Домой Россия Уникальные росписи восстановили в столичном храме XVII века

Уникальные росписи восстановили в столичном храме XVII века

67

Москва, 5 марта 2019 г.

Уникальные росписи восстановили в столичном храме XVII века     

Восстановлено 40 уникальных росписей на стенах и сводах церкви. Также специалисты воссоздали художественные орнаменты на стенах и два медальона в виде херувимов над окнами.

Завершилась реставрация интерьеров храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, сообщает сайт Мэра Москвы. Церковь построили в 1629 году неподалеку от оврага, носившего название Успенский Вражек. Сейчас она располагается по адресу: Брюсов переулок, дом 15/2 и является памятником архитектуры федерального значения.

«Художники-реставраторы вернули исторический облик настенным росписям, выполненным в первой половине XIX века. В своде четверика (центральной части храма) из-под многочисленных ретушей была раскрыта композиция ‘‘Новозаветная Троица с ангелами’’. Также от слоев копоти и лака в четверике расчистили другие росписи, среди которых уникальное изображение ‘‘Интерьер ротонды Воскресенского собора Новоспасского монастыря’’. Кроме того, открыли и отреставрировали композицию ‘‘Снятие со Креста’’, которую можно увидеть на южной стене диаконника (помещение, где хранятся ризы — облачения священников. — Прим. mos.ru). Ее аналог хранится в ГМИИ имени А.С. Пушкина», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Уникальные росписи восстановили в столичном храме XVII века     

По словам главы ведомства, чтобы открыть авторский слой краски на полотнах, специалистам пришлось снять несколько более поздних слоев покрытия и ретуши. После восстановления росписи обработали защитным составом, благодаря которому они сохранятся еще много лет.

Уникальные росписи восстановили в столичном храме XVII века     

«В ходе реставрации интерьеров храма были воссозданы живописные медальоны в виде херувимов, украшающих оконные и дверные проемы. Кроме того, в порядок привели утраченные местами художественный орнамент и лепной декор, а также орнамент в форме креста», — добавил глава Мосгорнаследия.

Храм с богатой историей

Уникальные росписи восстановили в столичном храме XVII века     

Деревянный храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке впервые отмечен на Петровом плане Москвы 1596–1598 годов. Следующее упоминание о церкви встречается в летописи 1624 года. Известно, что в 1629 году во время большого московского пожара она вместе со всеми домами и постройками в центре Москвы выгорела дотла. Тогда же на месте деревянного храма началось возведение каменного. В 1816–1820 годах трапезная и колокольня храма были перестроены.

Во второй половине XIX века круглый верхний ярус колокольни обветшал. В 1879 году его заменили новым ярусом в стиле эклектика. В храме сохранилась масляная живопись первой половины XIX века. Здесь находится одна из известных московских святынь — икона Богоматери «Взыскание погибших» из разрушенной в 1936 году церкви Рождества Христова в Палашах.

Уникальные росписи восстановили в столичном храме XVII века     

Бережное отношение к истории

Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы столичного Департамента культурного наследия. Заканчивается реставрация каменной церкви Петра Митрополита. Это главный собор Высоко-Петровского мужского монастыря — одного из старейших храмовых сооружений в Москве (основан в XIV веке). Исторический облик вернут также храму Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот, построенному в 1861 году. Реставраторы восстановят купол, его цилиндрическое основание — барабан — и трехъярусную колокольню. Они были утрачены в 40–50-х годах прошлого века. Согласован проект реставрации Воскресенского храма в Крутицком подворье. Здание является объектом культурного наследия федерального значения и памятником сразу нескольких эпох — XV, XVI, XVII и XVIII веков. Кроме того, в ближайшее время отреставрируют церковь Всех Святых на Кулишках рядом со станцией метро «Китай-город». Специалисты воссоздадут утраченные детали, планировки и убранство разных эпох. Это поможет увидеть, как формировался памятник архитектуры, первые упоминания о котором относятся к XIV веку.

Источник: http://pravoslavie.ru