Домой Россия «Всё достало! Катитесь прочь!»: Как не свихнуться на самоизоляции – психолог предупредил...

«Всё достало! Катитесь прочь!»: Как не свихнуться на самоизоляции – психолог предупредил о роковых ошибках

27
  • "Всё достало! Катитесь прочь!": Как не свихнуться на самоизоляции – психолог предупредил о роковых ошибках

Четыре недели самоизоляции, в которую, как в омут с головой, пришлось погрузиться нашей стране, дают о себе знать. Эксперты отмечают рост напряжённости в обществе, которая выражается, в том числе, в семейных взаимоотношениях: многим ведь приходится проводить это время не в просторных хоромах, а в маленьких квартирках, где и развернуться-то особо негде. А тут, что называется, полный комплекс домочадцев. И это не обычные выходные, а самые что ни на есть будни: дети учатся – в дистанционном режиме, пытаясь поделить единственный зачастую на всю семью компьютер, взрослые – работают (или пытаются) это делать на удалёнке. Плюс бабушки-дедушки, кошки-собачки…

И это даже не продолжительные, скажем, новогодние каникулы или майские праздники, когда есть возможность и по гостям походить, и самим у себя принимать друзей-знакомых, и выезжать на природу, и посещать кафе, музеи и развлекательные центры.

Нет – четыре стены, потолок и ночник, как в одной песне поётся.

Плюс ещё, давайте не забывать, что жить приходится, постоянно выдерживая негативный информационный фон.

Как результат – растёт индекс тревожности, отмечают аналитики компании Blue Sleep. Один из индикаторов – качество естественного отдыха.

Пандемия коронавируса, проблемы в экономике и нестабильный курс рубля стали сильнее влиять на качество сна россиян. Более 41 процента опрошенных граждан признались, что стали спать хуже из-за тревожного новостного фона (месяцем ранее таких было 35,6 процента). Уровень тревожности треть респондентов признали высокой или очень высокой (в марте таких ответов было менее 29%),

– рассказали Царьграду исследователи.

Как следствие, по их словам, новостной фон и карантинные меры продолжают менять покупательское поведение граждан и снижать их активность. Почти 32 процентов признались, что в последнее время стали делать меньше небольших покупок (в марте таких была четверть). 12 процентов, наоборот, стали покупать больше.

И с крупными покупками ситуация похожая.

Среди новых тревог, названных жителями России, – сокращение доходов и страх потери работы.

О том, как не свихнуться в период самоизоляции, Царьград побеседовал с психологом и членом Европейской ассоциации психотерапевтов Екатериной Трофимовой.

Полный комплект негатива: сбитый ритм жизни, и нехватка денег, и плохие новости

– Что вообще, с точки зрения психологии, происходит, когда вот так меняется ритм жизни?

– На самом деле, мы постоянно получаем то, что называется сенсорной информацией – зрительную, осязательную, обонятельную, которая далее перерабатывается мозгом, откуда посылается телу сигнал, что всё хорошо. И оттого так любят люди ритуалы: они помогают успокоиться, почувствовать, что в мире всё спокойно, стабильно. И человек ощущает себя гармонично.

– Сейчас не так?

– Нет. Если говорить о нарушении сенсорного притока, прежде всего – это эффект повышения тревоги. Такие исследования проводили, это депривация. А есть социальная депривиция, когда человека лишают возможности общаться в привычном круге. Испытуемого помещали в комнату, покрашенную в один цвет, и оставляли его там – ненадолго, потому что люди жаловались, что возникают слуховые и зрительные галлюцинации. Это означает, что мозг сам начинает продуцировать различные ситуации.

– Но сейчас вроде бы не совсем уж так жёстко. В смысле – не все же заточены в совершенном одиночестве в закрытой комнате. Но всё равно, утверждают эксперты, растёт градус тревожности.

– Да, это так. Многие люди, с которыми я общаюсь в последнее время, действительно отмечают у себя повышение тревоги. Это связано не только с ограничениями по передвижению и общению, но и с опасениями относительно экономического положения, будущего своей семьи и состояния здоровья и прочие сомнения. И суммация переживаний, и это приводит к тому, что уровень тревоги растёт.

– Вот это, о чём вы говорите, внешне как-то можно зафиксировать?

– А обратите внимание, скажем, на соцсети. Всё чаще можно встретить такие проявления в виде агрессии в постах, комментариях, призывах к митингам, лозунгах и так далее. Люди не знают, как выразить эмоции, они ищут виноватых, но найти их не могут – и начинают выражать агрессию по отношению к тем, кто оказывается рядом. А это – члены семьи, те, с кем дружат. Поэтому, прежде всего, могут пострадать близкие отношения.

– То есть растёт градус и в семьях.

– Именно. Есть реакция индивида. А есть – реакция семьи. И это разные вещи. Когда в условиях такой изоляции оказывается целая группа близких людей, то возникает ситуация, в которой семья превращается из ранее открытой в закрытую.

«Сейчас и так весна, а значит – обострения усилились многократно»

– Что это значит?

– То, что контакты с другими «ячейками общества» оказываются крайне ограниченными. Более того, многие люди, в силу как раз-таки повышенной тревожности, чтобы оградить себя от лишних переживаний, перестают смотреть новости, пугающие сводки. Поэтому получается ограничение в доступе к информации.

– И идёт проецирование на внутрисемейные отношения?

– …Возникает семья с закрытыми внешними границами, которые предполагают наличие размытых внутренних барьеров. Появляется явный лидер, который может стать домашним тираном. В итоге семья трансформируется в некую группу, которой надо управлять. Эдакая тоталитарная модель.

Внезапные для власти акции протеста на площадях и во всемирной Сети – это совершенно новые угрозы и для…

– Но за месяц-два, пожалуй, вряд ли, нет?

– Соглашусь, за два месяца – нет. Но тем не менее мы получим рост вспышек агрессии, проявление тех черт характера, которые и ранее были присущи тому или иному человеку. Ревнивый будет больше ревновать, агрессивный – станет ещё более агрессивным, параноидальный будет ещё больше беспокоиться – допустим, что за ним кто-то наблюдает… Мало того, не забывайте, что сегодня на дворе – весна, при которой и так происходят обострения, и есть введённые, в рамках изоляции, ограничения в получении медицинской помощи. А получается — ещё большее обострение этих патологическоих состояний.

– Но тирания – она же не просто так возникает.

– Когда выйти некуда, возникает желание расширить своё пространство. И часто это происходит за счёт чужой территории. В комнату, например, входят без стука, вещи берут – без спроса. Есть всё общее, всё наше – и нет ничего личного. И «я» превращается в «мы». Первоначально это воспринимается, как «мы команда», «мы справимся», а потом переходит в непреодолимое желание свои границы расчертить, поскольку это очень тяжело – не чувствовать своих границ, не знать, где твоё безопасное место в доме, когда ты не можешь закрыться где-то, побыть в одиночестве и отдохнуть, не пребывать в контакте пусть даже со своими самыми близкими людьми.

– Из-за чего, если анализировать, получается этот раздрай?

– Есть неструктурированность времени, пространства. Многие жалуются, что изменился режим – тяжело вставать, ложиться, что возникают нарушения сна. И это тоже поднимает уровень тревожности. И опять – выплёскивается, в условиях замкнутого пространства, на близких. Круг, таким образом, замыкается.

«А в квартире у нас – 5-звёздочный отель и бассейн»

– Как быть?

– Изыскивать способы это самое пространство структурировать. Да-да! Делать расписание – распорядок дня для каждого члена семьи, для всех. Находить возможность, чтобы человек мог побыть какое-то время и сам, наедине с собой, и вдвоём, и всей семьёй, наконец, вместе. Искать компромиссы.

– Очень много вопросов от наших читателей касается детей. Прежде всего – им не хватает свободы передвижения. Если взрослый, ещё ладно, может как-то себя заставить, то детей-то не привяжешь к дивану, верно? Мультики надоедают, да и вредно для глаз. И ещё, конечно, дистанционное обучение…

– Нужно идти по пути разделения ответственности. Если говорить, допустим, о выполнении уроков, надо передать ответственность за это дело самому ребёнку. Потому что многие родители сейчас бросились помогать детям в учёбе: решили, что их сыночек или доченька станут отличниками, ведь рядом есть мама-папа, которые сейчас решат все задачки. А это оказывается на поверку не так-то просто. Как следствие – возникает истерическая волна: нам много задают, всё очень сложно и так далее.

– Но хочется ведь помочь, им и так тяжело.

– Да. Но не нужно просто брать и решать за ребёнка все его проблемы! Просто у родителей появилась куча свободного времени, и они решили, что всё смогут сами. А получается на выходе, что у них – нервный срыв, в отношении учителя – обесценивание его труда и падение авторитета, а ребёнок совершенно демотивирован.

– Часто прямо в лоб спрашивают: вот, одно- или двухкомнатная квартира. В которой живут, скажем, двое взрослых и двое детей. И как им не спотыкаться друг о друга?

– Отвечу так: дорогие взрослые, а вспомните, что мы все были детьми! Обратите внимание, как дети делят парту, как они умудряются играть в куклы, и на одном квадратном метре у них живут четыре игрушечные семьи, и все умудряются нормально общаться. Вот, собственно, и здесь – точно так же. Пример модели: малогабаритная квартира, в которой всё поделено на условные зоны – ванная представляется «бассейном», кресло — своеобразный «турецкий отель» (all inclusive).

– Игра?

– А почему нет? Это я к тому, что можно назвать как-то забавно уголки квартиры, чтобы это вызывало положительные эмоции. Создать себе ощущение путешествия. И вообще, мой совет: использовать по максимуму время с пользой, чтобы отвлечься от негатива: виртуальные путешествия, просмотр старых фотографий – с обсуждениями. Словом, стоит делать всё то, что позволяет справляться с самыми разными сложными ситуациями – сила воображения, творчество и так далее. И, конечно, должно быть осознание того, что это – всё-таки не навсегда, а короткий промежуток времени.

Как холодильник превратить из «врага фигуре» в «союзника здоровья»

– Диетологи предупреждают об ещё одной опасности – о том, что после этих вынужденных выходных многие наберут вес, поскольку холодильник рядом и «соблазняет». Как себя уберечь от такой невоздержанности?

– Есть такое. Могу посоветовать один провокативный приём. Задание такое. Всякий раз, когда хочется подойти к холодильнику, никогда (!) себе в этом не отказывать. Но – предварительно! – заключить с собой такой договор: «Сначала я выполняю вот этот список упражнений физических (сколько по времени, сколько раз), и только вслед за тем можно поесть».

В последние две недели нас завалили сообщениями с предложениями о покупке спиртного. Скидки достигают 50…

– Забавно. Что это даёт?

– Первое – как только человек бодро выполняет упражнение, а только затем ест, укрепляются, что логично, мышцы. А во-вторых – в другой раз он подумает несколько раз, что за холодильник придётся «заплатить» такую цену – в виде физической нагрузки.

– Очень много обсуждений связано с ростом потребления спиртного. Это тоже одна из негативных сторон самоизоляции. Здесь есть какие-нибудь «обереги», условно говоря, или способы отвлечься?

– Давайте сразу для себя проясним и будем объективны: даже если мы с вами будем очень-очень убедительны, то мы всех не отговорим, конечно. Потому что случаи разнообразны. Зачастую, когда те самые границы не прочерчены и человек старается переключиться, алкоголь как бы выступает в качестве «рычажка» для такого переключения. Соответственно, выход – обобщённый – только один: надо искать альтернативу. Посмотрите кругом – есть множество всего интересного. Фильмы, допустим. Онлайн-концерты, образовательные программы и так далее.

Последствия самоизоляции могут «догнать» месяца через три

– А мысли всё равно поворачиваются волей-неволей в сторону этого злосчастного коронавируса.

– Вот! Поэтому я и говорю: надо научиться переключаться! Уметь не говорить о карантине, а общаться на другие темы – пусть по телефону, в чате, в скайпе и так далее.

– Для человека важна мотивация, нет?

– Конечно. А потому важно взять на себя ответственность за свою семью. И провести переоценку приоритетов. Первостепенные среди них – сохранить здоровье и «экологию» своей семьи: не сливать друг на друга негативную энергию, а поддерживать.

– Иногда ведь не получается сдержать эмоции. И получается срыв.

– Случается, да. Но если плохо и злишься, лучше сесть и сказать близким: да, я злюсь, мне плохо. Не искать виноватых, а выразить то, что ты чувствуешь.

– И убедить, как вы говорили, что всё это закончится.

– Верно. Но вот, как мне кажется, на что ещё следует обратить внимание. Страшен не только сам стресс, но и его последствия. Всё, что ты пережил и испытал в течение этого тяжёлого периода, может «догнать» уже через несколько месяцев, когда невзгоды уже и позабылись: вылезают болячки, о которых не думаешь обычно, – в виде сердечных приступов, инсультов и так далее. Поэтому очень важна и забота близких, и надо задумываться о собственном теле, о том, что оно нуждается во внимании.

Источник: https://tsargrad.tv