[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЬ

ХроникаСМИДокументыСлово ЦерквиСлово пастыряОбращения мирянЧипы

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Глава 3
Анализ правовых основ введения и использование личных идентификационных номеров

Версия для печати

Международные механизмы правовой защиты

В международно-правовых документах нет никаких упоминаний про личные идентификационные номера. Ни Европейская Конвенция о правах человека, ни Конвенция о защите данных не обращаются к ним. Несмотря на это, оба международных соглашения касаются использования личных идентификационных номеров.

Например, применение личных идентификационных номеров государственными органами определенным способом и с определенной целью может послужить причиной конкретных проблем в контексте статьи 8 Европейской Конвенции о правах человека (право на неприкосновенность частной и семейной жизни, жилья и корреспонденции). Европейский Суд и Европейская Комиссия по правам человека рассматривают Конвенцию как действующий документ, который развивается таким образом, что бы решать новые проблемы. Защита данных считается обоими органами как право, которое подпадает под действие статьи 8 Конвенции. Комиссией рассмотрено по крайней мере три дела, которые касались проблем использования личных идентификационных номеров государственными органами:

Линдквист против Швеции (№10879/84);

Лундвалл против Швеции (№10473/83);

Козлер против Швеции (№11762/85).

Несмотря на то, что эти дела было отклонены Комиссией как не нарушающие статью 8, важным является сам факт того, что при определенных обстоятельств личные идентификационные номера могут быть причиной нарушения статьи 8.

Что касается Конвенции о защите данных, то не вызовет сомнений, что основные принципы, установленные ею, действуют как средства контроля за возможным использованием личных идентификационных номеров. Такой подход базируется на том, что личные идентификационные номера тесно связаны с обработкой персональных данных. Как уже было указано, они обеспечивают доступ к базам данных. Даже обычный незначительный серийный номер может открыть базу персональных данных с впечатляющей информацией. Исходя из этого, надо иметь осторожность, поскольку личные идентификационные номера думаны как:

частицы личной информации, которые связанны с базами персональных данных;

ключевой элемент всей сферы обработки данных.

Применяя положения Конвенции о защите данных к личным идентификационным номерам, можно прийти к следующим выводам:

личные идентификационные номера подпадают под определение персональных данных, которое содержится в статье 2 п. а Конвенции;

пользователи информации должны справляться о личном идентификационном номере у самого лица честным и законным путем в соответствии с требованиями статьи 5 п. а Конвенции. Это может означать наличие положений о том, что уполномоченный орган имеет право обратиться к собственнику личного идентификационного номера с просьбой о ее предоставление. Из-за отсутствия подобных норм лицо свободно от соответствующих обязательств и сбор такой информации возможен лишь после того, как на то получено его согласие;

личные идентификационные номера не могут быть использованы другим путем или для других целей, чем это было заранее обусловлено (статья 5 п. b). Например, появляются сомнения, был бы ли соблюден этот принцип, если бы узкоспециализированный личный идентификационный номер, использование которого было четко определено правовым актом, применялся для сбора и объединения информации, или в целом ряде других случаев;

личный идентификационный номер может быть составлен таким образом, чтобы он не содержал в себе слишком много информации личного характера, это должно отвечать целям его использования (статья 5 п.c);

личные идентификационные номера должны быть точными и отображать все изменения обстоятельств, в которых оказался собственник (статья 5 п. d );

личные идентификационные номера не должны освещать категории значительной информации, изложенные в статьи 6 Конвенции;

личные идентификационные номера должны сохраняться в тайне, во избежание несанкционированного доступа или передачи третьей стороне (статья 7 Конвенции);

собственнику личного идентификационного номера должно быть обеспечено право доступа, исправления и уничтожения данных, закодированных в числовом наборе идентификационного номера, а также к базе персональных данных, которая связана с личным идентификационным номером (статья 8 Конвенции).

Чтобы завершить этот раздел по международным гарантиям, надо обратиться к Принципу №5 Рекомендации №R(86)1 Комитета министров Совета Европы относительно защиты персональных данных, которые используются с целью социального обеспечения. Разработчики Рекомендации сознательно сделали предупреждения правительствам относительно угрозы, которая сопровождает введение или использование единого номера социального обеспечения. Принцип №5 этой Рекомендации предусматривает, что введение и использование такого номера может сопровождаться адекватными средствами защиты. При подготовке этих норм было признано, что идентификаторы вызовут определенную настороженность. В объяснительном меморандуме к Рекомендации дополнительно обращаются внимание на то, что несмотря на предшествующие замыслы об использовании номера в сфере социального обеспечения, он быстро может превратиться на универсальный номер. Разработчики имели ощущение, что такие универсальные идентификаторы не должны вводиться в тайне. Также интересно заметить, что разработчики Рекомендации подталкивают правительства к внедрению правовых гарантий защиты информации, которую несет в себе номера социального обеспечения или подобные средства идентификации. Например, такая информация должна быть удобной для чтения и не слишком связана с целью ее использования.

Механизмы правовой защиты, установленные национальным законодательством.

То, что введение и использование личных идентификационных номеров связано с вопросом защиты данных подтверждается в частности ссылкой на них, которые помещаются в определенных законах о защите данных, например, в французском и норвежском законодательстве есть специальные нормы, которые касаются идентификаторов. Раздел 18 французского закона от 6 января 1978 года фактически предусматривает, что использование национального идентификационного номера для обработки персональных данных может осуществляться лишь с разрешения Conseіl d'Etat, при наличии соответствующих выводов Национального комитета по обработке данных и гражданских свобод (CNІ). Начиная с 1978 года, CNІ сделал лишь около пятнадцати положительных выводов относительно использования номера. CNІ наработал широкое прецедентное право относительно интерпретации раздела 18 закона и старался, помимо всего прочего, ограничить толкование слова "использование". Например, CNІ приходил к выводу, который простое обращение в национальный реестр, даже если номер не установлен (например, сверка данных), подпадает под действие норм, изложенных в разделе 18, а потому такие действия возможные лишь с разрешения Conseіl d'Etat. В Дании законодательством о защите данных, регламентирующее использования частных реестров, предусмотрено, что личные идентификационные номера могут сохраняться частными органами, если это непосредственно предусмотрено законом, или если самое лицо дало свое согласие, и при условии, что такая информация необходимая для удовлетворения законных потребностей.

Связь между вопросом защиты данных и личными идентификационными номерами существует даже при условиях отсутствия специальных ссылок на то, что специальные органы должны вмешиваться в дела, когда личные идентификационные номера способствуют возникновению проблем, касающихся защиты данных. Например, в таких странах как Австрия, Исландия и Люксембург должностные лица, ответственные за вопрос защиты данных, высказали свою готовность предоставить полиции возможности для использования личных идентификационных номеров. Отсутствие в Швеции положений, которые запрещают или ограничивают применение личных идентификационных номеров, не создает препятствий для реализации Управлением Информационного Инспектората своих полномочий в случае, если должностные лица проводят сверки информации баз данных с помощью личных идентификационных номеров. Закон Швеции "О защите данных" предусматривает, что для проведения таких действий необходимо предварительно получить разрешение Управления Информационного Инспектората, что в свою очередь, в соответствии с параграфом 1 раздела 6 закона "Об информации", имеет право обусловить порядок применения личных идентификационных номеров при работе с базами данных или может вообще запретить их использования. Управлением Информационного Инспектората также выработаны общие условия применения личных идентификационных номеров в базах данных клиентов. В соответствии с этими правилами, если определенное объединение доходит до вывода о необходимости регистрации личных идентификационных номеров своих членов, конкретное лицо должно быть готово к тому, что оно утратит свое членство в случае отказа сообщать свой номер. Но если требование сообщить свой личный идентификационный номер признается необоснованным, то Управление Информационного Инспекторату имеет право отменить такую регистрацию. Этот вопрос также может быть направлено в Шведское Национальное Управление по вопросам потребления (Natіonal Swedіsh Board for Consumer Polіcіes). Как было уже указано относительно Канады и Соединенного Королевства, уполномоченные должностные лица по вопросам защиты данных намерены провести политические дискуссии вокруг проблемы введение и использование личных идентификационных номеров.

Даже в тех странах, где нет законодательства по защите данных, также является возможным создание органа, наделенного полномочиями осуществлять надзор и разрабатывать общие правила по использованию личных идентификационных номеров. Например, в Бельгии есть совещательный и консультативный комитет по вопросам вмешательства в частную жизнь, который высказал готовность регулировать вопрос личных идентификационных номеров, хотя раньше уже упоминалось, что вмешательство этого органа не помогло предотвратить выхода использования номеров за границы предварительно определенных целей.

Кроме законодательства по защите данных, нормативные акты, на основании которых в общественную жизнь вводятся личные идентификационные номера, могут также включать в себя определенные правовые гарантии защиты по их использованию, определять полномочия лиц и органов по их применению. Примером являются страны, которые имеют законодательство, регулирующее использование реестров население (Дания, Норвегия, Нидерланды), или которые ввело узкоспециализированные личные идентификационные номера (Португалия, Швейцария). В Испании Декретом №196/76 с дополнениями, внесенными Декретом №1245/1985, создана правовая база для регулирования вопросов, связанных с национальным удостоверением личности, которая включает в себя личный идентификационный номер. Статья 6 предусматривает, что "частная жизнь должна уважаться" при использовании удостоверений государственными органами, включая установления лица, которое проводится министерством внутренних дел, отвечающее за вопросы, касающиеся национального удостоверения личности.

[an error occurred while processing this directive]
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"