Домой Россия Вера: Основные смыслы

Вера: Основные смыслы

12
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Вера: Основные смыслы

Царьград открывает новую авторскую рубрику — «Мысли о вере» заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова

«Тот, кто проникает в область веры, проникает в святилище жизни. Святым становится то, что предельно нас интересует»[1]. В этих словах Пауля Тиллиха заключена важная для понимания религии мысль: тот, кто осознаёт суть веры человека, имеет реальную возможность понять и самое существенное в его жизни, а не только в мировоззрении.

Вера: Основные смыслыПротоиерей Павел Великанов. Фото: сайт Московской духовной академии

Для любой религии, а в особенности религии Откровения, вера является фундаментальным понятием. «Без веры угодить Богу невозможно», — пишет апостол Павел в Послании к евреям (Евр. 11:6). И в то же самое время во всей Библии — и в Ветхом, и в Новом Заветах — мы не встретим такого понятия, столь распространённого сегодня, как «вера в Бога». В современном языке слово «вера» является многозначным, причём необязательно связанным с собственно религиозной областью. Поэтому необходимо прояснить это ключевое для богословия и философии понятие, исходя из того контекста, в котором оно формировалось.

Слово «вера», — пишет А.Б. Зубов, — очень древнее. Уже в языке Авесты — священной книги древних иранцев, созданной за много столетий до рождества Христова, — используются глагол var — верить и существительное vareiia — вера. У индоариев, кочевавших со своими стадами по пространствам великой Евразийской степи в III тысячелетие до Р.Х., тех самых индоариев, отдалёнными потомками которых являются почти все народы современной Европы, один из самых чтимых богов носил имя Варуна. У очень многих народов, относящихся к индоевропейской языковой семье, слова с корнем var, ver обозначают понятия веры, честности, доблести, правдивости. Но корень этот тождествен двум другим древнейшим индоевропейским корням — вар — жар (отсюда наше — варить) и вервь — веревка, восходящему к древнеиндийскому varatra — слову с тем же самым значением. Подобно Августину, мы можем предположить, что идея связи, а также идея жара, горячности, огня не чужды нашему слову «вера»[2].

Понимая, насколько важным для спасения является пребывание в вере, апостол Павел увещает в послании к Коринфянам своих учеников: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2-е Кор. 13:5). Поэтому понимание веры требует не только отстраненно-философского взгляда, но и прежде всего — осознания соотнесённости собственной жизни с теми идеалами, которые и являются источниками веры и вдохновения в религиозной жизни.

Вера: Основные смыслыФото: www.globallookpress.com

И в Ветхом, и в Новом Заветах мы многократно встречаем упоминание о подвиге веры праотца Авраама, без которого вся последующая история домостроительства спасения человечества была бы просто невозможна. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Эта цитата из Книги Бытия неоднократно повторяется в посланиях апостолов, и в Евангельском тексте мы постоянно слышим, как Спаситель, Его ученики, народ обращаются к примеру Авраама. Но что же такого исключительного он сделал, что его поступок на протяжении тысячелетий является примером для подражания? Представляется интересным, как этот поступок объясняет современный иудейский теолог Б.И. Берман:

Теология вправе не только быть равноправной в семье гуманитарных наук, но и во многом определять вектор их…

«Авраhам «поверил в Господа» не в смысле, что Он существует. Такой вопрос ложен и кроме редчайших и кратчайших случаев вообще не является горячим вопросом в Человечестве; в отношении же Авраhама он просто смехотворен. Нет тут речи и о вере-доверии в какие-то определённые утверждения, события, предсказания. Это и не самоцельное и самоценное стремление веровать, и не настрой души на веру, и даже не столько определение установки на жизнь (что само собой), сколько разрешение вопроса своего поведения в жизни. Понятие веры — «эмуна» — есть фундаментальное еврейское понятие. Но это не вера во что-то, не «кредо», не добродетель безусловной уверенности…

Однако «доверять» и «ввериться» по-еврейски выражается по-разному. Способность вверять себя Богу — есть способность полностью положиться на Ведущего тебя, идти за Ним и отдать себя в Его руки. Это мало понимать метафорически. Язык недвусмысленно наставляет нас в понимании «веры». Ведь «эмуна» произведено от того же корня, что и «оман» — мастер, художник! Значение этого корня — создавать и формировать, как мастер придаёт форму своему материалу — и точно так же воспитатель, «омэн», формирует сердце вверенного ему неоформившегося человека. Вверяющийся Богу отдаётся Его воспитанию, он делает Его своим Мастером, своим Художником, чтобы самому стать «делом рук художника» (Песнь песней, 7:2).

Это не вера «в то, что…», а жизненное отношение, переустановление всей души. Это готовность передаться Ему в руки, чтобы дать Ему сделать из своей жизни Его, Мастера, художественное произведение. То, что ошибочно переводят как «верить в Бога», означает: осознать себя материалом в руке Художника, передать себя в руки Наставника и осуществить отношение к жизни как к процессу создания себя. Понятно, что такая «эмуна» неотрывна от слушания и слышания голоса Мастера. Авраhам узнал возможность вырваться из причинности, из исчисляемости, из «ряда» — если он отдаёт себя под прямое управление Бога, свободно сделается произведением рук Ведущего мир. Он поднял глаза. Потому ему дано выйти вовне и увидеть своими глазами мир вечной жизни. Отверг владычество звезд — и вот он под руководством Того, Кто направил их ход…

Вера: Основные смыслыПраотец Авраам. Фото: pravoslavie.ru

Мы, дети Авраhама, — «вверяющиеся дети вверявшихся». Предки проложили дорогу веры. Но для отца нашего Авраhама — не было прецедентов. В этом смысле вера — его вклад, мы лишь переняли её от него. «И исполняющий задачу добра вверенностью своей жив будет». К этому единому требованию «эмуны» приравнял все требования Торы пророк Хавакук (Аввакум; 2:4). «Цадик», человек, уставленный на осуществление добра, полностью исполняющий свои обязанности перед Хозяином — живет в вверенности Богу. Это его состояние жизни, и это его источник жизни. Об Авраhаме сказано, что его вера засчитана ему как его вклад добра в жизни — «цедака». Вверяться голосу Бога — умение слышать Хозяина — урок жизни Авраhама. Урок «выхода наружу». Авраhам вступает в повествование Торы, шагнув из колыбели страны своей, из родного своего, из защиты дома отца своего — в одиночество. Это его первое испытание веры. Что такое «который вывел из Ура»? Это и Тот, Кто позволил выйти из Ура, дал возможность для духовного ухода, и Кому ты позволил вывести себя, дал Ему эту возможность своей верой. Это указание на веру как духовную решительность»[3].

Мудрость чистого сердца (Евангелие дня)

Не только для ветхозаветной, но и в целом для библейской традиции состояние веры — это вовсе не какой-то интеллектуальный акт признания чего-либо истинным без достаточных оснований, а прежде всего очень конкретное содержание жизни человека, которое только и придаёт ей смысл.

«Верующий» в библейском смысле не есть человек, верящий в то, во что не верят другие; это есть иной тип человека, строящий свою жизнь в диалоге с Богом как живой личностью, в отличие от «язычника», обладающего тем или иным видом знания (верования) о безличном божественном начале мира. Христианская вера есть максимальное сосредоточение экзистенциальной энергии человека на актуализации божественного проекта его существования, требующая от человека радикального отказа от своеволия. Вера в христианстве понимается как связь, встреча человека с Богом, как соучастие человека в откровении Бога, которое определяется естественной расположенностью человека к доверию Богу. В то же время она есть дар Бога, сообщающий человеку способность постигать откровение в условиях разрушенного в грехопадении единства временного и вечного, человеческого и божественного начала мира, и в этом смысле она есть чудо, которое тем не менее всегда возможно»[4].

Вера: Основные смыслыП. Тиллих. Фото: www.globallookpress.com

В этом смысле вера всегда является пространством диалога между Богом — дарующим этот сверхъестественный дар веры — и человеком — своими поступками, ценностями, стремлениями откликающимся на приближение этого дара. Это позволяет говорить о возможности определённой динамики веры, её развитии или, напротив, упадке и умалении.

Вера, — пишет Пауль Тиллих, — это состояние предельной заинтересованности: динамика веры — это динамика предельного интереса человека. <Бог> есть предельный интерес каждого благочестивого еврея, и именно ради Него дана первая заповедь: «Ты должен любить Господа, Бога твоего, всем сердцем, и всею душою, и всеми силами» (Втор. 6:5). Предельный интерес означает именно это, и именно из этих слов возник сам термин «предельный интерес». Эти слова недвусмысленно устанавливают характер подлинной веры — требование полной отдачи себя субъекту предельного интереса. Вера как предельный интерес — это акт всей личности. Этот акт происходит в самом центре жизни личности и включает в себя все её элементы. Вера — это наиболее центрированный акт человеческой души. Так как вера — это акт личности как целого, она соучаствует в динамике жизни личности[5].

В то же самое время, как пишет святитель Феофан Затворник, «вера действительно Божий дар, но неверы не безответны… Нет приёмника для этого дара, он и не даётся, ибо нечем принять его… Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо, что неверы всегда духа гордого»[6].

Но почему же вера — одна из ключевых добродетелей? Как возможен вообще сам подвиг веры? Об этом мы поговорим в следующий раз.

__________________________________________________________________

[1] Тиллих П. Динамика веры. Режим доступа: http://altrea.narod.ru/tillich/vera01.html

[2] Зубов А.Б. История религии. Кн. 1. М., 1997, с. 5.

[3] Берман Б.И. Библейские смыслы. Кн. 1. — М.: Лайда, 1997.

[4] Степанова Е.А. Постижение веры. Екатеринбург, 1998, с. 10–11.

[5] Тиллих П. Динамика веры. Режим доступа: http://altrea.narod.ru/tillich/vera01.html

[6] Феофан (Говоров), свят. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Суббота 21 по Пятидесятнице. М., 1991, с. 154.

Источник: https://tsargrad.tv

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here