаты — это ещё оптимистичный сценарий. По подсчётам собеседника «Известий», плохо знают о льготах или совсем не информированы о них около 60% граждан. Грамотно налаженного процесса по просвещению населения в этом направлении нет, все сведения доносятся отрывочно.

В то же время в Минтруде отметили, что информация о мерах социальной поддержки распространяется через официальные интернет-ресурсы, социальные сети, информационные стенды, полиграфические материалы и средства массовой информации. Однако далеко не всегда нужную информацию удаётся найти и в Сети, к тому же охват качественным интернетом в стране далеко не стопроцентный — здесь кроется и упомянутая отсталость села в этих вопросах.

С МФЦ лучше, но не намного

Много говорится о том, что с распространением в регионах многофункциональных центров (МФЦ) проблема будет постепенно сходить на нет, но на практике не хватает профессиональных кадров, которые могли бы правильно и на доступном языке проконсультировать людей. Проблем хватает и на последующих этапах: зачастую документы долго готовятся, а потом ещё и ошибки в них обнаруживаются. Увы, человеческий фактор никуда не уходит.

Семьи с тремя и более детьми должны стать привилегированным сословием России

Также результаты опроса говорят о том, что существующая модель информирования населения неэффективна. Эксперты приводят такой пример: на базе Пенсионного фонда была создана цифровая платформа с реестром семей с детьми-инвалидами. Получается, что если эти родители не узнают о положенных льготах, значит, потраченные средства можно было использовать лучше, либо сама система должна работать по-другому.

Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова в интервью «Москва 24» высказала мнение, что неосведомлённость многих семей о полагающихся льготах связана с тем, что многие из них прописаны лишь на региональном уровне, и граждане действительно о них не знают. Если федеральные меры поддержки «более-менее прописаны», то о предоставляемых субъектами РФ более мелких льготах и пособиях людей не информируют, как полагается. А всё потому, что нет единого систематизированного каталога, из которого люди могли бы узнать о любых мерах поддержки, будь то подарки на Новый год или бесплатные билеты в театр.

Положенные льготы, о которых мы не знаемФото: VPales / Shutterstock.com

Пришёл за льготами, значит, мошенник

В то же время из результатов проведённого Общественной палатой опроса мы видим, что дело не только в неинформированности, но и в нежелании граждан заниматься бумажной волокитой, собиранием справок и прочих документов. Для многих из них это существенная потеря времени, а «выхлоп» в большинстве случаев его не стоит. Вот и формируется категория потенциальных получателей льгот, которые знают о таковых, но по тем или иным причинам ими не пользуются. 

Об этом говорит, в частности, и гендиректор института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. В комментарии Ura.ru он отметил, что даже если какую-то льготу относительно легко получить, то привыкшие к излишней бюрократии люди не проверяют это на себе. Также, по мнению эксперта, на ситуацию влияет и фактор психологии.

[Бюрократический] аппарат исходит из презумпции виновности гражданина: человек, пришедший за льготами, — скорее всего, мошенник,

— заключил Журавлёв.

Будущее за «суперсервисами» госуслуг?

Хочется надеяться, что дело сдвинется с места с постепенным внедрением суперсервисов на портале госуслуг. Как отмечается на самом сайте, это новый вид государственных услуг, предназначенных для оформления документов, получения пособий, страховых возмещений, позволяющий отслеживать статус исполнительных производств и даже подавать заявление на поступление в вуз в другой город без личного визита.

Очередная чиновничья нелепость в скором времени будет рассмотрена Госдумой: пособия по уходу за ребёнком…

Как отметила первый зампредседателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Юлия Зимова, необходимо прийти к тому, что электронные сервисы будут проактивны, то есть будут сами предлагать пользователям воспользоваться теми или иными льготами. Тем лишь останется выбрать нужные и не придётся каждый раз заново готовить бесконечные справки. Конечно, далеко не всем будет доступна такая возможность, однако с распространением цифровизации доля граждан, которые смогут получать госуслуги таким образом, будет только расти.

Чаты «мамочек» — кладезь информации

Царьград также провёл небольшой опрос, в ходе которого выяснил, каким образом родители узнают о полагающихся им льготах. Не секрет, что наиболее «продвинутые» в коммуникативном плане граждане (в первую очередь мамы) объединяются в сообщества в социальных сетях, групповые чаты в мессенджерах, читают различные тематические форумы и так далее. Большинство черпают информацию именно там. Не всегда, правда, она бывает достоверной, однако чаще всего её можно проверить.

Положенные льготы, о которых мы не знаемФото: Undrey / Shutterstock.com

О некоторых льготах родители узнают от своих работодателей, особенно те, кто трудится в крупных компаниях. Любой грамотный специалист по кадрам должен обладать такой информацией, особенно если он работает с сотнями сотрудников. О льготах, связанных с детским садом, может сообщить заведующая дошкольным учреждением.

Выходит, что непосредственно из первоисточника, то есть от государства, информацию получают единицы, а дальше начинается сарафанное радио, нередко превращающееся в испорченный телефон. Разумеется, охват далеко не полный. Так что властям есть над чем призадуматься. Но пока складывается впечатление, что они по-прежнему занимают позицию «сами виноваты, что не узнали».

Источник: https://tsargrad.tv

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here