Домой Россия «Вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма»

«Вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма»

18


Игумен Евфимий (Моисеев) о воссоединении Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью …

«Вряд ли сегодня Парижский экзархат можно назвать оплотом либерализма»

Как
сообщалось, 14 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви принял
в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских
приходов русской традиции
архиепископа Иоанна (Реннето), а также клириков и приходы, которые желают
последовать за ним.

Событие прокомментировал
«Русской народной линии» ректор Тульской духовной семинарии,
кандидат богословия игумен
Евфимий (Моисеев)
.

«Конечно, это не
просто очень радостное, это эпохальное событие, поскольку вместе с возвращением
в родную гавань — в лоно Матери-Церкви, значительной части приходов Парижского
экзархата Константинопольского Патриархата завершается процесс воссоединения
Русского Православия, которое волей исторических судеб оказалось разделенным в
ХХ веке», — считает богослов.

«Для нас это
вдвойне радостно еще и потому, что митрополит Евлогий (Георгиевский) —
создатель этой церковной структуры, уроженец Тульской земли, был в свое время выпускником
и преподавателем Тульской духовной семинарии, принял в 1895 году в Туле монашеский
постриг, — признается ректор Тульской духовной семинарии. — Как известно,
владыка Евлогий в 1945 году, незадолго до своей кончины воссоединился с Русской
Православной Церковью, но тогда большинство его паствы не поддержало это
решение и после смерти митрополита созданная им Архиепископия православных
Русских церквей в Западной Европе вернулась под юрисдикцию Константинополя. Сейчас
наконец завет владыки Евлогия о воссоединении с Русской Православной Церковью выполнен».

Говоря о том, что Экзархат перешел в Русскую Церковь не в полном составе, богослов отметил, что «при голосовании на
Генеральной ассамблее экзархата 7 сентября для этого не хватило буквально
несколько голосов, однако большинство все-таки проголосовало за воссоединение с
Русской Православной Церковью. Характерно, что собор святого благоверного князя
Александра Невского в Париже — до сих пор самый большой православный храм в
Западной Европе — вновь обрел статус символа Русского Православия. Впервые за
многие годы за богослужением 15 сентября здесь поминали Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси».

Отвечая на вопрос корреспондента РНЛ, почему членам Генеральной ассамблеи
так и не удалось прийти к единому мнению относительно своего будущего, игумен
Евфимий (Моисеев) заявил, что «возникшая ситуация послужила лишь катализатором для
самоопределения этой структуры, противоречия в ней назревали давно». «Основные
разногласия, насколько можно судить, возникли между теми, для кого русская
духовная традиция представляет безусловную ценность, и теми, кто находится в
поиске собственной церковной идентичности», — считает священник.

«Известно, что среди
прихожан храмов экзархата было много французов, бельгийцев, голландцев,
итальянцев, представителей других европейских народов. В этих кругах весьма популярна
мысль о создании поместной европейской православной Церкви.

Кстати сказать,
Русская Церковь никогда не была против формирования собственной церковной
традиции на Западе, достаточно вспомнить, что святитель Иоанн (Максимович) —
святой Русского Зарубежья, который почитается и в Русской Православной Церкви,
ратовал не только за почитание западных святых первого тысячелетия, но и благословлял
использовать западный обряд за богослужением», — напоминает отец Евфимий.

«При этом следует
иметь в виду, — подчеркнул он, — что национальная духовная традиция
предполагает не только наличие своего языка богослужения и собственной
церковной юрисдикции. Это прежде всего плод духовных усилий и подвигов многих
поколений христиан. На формирование такой традиции уходят столетия, для этого
требуются в том числе и мученические подвиги, ведь, как известно, кровь
мучеников — это семя Церкви. Готовы ли современные европейцы к тому, чтобы
проливать свою кровь за французское или бельгийское православие? Не уверен».

Корреспондент РНЛ в своем вопросе обратил внимание на один общеизвестный
факт: «Известно, что парижская школа в ХХ веке была форпостом церковного
либерализма. Не будут ли с возвращением Парижского экзархата в юрисдикцию Русской
Православной Церкви либеральные тенденции привнесены в жизнь нашей Церкви?»

«Если понимать под
либерализмом определенное направление в церковной жизни, которое предполагает ревизию
ряда традиций и правил в угоду требованиям мира сего, то вряд ли сегодня Парижский
экзархат можно назвать оплотом либерализма», — полагает игумен Евфимий
(Моисеев).

По его словам, «было
бы точнее говорить о том, что когда-то профессора и преподаватели
Свято-Сергиевского института в Париже демонстрировали значительную степень
открытости по отношению к инославию, были настроены на диалог с западными
богословами. Думаю, что для той эпохи и тех исторических обстоятельств этот
диалог был весьма полезен и принес благой плод, поскольку открыл доступ нашим
исследователям к источникам, многие из которых были неизвестны и недоступны в
России. С другой стороны, он открыл феномен Православия многим западным христианам».

«К сожалению, то учебное
заведение, которое когда-то действительно было серьезным международным
богословским центром, в котором стремились учиться не только русские эмигранты —
в частности, его выпускником был патриарх Антиохийский Игнатий IV, давно утратило былую славу и значение.

Парижская
богословская школа как явление осталась в прошлом, существует ее богатое
богословское наследие, но в самом Париже практически не осталось ее
представителей. Скорее, ее последователи есть в России, немало молодых исследователей
занимаются изучением феномена парижского богословия, но очевидно идейное
влияние этой школы никак не зависит от юрисдикционной принадлежности Парижского
экзархата», — уверен ректор Тульской духовной семинарии, кандидат богословия
игумен Евфимий (Моисеев).

Источник: https://tsargrad.tv