Домой Россия Решили добить. Что происходит с ценами на бензин

Решили добить. Что происходит с ценами на бензин

53
  • Решили добить. Что происходит с ценами на бензин

Уроки "тучного" 2018 года ничему не научили чиновников, и цены на бензин в Центральной России снова пошли на взлёт. Да ещё какой! Рекордный, небывалый. С апреля в оптовой торговле 95-й бензин подорожал уже более чем на 50%. Тем временем население беднеет из-за коронавирусного кризиса, а власть имущие готовятся считать внезапные прибыли.

Нет, действительно, снова на те же грабли. Наверняка каждый из наших читателей и зрителей подумал то же самое – вот только небывалого роста цен на бензин нам и не хватало. Уже всё есть – и рост безработицы, и гибнущий малый бизнес, и обнищание населения. Вроде как страна выходит из карантинных ограничений. Но куда? Во тьму нового кризиса, не иначе.

Одним из показателей кризиса в России наряду с девальвацией рубля является и лихорадка на топливном рынке. Нечто похожее мы уже прошли в 2018 году, когда цены не нефть резко выросли, а вместе с ними «поплыл» так называемый экспортный паритет. Вывозить нефть за границу стало выгоднее, чем доплачивать за продажу нефтепродуктов внутри страны.

Все шишки тогда посыпались на нефтяников. Мол, они, такие-сякие, зарабатывают на населении. Нефтяники отвечали: мы вовсе не поднимали цены, хотя продажа бензина в России стала космически убыточной, пошли банкротства. И что, скажете вы, значит, речь идёт о вине той самой руки рынка? Совершенно нет. В такие тиски нефтяников и население поставила налоговая политика государства. Судите сами.

Те же грабли

Мы в России живём в совершенно удивительной ситуации. Наша страна – один из мировых лидеров по добыче нефти, однако любое падение мировых цен вовсе не приводит к снижению стоимости бензина. Цены стабильно идут вверх.

Сейчас по миру ударил коронавирус, кризис уже налицо, но есть два важных фактора. Первый – карантинные ограничения снимаются, городам и странам нужно всё больше и больше бензина. И второй – цены на нефть уже превышают 40 долларов, то есть сделка с ОПЕК даёт о себе знать, а война с Саудовской Аравией на мировом рынке нефти закончилась.

В этих условиях, когда стране нужно всё больше топлива, Минэнерго и ФАС принимают какое-то совершенно дикое решение о сокращении отгрузки топлива на внутренний рынок. Не надо быть умным экономистом, чтобы понять, что это способно привести к дефициту и росту цен.

Так, с 1 мая нефтяники, согласно приказу Минэнерго и ФАС, обязаны реализовывать на бирже не менее 5% производимого бензина, тогда как раньше – не менее 10%. Чиновники посчитали, что если из-за карантина спрос снизился, то пусть остатки будут сладки и уйдут на экспорт. Нет, мы с вами, конечно, понимаем, что цены на нефть подросли, что хочется продать побольше за границу, что из этого пойдут и увеличенные поступления в бюджет. Но зачем сейчас? И какова тогда логика правительства, которое одной рукой оказывает нам помощь (те же выплаты на детей), а другой – забирает её обратно посредством роста цен (из-за удорожания бензина растут цены на всё остальное). Именно этот момент меня обескураживает больше всего. Тоже мне, помогли.

Словом, с середины апреля в Центральной России биржевые цены на 95-й бензин выросли более чем на 50%. В Москве – до 59,5 тысячи рублей за тонну, в Петербурге – вообще до 60,5 тысячи. Розница пока реагирует вяло, но топливный кризис на самом деле всё ближе.

Собака лает, караван идёт

Складывается ситуация, очень схожая с этой поговоркой. Иначе как объяснить, что, несмотря на многочисленные предупреждения, которые делали чиновникам экономисты, в том числе на Царьграде, ничего не меняется. НДС вырос до 20%, а параллельно продолжается так называемый «налоговый манёвр» в нефтянке – растёт НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и падает экспортная пошлина. Вы поняли? То есть нефтяникам приходится больше платить за добычу, но меньше за то, что они гонят нефть на экспорт. Предпосылки к дефициту налицо. Но компаниям тоже не так весело. Ежегодно растут акцизы – каждый раз с 1 января. Всё больше и больше.

В 2018 году правительство увидело, что взрывной рост стоимости бензина нужно остановить, и заморозило акцизы. Но потом разморозило опять, положив под нас с вами и нефтяников те же грабли. Курировавший тогда ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак даже собрал совещание с крупными нефтяными компаниями и пригрозил им введением заградительных пошлин, если они допустят рост цен. Так проблему решили за счёт убытков отрасли, а налоги остались прежними.

Есть и ещё одна мера. Она называется «демпфирующий механизм», или «демпфер». Это хитрая система компенсаций нефтяникам потерь от продажи бензина в России. Если цена за границей выше, то им доплачивают, чтобы цены внутри страны не росли. Если наоборот, то платят уже нефтяники. Вот вам и ответ на вопрос, почему в России не падает стоимость бензина, когда идут вниз мировые цены на нефть.

Как видите, отрасль обложена налогами, а значит, косвенно и мы с вами. С годами, как бы ни менялась рыночная конъюнктура, тут никаких изменений нет. Действует ручное и даже «кукольное» управление. И ведь последние два года я постоянно пишу, что не является нормой ситуация, при которой более 70% в стоимости литра бензина составляют налоги.

Вы будете удивлены, но реальная цена бензина – это лишь 29% от той цифры, которую мы видим на табло АЗС. В эти 29% входит цена самого сырья (7%), переработки и транспортировки (15,5%), а также гарантированная прибыль (ещё 6,5%). Таким образом, при нынешних 46-47 рублях за литр 95-го в Москве он должен был стоить на самом деле 13,4-13,63 рубля за литр! Впечатляющая разница, правда? Из этого несложно определить, что налоги в цене бензина, таким образом, составляют вообще 71%.

На пути к кризису

На мой взгляд, новый кабинет министров успешного технократа Михаила Мишустина пока не понял до конца, что происходит. Ему в наследство досталась сложная и разбалансированная, местами бестолковая и вредная система налогов в нефтянке, которые придумывались кабинетом Дмитрия Медведева и наслоились друг на друга. Но делать с этим ведь что-то необходимо.

Член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев рассказал, что при такой налоговой системе впереди у нас может маячить вполне реальный топливный кризис. Мы же помним, что потребление только растёт, а ведь скоро начнёт «просыпаться» ещё и гражданская авиация.

Душение отрасли налогами привело к тому, что экономика нефтепереработки в России стала отрицательной, а НПЗ – убыточными. Сейчас началось восстановление потребления, и спрос существенно превысил предложение на бирже (а там ещё и планку объёма снизили, как мы помним). Цены выросли очень сильно, обратил внимание Танкаев.

В результате экономика торговли бензином стала отрицательной. В принципе, это должно привести к тому, что у нас возникнет бензиновый кризис. Такие кризисы в России уже были. Это никакая не экзотика. И это всегда являлось следствием административного регулирования,

– пояснил Танкаев.

Он согласился с тем, что правительство пока, судя по всему, не готово снять налоговое ярмо. Ведь чиновники ничего не меняют. Они вводят какие-то компенсирующие механизмы, пытаются убедить всех, что ТЭК нужно точечно управлять. А на этом фоне у них под носом загибается переработка, начинается дефицит и рост цен на заправках.

Это вызывает большое беспокойство. Потому что неэффективность рынка нефтепродуктов на фоне роста потребления – это очевидный путь к кризису. Нужно отказываться от демпфирующего механизма, полностью отказаться от акцизов на бензин и дизтопливо. Надо переходить назад к рыночным механизмам регулирования рынка нефтепродуктов,

– дал рекомендации Танкаев.

С этим невозможно спорить, если мы вспомним, какой процент в цене бензина составляют те самые налоги. Знаете, на что я ещё обратил внимание? Если нефтяники в рамках плавающего «демпфера» что-то платят государству, то деньги эти должны идти в ФНБ. В ту «кубышку», откуда правительство черпает средства для поддержки экономики. А тут получается наоборот – экономику как раз калечат, а заодно задирают цены для нас с вами. Согласитесь, это дурдом.

Я вовсе не защищаю нефтяников, которые получают огромную прибыль от продажи нефти за границу. Но в здоровой экономике не должно быть таких огромных налогов. Напомню, что это ведь налог и для нас с вами, учитывая, сколько из денег за бензин мы отдаём нефтяникам, а сколько – государству.

У фермера, выращивающего, например, яблоки, не должно быть выбора между тем, чтобы продать их с хорошей выручкой за границей или приплачивать самому за продажу в России в тот момент, когда у него к тому же «загибаются» яблони. Ведь совершенно понятно, что в конечном счёте за этот бардак заплатит население – как за налоги, так и за рост цен, спровоцированный рукотворным дефицитом.

Источник: https://tsargrad.tv