Домой Россия Власть косит коронавирус. «Вакцину» получат только избранные губернаторы

Власть косит коронавирус. «Вакцину» получат только избранные губернаторы

6
  • Власть косит коронавирус. "Вакцину" получат только избранные губернаторы

В понедельник председатель правительства Михаил Мишустин воспользовался совещанием со своими заместителями, чтобы ещё раз сориентировать губернаторов. "На прошлой неделе, – сообщил Мишустин, – были выявлены прецеденты, когда руководство некоторых регионов закрывало административные границы, препятствуя проезду людей и транспорта на свою территорию. Сигналы правительства о недопустимости подобных мер были услышаны. За выходные ситуация исправилась". И особо добавил – для совсем уж дезориентированных: "Не надо путать региональные полномочия с федеральными. Любые ограничения должны быть адекватными и соответствовать реальной ситуации. И, конечно, тем мерам, которые введены президентом и федеральным правительством".

К этому моменту основная часть губернаторов уже всё поняла. Возразил один Рамзан Кадыров:

Если он [председатель правительства России] имел в виду именно ЧР, его вводят в заблуждение, дают неправильную информацию. Если есть вопросы, касающиеся принимаемых в моём регионе мер, почему не позвонили ни руководители штаба РФ, ни представители федеральных правоохранительных органов России? Никто не поинтересовался!.. Мы заявляли и повторяем, что сделаем возможное и невозможное, чтобы обезопасить один из регионов России – ЧР и проживающих в ней граждан РФ… Если речь идёт о ЧР, хочу спросить Михаила Мишустина и других, откуда появилась такая информация, почему не изучили, какие реальные меры мы принимаем?.. Мы готовы к любому развитию ситуации, ни о чём не просим, лишь бы не мешали сплетнями.

А начиналось всё расслабленно

Сначала Россия медленно входила в понимание того, с чем же она столкнулась. Конечно, на высшем уровне понимания было намного больше. 15 марта президент сформировал рабочую группу Госсовета (во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным), и начались предварительные обсуждения и подготовительные действия.

Народ – а особенно его онлайновая часть – продолжала гневаться или жаловаться на медиапандемию и попытки власти половить рыбку в мутной воде «обыкновенного гриппа». Кстати, Рамзан Кадыров был 15 марта так же категоричен, как и сейчас:

Люди тысячами от гриппа умирают. Это тот же вирус… Чтобы укрепить иммунитет, смешивайте в воде лимон с мёдом, пейте и сидите. Тогда не настигнет вас. Ешьте чеснок, кровь чистая будет.

За десять дней понимание серьёзности происходящего подросло. И вот 25 марта с обращением к народу – практически сразу после посещения больницы в Коммунарке – выступил Владимир Путин. Была объявлена «нерабочая» неделя до 5 апреля. И события понеслись вскачь.

Власть косит коронавирус. "Вакцину" получат только избранные губернаторыРамзан Кадыров: Мы готовы к любому развитию ситуации, ни о чём не просим, лишь бы не мешали сплетнями. Фото: instagram.com/kadyrov_95 / Globallookpress    

В первые же дни были объявлены меры, к которым готовятся московские власти. Примерно до середины дня 2 апреля всё более сумбурно и тревожно обсуждались: введение комендантского часа в Москве и в Подмосковье; штрафы за выход из дома не по делу (или без разрешения, или ещё почему-то) в размере от 4 до 5 тысяч рублей (вроде как штрафы уже введены в действие и опубликованы на официальном сайте). Потом в центре внимания оказались планы по надеванию электронных браслетов, точнее, введения QR-кодов в смартфоны москвичей.

Параллельно пришли в движение регионы. Там стали принимать самые разные жёсткие меры, так или иначе воспроизводящие московскую схему.

31 марта на Кубани объявили о введении строгого пропускного режима для автотранспорта на территории края – выпускались спецпропуска трёх цветов. Люди немного подумали о том, как им ездить на работу в соседнее село из другого муниципального образования, и побежали стоять часами в очередях за пропусками в специально отведённых и тесно набитых помещениях. О жёстких мерах – по примеру Москвы – заявили во многих других регионах страны: в Адыгее, Башкирии и Татарстане, а также в Архангельской, Астраханской, Брянской, Калининградской, Липецкой, Новгородской, Свердловской и Ульяновской областях. Ну а в Чеченской Республике концепция с 15 марта изменилась радикально: 1 апреля Рамзан Кадыров объявил о полном закрытии границ и запрете въезда и выезда в республике с 5 апреля 2020 года. «После 5 апреля въезд и выезд из республики как наземным, так и воздушным транспортом будут полностью остановлены, кроме продовольственных и медицинских перевозок, мы приступим к санитарной очистке населённых пунктов», – объяснил Кадыров. А 2 апреля глава Чечни ввёл с 3 апреля комендантский час с 20 до 8 часов.

Но наступило 16 часов 55 минут 2 апреля, и к гражданам снова обратился Путин.

От укрепления к укрупнению

Ситуация меняется, – сказал президент. – И в разных регионах, даже в их отдельных муниципалитетах, она также складывается по-разному… В этой связи субъектам, главам субъектов Федерации по моему Указу будут предоставлены дополнительные полномочия.

Уже к вечеру сообщения о штрафах и QR-кодах куда-то подевались с официальных сайтов Москвы. А дальше – как посыпалось. В Новгороде, на Кубани, во многих других регионах уже объявленные строгие меры без особого шума смягчились, а некоторые губернаторы бросились смягчать и то, что смягчать вовсе не следовало. Устоял только Кадыров – его карантин остался столь же жёстким.

Стало ясно – не так всё просто с выполнением указа президента. Указа в данном случае абсолютно оправданного, единственно возможного. Просто потому, что в кризисных условиях необходимо укрепление власти в регионах – будь то избранные главы субъектов Федерации или назначенные руководители единой вертикали власти в унитарном государстве.

С началом «больших выходных» на отдых от своих обязанностей пошли губернаторы. Начался давно ожидавшийся (или…

Невозможно побороть обширный системный кризис в режиме ручного управления – нужно не только беспрекословное исполнение (оно, конечно, необходимо), но и способность к инициативе, к оперативному планированию, к принятию ответственных, иногда рискованных решений.

Губернаторский корпус состоит из очень разных людей, и стричь их под одну гребёнку не стоит. Почему-то вспоминается, как в 2008 году мой коллега по работе в «Единой России» рассказал о крупном совещании региональных партийных руководителей в Москве у Владислава Суркова. Он сказал нам: «Пора выходить из административного заповедника!» А мы потом собрались, и все сказали одно и то же: понятно, что надо. Но КОНКРЕТНЫХ указаний он нам не дал!

Поэтому исполнять указания центра принято по принципу «чего тут думать – трясти надо». Кто-то ничего, кроме этого, не умеет делать. Кто-то умильно рапортует о своих великих достижениях и любви к России и к её лидеру (с огромной фигой в кармане).

Кто-то умеет работать. Но все они настроены прежде всего на то, чтобы быстро-быстро-быстро отчитаться о «принятых во исполнение мерах», а не об уже достигнутых результатах. При этом можно перезаражать сотни людей в очередях за цветными справками. Перекрыть сообщение между соседними деревнями. Перевести всю медстатистику на регистрацию симптомов воспаления лёгких без уточнения причин. А можно объявить вверенный регион своей личной собственностью и включить административную истерику в сепаратистских тонах.

Кризис кризисом, а чёрная икра по расписанию. Агентство по управлению делами губернатора Астраханской области…

Всё это можно, пока гром не грянет. Можно, как делали это и власти, и народ в солнечной Италии, пока не грянуло. Можно, как в могущественных США с их лучшей в мире медициной. Пока не грянуло.

Кадровый кризис власти

Когда становится уже поздно, мужики начинают креститься. Одумываются начальники. Пугается и прячется на карантин народ. Забывается о гешефтах и откатах. Жить-то всем хочется.

А сейчас президент сталкивается с острейшим кадровым кризисом. Есть все основания предполагать, что он столкнулся с ним давно и хорошо понимает это. Собственно, по этой причине он, видимо, и перешёл к такому кадровому резерву, как «приближённые» из ФСО: люди с разной личной историей, с разными навыками и личными качествами, но, главное, понятные и на самом деле доверенные. К которым можно повернуться спиной. И которые приучены – при полном подчинении начальнику – рисковать собственной шкурой, принимать быстрые личные решения и (иногда) действовать начальнику вопреки (например, когда надо его просто выбить с направления обстрела).

Система есть система – со всеми её «центрами влияния» и «группами интересов», между которыми Путин вынужден лавировать, чтобы сохранить баланс и стабильность. Но сейчас стабильность заканчивается на глазах, а в ситуации хаоса единственным способом сделать его управляемым становится укрупнение власти путём отказа от любых внегосударственных центров принятия решений – будь то коммерческие интересы системообразующих компаний или сепаратистские интересы зарвавшихся князьков. И путём опоры на личную преданность, личную ответственность и личную инициативу «государевых служилых людей», генералов ФСО (как Зиничев, Дюмин и Бабушкин) или губернаторов-эпидемиологов (как Уйба), способных не только прогибаться, но и поддерживать. Людей укрупнённых.

Власть косит коронавирус. "Вакцину" получат только избранные губернаторыПутин вынужден лавировать, чтобы сохранить баланс и стабильность. Фото: kremlin.ru

Это, кстати, и к регионам тоже относится – необходимость укрупнения. Не все помнят (поправка: никто не помнит), что в 1990 году Борис Ельцин шёл на выборы народных депутатов РСФСР от Свердловска с предвыборной программой, которую сейчас с огромным трудом можно найти на сайте «Ельцин-центра» (орфография авторская).

Суть реформы [национально-государственного устройства] содержится в предоставлении реальных равенства и равноправия русской нации и многочисленных народов и народностей, населяющих РСФСР… Особый вопрос: …об образовании новых (приблизительно равных по численности населения) административно-территориальных образований регионов РСФСР (пример: Европейская часть РСФСР, Урал, Поволжье, Юг, Восток, Север) и придании законодательных функций их высшим органам народовластия». У избирателей идея «семи или восьми русских республик

вызвала воодушевление. И была сразу после выборов первым делом похоронена нерушимым союзом многонационал-номенклатуры. Да и Ельцин использовал её исключительно в предвыборных целях.

Это, конечно, несбывшийся вариант, а у истории, как любят говорить, нет сослагательного наклонения. А у будущего – есть. И в этом сослагательном будущем кажутся вполне возможными и целесообразными генерал-губернаторы – укрупнённые люди во главе укреплённых территорий.

Люди, за которыми не должно стоять никого и ничего (ни «групп влияния», ни коммерческих интересов, ни «муниципальных фильтров»). Только воля избирателей и интересы государства (и почему бы прямо сейчас не перейти к абсолютно прозрачным и конкурентным выборам, и чтобы в них участвовали все члены так называемого «шорт-листа», который всегда готовят перед принятием решения о назначении врио? Чтобы избиратели выбирали не между властью и фиктивной антивластью, а между реальными и системными конкурентами-государственниками).

Люди, способные не только отчитываться об исполнении указаний начальства, но и понимать их, более того, сначала выполнять, а потом уже отчитываться. Честно и правдиво.

Люди, способные к эмпатии. А проще говоря – способные любить людей, вверенных их попечению.

Люди, соответствующие масштабу страны и величию судьбы её народа.

100%

0%

Источник: https://tsargrad.tv