Домой Россия Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»

Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»

6
0
ПОДЕЛИТЬСЯ


Бывший клерк выступил с программной статьей на сайте ультралиберальной «Новой газеты» …

Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»

На сайте ультралиберальной «Новой газеты» опубликована статья бывшего заместителя главного редактора и ответственного редактора официальных церковных изданий «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина «Деньги, кадры, послушание. Реформирование РПЦ: что предстоит поменять после окончания эпохи патриарха Кирилла?».
Чапнин после своего изгнания из церковных бюрократических структур в декабре 2015 года перешел на службу туда, куда его давно «сердце звало» — к либералам и антицерковным силам. А изрядную свою осведомленность в церковных делах, главным образом бюрократического характера, он вот уже пятый год использует для нападок на Русскую Православную Церковь и для «разоблачения» лично Святейшего Патриарха Кирилла.
Хотя либерал и модернист всегда и везде таковым остаётся. Так в своем новом опусе Чапнин пишет, что у Русской Церкви, оказывается, нет никаких врагов. 
«Семь лет назад в патриархии заговорили об "информационной атаке на Церковь". Ряд медиааналитиков поддержали разговоры об атаке и даже "доказали" ее реальность с помощью мониторинга СМИ и социальных сетей. И патриарх поверил, что на РПЦ и на него лично была проведена атака враждебных сил, мощных, коварных и влиятельных. Буквально на пустом месте был сформирован зловещий образ неких анонимных "врагов Церкви", которые на борьбу с РПЦ тратят огромные средства», — ёрничает бывший церковный клерк.
«Вероятно, цель этой искусно организованной акции была довольно проста, — продолжает Чапнин. — Церковная бюрократия разыграла рискованную, но в итоге удачную партию. Ей удалось убедить Патриарха Кирилла, что синодальные структуры на самом деле работают качественно и эффективно, но враг настолько силен, что противостоять ему не могут даже опытные и усердные их руководители».
По его словам, «в итоге ситуация для церковных чиновников как в сане, так и без получилась удобная. Они теперь особо не заморачиваются: как только им кто-то не нравится, они не пытаются разобраться, а тут же записывают всех во "врагов Церкви". Есть и еще одно новое словосочетание — "предатели в рясах". Вдохновившись баснями о врагах, его придумал уже сам Кирилл».
Бывший церковный клерк сокрушается, что был изменён состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви: «из него удалили яркие фигуры и ввели вместо них тех же церковных бюрократов». Говоря о «ярких фигурах», уж не себя ли любимого имеет в виду Сергей Чапнин? Ведь когда-то он был секретарем комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия.
Чапнин всегда был главным другом необновленцев, кочетковцев, в целом представителем либерального крыла Русской Православной Церкви. Оставшись не у дел, он уже в открытую выступает против консервативного курса, взятого Патриархом Кириллом после известных событий 2012 года. Тогда попытка толкнуть Русскую Православную Церковь в «либеральное болото» была пресечена, в том числе лично Святейшим Патриархом Кириллом, разоблачившим «предателей в рясах».
Ныне Чапнин пытается убедить общественность в том, что у Русской Православной Церкви вовсе не было и нет никаких врагов. Пресловутые «бешеные матки» (Pussy Riot), полуголые девицы из «Femen», спиливавшие православные кресты, и, самое главное, их вдохновители, оказывается, «виртуальные враги». Вымышленные персонажи, которых придумали церковные чиновники, чтобы пугать Патриарха Кирилла! Такое впечатление, что сам г-н Чапнин пребывает в виртуальной реальности.
Любопытна и проговорка Чапнина: «Не менее серьезные проблемы у РПЦ в области богослужебной практики, организации приходской жизни, семинарского образования, богословских исследований и т.д.».
Не вполне ясно, что именно хотел сказать бывший церковный бюрократ, но зная его либеральные симпатии и его близость к необновленческим кругам, можно предположить, что речь идет о вульгарном эксперименте по приданию русскому языку статуса богослужебного языка, по отказу от юлианского календаря и переходу к т.н. новоюлианскому календарю, вероятно, главным образом для того, чтобы праздновать Рождество вместе с милыми сердцу Чапнина католиками и прочими «западными христианами».
Большая часть статьи бывшего церковного клерка посвящена доходам Русской Православной Церкви. Оно и понятно, эта тема наиболее близка читателю «Новой газеты». Либералы вообще очень обеспокоены доходами Церкви. Чапнин пытается убедить читателей, что большая, если не основная, часть доходов Церкви расходуется на содержание епископата. Но ведь это же враньё! Ну вспомнил бы хотя бы ради приличия благотворительную деятельность Церкви. К примеру, только на оказание помощи пострадавшим в Крымске летом 2013 года Церковь выделила более 50 миллионов рублей. 
Чапнин предрекает, что преемник Патриарха Кирилла непременно будет контрреформатором: «Можно предположить, что серьезной ревизии будет подвергнут устав Церкви. Общее соотношение прав и обязанностей следует пересмотреть в сторону большей самостоятельности приходов и больших прав мирян в устроении приходской жизни, а монашеских общин — в устроении жизни монашеской».
А не сам ли Чапнин всегда выступал за то, чтобы у нас было всё устроено, «как у католиков»? А теперь он спекулирует на понятном протесте против крена в сторону излишней иерархичности в жизни Церкви, выражающийся, в том числе, и в немотивированных перемещениях священнослужителей с прихода на приход, в игнорировании мнения паствы, в волюнтаризме кадровых решений. Но все эти язвы нынешнего церковного управления и кадровой политики вовсе не свидетельствуют о необходимости превращения Русской Церкви в протестантское сообщество, состоящее из «вольных приходов». 
Сторонники таких реформ обычно ссылаются на решения Поместного Собора 1917-18 гг. При этом они не учитывают то обстоятельство, что Собор проходил в бурное революционное время, многие его участники были подвержены революционному настрою. Не случайно до сих пор не произошло полной рецепции церковной полнотой деяний этого Собора, многие решения которого были продиктованы не церковными соображениями, а сложной политической обстановкой того времени.
Словом, в роли идеолога «церковных контрреформ» Сергей Чапнин выглядит неубедительно. Контрреформы по сути своей всегда являются исправлением реформ в консервативную, традиционную сторону. А Чапнин никогда не был консерватором и традиционалистом. Не ему говорить о контрреформах. «Рыльце его в пушку» модернизма, церковного либерализма и неообновленчества. А в выступлениях его везде и всегда сквозит только обида за увольнение.
Редакция «Русской народной линии»

Источник: https://tsargrad.tv

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here