Домой Россия Собачьи диверсии. Какой вклад внесли четвероногие бойцы в Победу

Собачьи диверсии. Какой вклад внесли четвероногие бойцы в Победу

22
  • Собачьи диверсии. Какой вклад внесли четвероногие бойцы в Победу

В годовщину празднования 75-летия Победы Царьград рассказывает о неоценимом вкладе людей в разгром фашизма. Сегодня речь пойдёт о Дине Волкац, ставшей во время войны первой и единственной женщиной-командиром в минно-розыскной службе. Ей было 20 с небольшим, когда она сумела подготовить первую в Красной армии собаку-диверсанта.

Из актрис – в дрессировщицы собак

Дина Волкац родилась в 1920 году в Полтаве. Животных она любила с детства и даже получила в Харькове военную специальность инструктора по служебному собаководству. Но вдруг она решила поступить в театральное училище и сразу же была зачислена на второй курс. С началом войны, в июле 1941 года, понимая свою нужность на фронте, Дина решила с театром завязать. Её призвали в 9-й армейский отряд в Малиновке. Нелёгкая доля выпала ей. Пришлось готовить собак – истребителей танков. На боевое задание четвероногие шли, как говорилось, «в один конец». Дине было очень горестно терять друзей, и она мечтала продлить им жизнь в боевых условиях, хотела научиться готовить собак-минёров. Она прекрасно знала, что псы благодаря своему чутью находят любые мины и указывают проводнику их местонахождение. Она была уверена, что её подопечные отлично смогут в том числе и закладывать взрывчатку, особенно там, где человеку это сделать сложно. Дине пришлось пройти курсы в Центральной школе служебного собаководства «Красная звезда», где она нашла настоящего и верного друга – овчарку Джульбарса. Этот пёс, которого Дина ласково звала Жуликом, считался одним из самых глупых и неперспективных. Но новая хозяйка сумела найти к нему подход, она обучила его всем премудростям минёрного дела.

Выбрав себе собаку для работы, Волкац показала её начальнику отделения. Джульбарс был настолько неказист и обшарпан, что она услышала ироническое: «Хуже собаки найти не удалось? Разрешите узнать, по каким же признакам вы ее выбрали?» «По глазам», — серьёзно ответила Дина.

(Из книги Светланы Гладышевой о Дине Волкац «Гражданская специальность – актриса».)

Первое задание

Вместе с Джульбарсом Дина была направлена на Калининский фронт, где её назначили командиром взвода дрессировщиков-минёров 37-го отдельного батальона разминирования. В начале 1943 года в способности собак искать и закладывать мины ещё не особо верили. Четвероногих специалистов только начинали готовить к таким заданиям.

Собачьи диверсии. Какой вклад внесли четвероногие бойцы в ПобедуРабота собак-сапёров. Фото: Russian Look / Globallookpress  

Проверкой на прочность для Дины и Джульбарса стало разминирование воронежского аэродрома. Территорию многократно проверяли сапёры, но взрывы периодически случались. После гибели бензозаправщика за дело взялся тот, на кого изначально в школе «Красная звезда» надежд не возлагали. Неделю Дина исследовала вместе с Джульбарсом поле. И если сапёры могли тогда находить только мины в металлических корпусах, то собаки научились выявлять взрывчатку в любой оболочке.

Джульбарс челноком ходил по широкой полосе. За ним, перехватывая поводок, неторопливо двигалась девушка. Только собаке было точно известно, где опасность. А девушка по видимым ей одной признакам должна была уловить состояние животного. Профессиональное внимание, выработанное практикой, хранило их от единственной ошибки. Минут через пять пёс принюхался, категорично вильнул хвостом и сел…. И вот затрепетал сигнальный флажок: мина – здесь!

(Из книги Светланы Гладышевой о Дине Волкац «Гражданская специальность – актриса».)

Дина и Джульбарс нашли ещё несколько мин. Испытание было пройдено успешно. Дина зарекомендовала себя как отличный специалист и начала отбор собак для выполнения подобных заданий. Она настолько трепетно относилась к своим подопечным, что те слушались её беспрекословно. Многим собакам Дина давала своё имя, в связи с чем зачастую возникала путаница. Так появились четвероногие бойцы, которые различались как Дина-1, Дина-2 и так далее. Началась паника. Командир решил в срочном порядке переименовать всех собак. Но те впоследствии стали слушаться намного хуже. Некоторые вообще считали, что обращаются не к ним, и не реагировали на команды. Тогда Дина настояла на своём, и собакам вернули прежние клички.

Первая собака-диверсант

Волкац отобрала лучших собак и создала особую группу для подготовки псов-диверсантов. Учёба проходила в строжайшем секрете и по ночам.

Советские машинисты, водившие тяжело гружённые поезда на фронт и пустые грохочущие составы с передовой, и не подозревали, что активно помогают нам выполнять задание, – вспоминала Дина Волкац. – Их поезда, проходившие ночью по тёмному, сырому участку леса вблизи города Торопца, давили наши учебные мины, которые исправно подбрасывали на полотно собаки.

Особенно выделялась молодая овчарка Дина-1. Она уже прошла курс обучения на истребителя танков в Центральной школе военного собаководства. Но суждено ей было стать первым четвероногим диверсантом и одним из главных участников рельсовой войны в Белоруссии. Перед заброской в тыл противника состоялся смотр достижений 5-й отдельной инженерной бригады, на который прибыл сам командующий фронтом генерал Еременко.

Собачьи диверсии. Какой вклад внесли четвероногие бойцы в ПобедуПамятник фронтовой собаке в Музее Победы на Поклонной горе. Фото: Антон Кардашов / АГН «Москва»  

Накануне задания Волкац со слезами на глазах прощалась со своей тёзкой-подопечной. Её саму оставили в расположении части. С трепетом она ждала каждой весточки. Надеялась ещё раз уткнуться в пушистую шерсть Дины-1. И вот наконец пришло сообщение.

Нам сообщили: на перегоне Полоцк – Дрисса подорван эшелон с живой силой противника, – рассказывала о том моменте Дина Волкац. – Уничтожены десять вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим на всём участке распространился пожар. С нашей стороны потерь нет.

Как выяснилось, молодая овчарка Дина-1 пустила под откос военный эшелон с солдатами и горючим. Она выскочила на рельсы перед приближающимся немецким поездом. Заметив её, машинист дал гудок. Собака оставила на рельсах взрывчатку, зубами выдернула чеку. Задание было выполнено. Дина-1 вернулась живой, а железная дорога надолго была выведена из строя. Нашу группу в составе пяти бойцов и четырёх собак начали преследовать фашистские поисковые отряды. Но безуспешно.

Собачья пенсия

После этого задания Дину Волкац наградили за подготовку собак-диверсантов орденом Красной Звезды. Дина-1 и Джульбарс дожили до Победы и после войны получали персональную пенсию. Джульбарс стал единственным псом, который удостоился чести стать обладателем медали «За боевые заслуги». 

За два года службы он обнаружил 468 мин и 150 снарядов. Помог он нашим сапёрам при разминировании могилы Тараса Шевченко и Владимирского собора в Киеве. Он спас от уничтожения уникальные памятники архитектуры – замки Праги, соборы Вены, дворцы над Дунаем. Не обошлось и без ранений. После них Джульбарса решили демобилизовать. Боевой путь бравого пса и его заслуги отмечены в официальных документах.

Дина Волкац актрисой так и не стала. Она вышла замуж и занималась дрессурой собак, зато в кино себя попробовал её верный друг – Джульбарс. Он снялся в художественном фильме «Белый клык».

Всего во время Великой Отечественной войны действовало 18 отдельных батальонов разминирования, где наряду с людьми служили и собаки. Четвероногие смогли спасти бессчётное количество жизней, обезвредили около 4 млн мин, спасли 19 тысяч ценных объектов. Многие из них не дожили до Победы. В честь собак, доблестно воевавших на фронтах Великой Отечественной, установлены памятники во многих городах России. Ведь они несомненные герои и заслуживают того, чтобы о них помнили.

Источник: https://tsargrad.tv