Домой Россия «Ведь не могут же все стать ослами»

«Ведь не могут же все стать ослами»

21


Современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков …

«Ведь не могут же все стать ослами»

В университете от нас требовали
знание латыни. Одной из форм тестирования была проверка знания студентами наизусть
определенного количества крылатых фраз и поговорок. Выучил я их быстренько, сколько
смог, и проскочил на зачете без заминок. Всю жизнь пользовался ими и особенно «Repetitio
est mater studiorum». И когда какой-нибудь не очень успевающий студент спрашивал
меня, как ему запомнить предложенный объем знаний, то я бывало включал умного и
цитировал эти записи моей студенческой юности.

Но, почему-то в универе нас
учили именно этой форме данной поговорки и все? Но мы же продолжаем читать и как-то
корректировать свои знания, и тут оказывается, что полностью эта блестящая мысль
звучит в переводе так: «Повторение — мать учения и прибежище ослов (утешение дураков)».
Вот именно в такой форме и при такой смысловой нагрузке Овидий произнес это изречение.
При этом прочтении сразу многое пониматься иначе. Получается, что эллинистическое
образование было очень разным по технологическим подходам и между этими подходами
была интеллектуальная конкуренция, которая и выразилась в смысле данного выражения
очень хорошо.

Получается, что был в образовании
тех времен апробированный временем интуитивный подход к воспитанникам, который подразумевал
познание посредством познания (игры, работы, конкурсов и пр.) и начетнический подход,
основанный на зубрежке и палочной дисциплине. Разумно будет заметить, что при тогдашних
планках в статусах, при тех нормах этики и морали, люди, как и сегодня, были разными
(одаренными и нет, трудолюбивыми и не очень), а потому обе технологические линии
образования нормально сосуществовали, что позволяло выдавать на-гора и высоких интеллектуалов,
и дотошных исполнителей.

«Suum cuique» — всякому своё,
каждому по его заслугам. И в этом древние видели понимание классического стрежня
справедливости во всем. И то, что Патриций позволял себе это, с позволения сказать,
«оскорбление», как нам сейчас кажется, на самом деле делало патриция только лишь
хранителем древней справедливости в понимании того времени, а не врагом плебса.

Абстрагируясь от Эллинистического
периода и перенеся идею на русское средневековье и Новое время, при сравнении с
эллинской древностью, нам открывается циничный вывод — Университет и школа — разные
технологические линии. И то, что большая школа с ее чисто начетническим принципом
образования появилась на Руси сильно раньше Университетов, определило Русскую ментальность
на века. Если бы не наши природные дарования, стремление к воле вольной и наше гениальное
разгильдяйство ( — Китайский-то сдадите? — А когда экзамен?), то не бывать бы нам
Великой державой и не преодолеть бы нам технологическое отставание от Запада, где
школы появились, чаще всего, именно как дочери Университетов — рассадников самостоятельной
учености. Все бы сожрала, как свинья, тупая муштра.

Университет с его методологией
преподавания есть Дом, где живут Интуиция и опыт — родители конкретного открытия
и движения вообще. Итак, доводя мысль до логического абсурда, мы приходим к выводу,
что современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают
делать русскую школу домом утешения для дураков для того, чтобы дураки в конце концов
стали ослами (что чаще всего бывает очень даже нужно и полезно для корней социума,
но не для его роста). Но так же нельзя! Ведь не могут же все стать ослами и тянуть
одну единственную лямку, которая приводит в действие нефтеперегонный насос. Если
все будут ослами, это не избавит нас от погонщиков и наездников, они появятся со
стороны и будут жестче и требовательнее доморощенных.

Вот вам, дорогие мои читатели,
и результат вдалбливания в наше русское сознание «Repetitio est mater studiorum»,
которая является синонимом германского девиза для жизни народа при фашистах «Arbeiten,
arbeiten und disciplinen meine soldaten». От работы при таком подходе кони дохнут,
не то чтобы высоким материям высоко в Небе парить. Нельзя оставлять страну без познания
через познание — без интуитивно-прикладного метода с одним только начетничеством!
Спорить нет смысла — ослы, даже дрессированные, всегда останутся ослами, главное,
чтобы те, кто хочет и может быть ЛЮДЬМИ, не попали в этот красиво налакированный
буржуями капкан — «Repetitio», а имели бы в самой школе, от первого класса и до
выпускного, безвозмездную возможность прорваться — исполнить это свое законное стремление.

Р.S. Вернемся
к нашим баранам. Учили мы латынь, учили, а все более во вред себе и получается,
что фраза «scientia potentia est» (лат. Знание — сила) тоже чаще всего не верна
и даже по-разному опасна. Так что выходит, что скажи я и сейчас другому студенту,
как и раньше говаривал, этой латынью, то могу по меньшей мере очень обидеть человека,
если он, конечно же, знает эту самую латынь, что вряд ли может быть в анналах наших
ослиных ясель.

Протоиерей
Вячеслав Пушкарев
, руководитель Миссионерского отдела
Иркутской епархии

Источник: https://tsargrad.tv