Домой Россия Работа уходит на карантин: Что от нас скрывают и кто не получит...

Работа уходит на карантин: Что от нас скрывают и кто не получит пособия

25
  • Работа уходит на карантин: Что от нас скрывают и кто не получит пособия

Безработица в России на фоне пандемии коронавируса уже начала расти незапланированными темпами. Всё больше людей теряют работу в это кризисное время, а официальные ведомства и Росстат публикуют разные данные и прогнозы. Как ситуация выглядит на самом деле, и почему пособие по безработице сегодня могут получить работающие люди?

Правительство России в последние недели неоднократно говорило устами своих министров, что наша страна «выиграла время», то есть развитие ситуации с распространением коронавируса у нас идёт с задержкой. Благодаря этому мы можем не только «заглянуть в будущее», посмотрев на примеры того, как эта ситуация развивается с медицинской и эпидемиологической точки зрения, но и оценить экономические, а также социальные последствия.

Два ближайших месяца – апрель и май – станут для многих российских семей периодом увольнений и потери доходов….

В США и других странах, где продолжает бушевать коронавирус, произошёл экономический коллапс, который привёл к рекордной потере работы гражданами и сокращению числа доступных для трудоустройства рабочих мест. Россия в этом смысле идёт в русле других стран, хотя в целом ситуация у нас выглядит лучше.

Кризис — это всегда некий хаос, именуемый на экономическом языке волатильностью. Волатильность характеризуется утратой стабильности, паникой, из-за чего граждане начинают «суетиться», пытаясь минимизировать возможные потери. Волатильность сейчас наблюдается и на рынке труда, так как жители России массово становятся на учёт как безработные, чтобы получать повышенное пособие.

Волатильность привела к тому, что по ситуации с безработицей в России существует аж пять (!) разных официальных мнений и прогнозов. Свою статистику приводит Росстат, у Минтруда — свои цифры, отдельные параметры озвучил премьер Михаил Мишустин, существуют данные Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), а также мнение Счётной палаты, возглавляемой беспристрастным в своих расчётах Алексеем Кудриным. Что же происходит на рынке труда прямо сейчас, каким данным верить и что будет дальше?

Безработных становится больше

Основное, что следует сказать о безработных сейчас — это не только то, что их становится больше, но и то, что правительство России теперь, в условиях пандемии, ввело новый размер пособия по безработице. Оно выросло с 8 тыс. до размера МРОТ — 12130 рублей. В Москве была установлена иная планка — 19500 рублей (12130 рублей за счёт федерального бюджета и 7370 за счёт бюджета Москвы), а процедура получения выплаты была максимально упрощена.

Однако теперь появляются вопросы о том, как правильно посчитать число безработных и спрогнозировать рост их числа. Методики расчёта безработицы существуют разные, и с некоторыми цифрами нас уже познакомили министерства и ведомства, а также Росстат.

Работа уходит на карантин: Что от нас скрывают и кто не получит пособияАлексей Кудрин предупредил о перспективах роста числа безработных в стране в три раза. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

В своём сообщении 10 апреля Минтруд разъяснил, что максимальное пособие по безработице в России назначается на уровне в 12130 рублей на три месяца до 30 июня 2020 года. Получить его могут граждане, обратившиеся в органы занятости с 1 марта. Пособие будет начисляться вне зависимости от уровня дохода на предыдущем месте работы. Если у безработного есть несовершеннолетние дети, то пособие будет увеличено на 3 тыс. рублей на каждого ребёнка.

Министр труда России Антон Котяков 15 апреля сообщил, что с начала 2020 года число безработных в России выросло на 44 тыс. человек и составило 735 тыс. человек. Парадокс в том, что согласно данным того же Минтруда, год назад безработных в центрах занятости составляла 813 тыс. человек, то есть сейчас, если верить министерству, безработица стала даже ниже.

Не слишком ли мала эта цифра? Премьер Михаил Мишустин говорил о других показателях. 16 апреля он сказал, что безработных в России уже 3 млн человек.

Иные цифры есть у Росстата. В последнем доступном отчёте за февраль 2020 года статистическое ведомство сообщает, что всего численность рабочей силы в России составляет 74,5 млн человек (люди старше 15 лет), из них занятыми являются 71,1 млн человек, а 3,4 — безработные. Ещё больше безработных в России «видит» Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР).

Если обратиться к данным Росстата, то уже по состоянию на январь было 3,5 млн безработных. В настоящее время их порядка 4 млн,

— сказал глава ФНПР Александр Шершуков (цитата по «Интерфаксу»).

В интервью РБК глава Счётной палаты России Алексей Кудрин предупредил о перспективах роста числа безработных в стране в три раза — до 8 млн человек. Почему же все эти сведения такие разные и каким из них стоит верить?

Разные цифры и «люди-невидимки»

Если кудринский прогноз и данные ФНПР — это условные показатели, то Росстат составляет картину на основе опросов. Далеко не каждый работодатель сегодня честно признаётся в увольнении своих сотрудников, ведь за их наличие в штате он может получить определённые компенсации. Часть граждан, как известно, и вовсе являются самозанятыми, но этот вопрос мы рассмотрим ниже.

Минтруд же «видит» только тех безработных, кто встал на учёт в службах занятости, а этот процент до сих пор был ещё ниже, чем количество не сознающихся в своей «безработности» граждан по собственной воле или по воле работодателя. Отсюда и возникает разница между данными министерства и показателями Росстата в пять раз.

Россия фактически вступает в новый экономический кризис на фоне обрушения мировых рынков и пандемии…

В реальности официальные цифры не дотягивают до существующих показателей. Конечно, сейчас, когда часть граждан теряют работу, а пособие по безработице выросло, мы вправе ожидать роста числа заявок на него, а также новой статистики по числу незанятых.

Вместе с тем, открытым остаётся вопрос с самозанятыми. Кто они, эти «люди-невидимки»? Это репетиторы, монтажники, няни, различные наёмные рабочие. И далеко не все они продолжают работать, ведь если преподаватель может давать уроки удалённо по видеосвязи в самоизоляции, то люди, предлагающие услуги нянь или рабочих — уже, очевидно, нет. Возникает и ещё один вопрос: кого мы сегодня можем считать самозанятым (а в Москве для них предусмотрен даже налог в 4%), а кого нет, и могут ли они претендовать на получение пособия по безработице.

Работа уходит на карантин: Что от нас скрывают и кто не получит пособияЗаконопослушные самозанятые фактически лишены пособия по безработице. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Самозанятым формально может быть любой гражданин, даже если он предложил соседу, например, вынести за него мусор за 100 рублей. В 2019 году Федеральная налоговая служба начала вывод самозанятых из «тени» и стала облагать их труд налогом. Если самозанятый имеет доход и зарегистрирован в системе, то с него будут брать официальный налог. Если не регистрировался, то ФНС его не «видит», и ничего не берёт, хотя формально такой гражданин обязан заявлять о своей самозанятости.

Что же получается сейчас? Людям выгодно скрывать свою самозанятость для того, чтобы получить ещё и пособие по безработице. А законопослушные самозанятые фактически этого права лишены, или же им придётся снова уходить от налоговой в «тень», и плодить число безработных, де-факто ими не являясь.

Если самозанятая мама с несовершеннолетним ребёнком в Москве встанет на учёт в органы занятости и подаст заявление на пособие по безработице, то к своей «зарплате» она получит «прибавку»: 12130 рублей из федерального бюджета, 7370 рублей из бюджета столицы и надбавку в 3000 рублей за ребёнка. Итого — 22,5 тыс. рублей. Причём тут мы говорим только об одной самозанятой маме, а если в семье вдруг лишился работы отец, то он также вправе претендовать на пособие.

Почему так получается и кому это выгодно?

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов рассказал Царьграду, что разница в оценках безработицы в России зависит от методик расчёта и конкретных обстоятельств.

«У нас считаются два показателя по безработице. Первый даёт Росстат на основе методики Международной организации труда (МОТ), а второй — на основе данных от служб занятости. По первому показателю у нас порядка 3,5 млн безработных на начало февраля, во второй оценке — около 700 тыс. человек, из низ около 600 тыс. получали пособие по безработице», — сказал он.

Сафонов объяснил и разницу в данных. Всё дело в номинальном характере пособия по безработице в России в течение многих лет. У властей сложилось мнение, что рабочих мест много, найти работу не составляет труда, и поэтому не нужно стимулировать людей высоким пособием к тому, чтобы они оставались в статусе безработных, отметил Сафонов.

Поэтому никто не думал, что возможны такие ситуации, ведь экономической выгоды для человека в этом не было никакой. К тому же службы занятости у нас — крайне инертные организации. Они требуют формальностей — не реже двух раз в неделю появляться в службе, принимать предложения по работе, которые тоже не являются экономически целесообразными,

— сказал проректор Академии труда и социальных отношений.

Сейчас же, по его словам, ситуация сильно изменилась — размер пособия вырос до МРОТ, и не применяются критерии оценки наличия или отсутствия стажа. Однако процедуры регистрации безработного не рассчитаны на условия пандемии.

Пандемия, судя по всему, вносит существенные коррективы в оценку эффективности глав регионов. Теперь им…

«Людям отказывают по формальным требованиям. Например, человек привязан к службе занятости по своему постоянному месту жительства, а не по фактическому. У нас очень часто люди меняют место жительства, двигаясь за рабочим местом. Вроде бы это способ повышения внутренней трудовой миграции, но службы занятости у нас остались в 90-х годах, предполагая, что человек ищет работу исключительно по месту жительства. В итоге всей семьёй люди должны собраться и отправиться на регистрацию по месту жительства, что в условиях карантина маловероятно», — отметил Сафонов.

К тому же есть ситуации, при которых сотрудник продолжает числиться на предприятии, но его вынудили написать заявление об отпуске за свой счёт. По сути, он безработный и лишён доходов, но претендовать на пособие по безработице не может, сказал эксперт. Ряд предприятий и прямо могут быть заинтересованы в такой схеме, чтобы не лишаться антикризисной поддержки правительства, которая учитывает штат сотрудников.

Самозанятые — ещё одна категория граждан, кто страдает. Образовался интересный парадокс: ведь и правда, те, кто заявил о себе и платит налоги оказываются в невыгодном отношении по сравнению с теми, кто «спрятался» от ФНС.

Это проблема для тех, кто легализовался. Если не легализовался, то самозанятый может пойти в службу занятости, встать на учёт как впервые ищущий работу и в соответствии с изменёнными сейчас положениями претендовать на получение полного пособия по безработице. То есть пострадали в данной ситуации как раз те, кто честно легализовался и платит налоги. Теневой самозанятый при этом может пользоваться своим безработным статусом достаточно долго,

— отметил Сафонов.

По его словам, в законе о занятости населения есть положение о том, что любые манипуляции с получением пособия по безработице преследуются по закону, можно подать в суд по статье «мошенничество» и затребовать обратно полученные таким способом деньги. Однако, как отметил Сафонов, доказать такую «махинацию» почти невозможно, так как нужны «улики», говорящие о получении человеком дохода от трудовой деятельности. В то же время деньги он может получать даже наличными, а значит совершенно «в тени».

«А второе — это отсутствие у нашей налоговой службы права по закону соотносить доходы и расходы, как это есть уже во многих странах. Это считается самым эффективным способом борьбы с теневыми доходами. Причём, направлена эта мера на самом деле не на тех, кто получает маленькие деньги, а на борьбу с отмыванием больших коррупционных доходов», — заметил он.

Подводя итог, скажем, что реальная, а не задокументированная безработица в России из-за коронавируса, конечно, будет расти. Любую поддержку государством людей, оставшихся без работы, можно только приветствовать. Однако даже самые щедрые меры правительства по раздаче денег нуждающимся сегодня способны разбиться о саму систему регистрации безработных, до которых деньги просто не дойдут.

В то же время теневые самозанятые формально не лишены права на пособие, и это значит, что пострадавшими могут оказаться легализованные, решившие работать честно и прозрачно. Если такой самозанятый лишился дохода сейчас, то он не получит и пособия. Поэтому далеко не факт, что обновлённые официальные данные, которые мы увидим вскоре, будут отражать реальную ситуацию с безработицей в России.

Источник: https://tsargrad.tv