[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

ЭКУМЕНИЗМ

Обличение ЭкуменизмаНовостиТоржество Православия

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Епископ Варнава (Беляев)
Культура, как царство дьявола

Версия для печати

Уважаемая редакция!

В девятом выпуске "Руси Православной" за этот год вы опубликовали социальную доктрину МП, в которой, в частности, говорится: "культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека". Но, насколько мне известно, отношение к "культуре" православных угодников Божиих было совсем иное. Предлагаю вашему вниманию рассуждения на эту тему епископа Варнавы (Беляева) - автора известного многотомного труда "Основы искусства святости". Возможно, мнение этого подвижника окажется небезынтересным и для читателей вашей газеты.

С. Морозов
Г. Самара.

КУЛЬТУРА КАК ЦАРСТВО ДЬЯВОЛА
Епископ ВАРНАВА (Беляев)

 

Мир, или - по научной терминологии - культура, есть царство диавола, основанное последним в противоположение Царству Христову - св. Церкви. Понятие "культура" охватывает не только страсти, но и политику, объединяющую людей вокруг идеала всеобщего счастья, земной и плотской жизни без Бога и Христа. Чтобы успех был прочнее, а соблазн сильнее, сатана устроил свое царство внешне во всем подобным Христову (и во всем тому противоположным внутренне). Иисус Христос утвердил Свое Царство в соответствии с небесными задачами, сатана свое - с земными; Господь дал догматы, в которые заповедует верить, - сатана указал людям на научные законы, которые подущает изучать (и считать более достоверными и основательными); Господь дал таинства, сатана - магию; Господь установил богослужение - с храмами и священнослужителями, сатана - театр с артистами и оперными певцами ("певчими").
Кратко сказать, вся культурная и общественная жизнь, во всех мельчайших подробностях, есть вывороченное наизнанку, представленное навыворот христианство. Сами гонители его не могут устроить жизнь свою независимо от христианства, устроить так, чтобы она ни в чем не совпадала с ним и была бы новой, оригинальной. Лучшим средством доказать свое превосходство было бы замолчать христианство, презреть, подавить его своим "величием". Но нет, они этого не могут сделать, они могут только жалко копировать его, поступая во всем наоборот - из чувства протеста и ненависти. Однако этот-то протест и доказывает немощность культуры, бедноту ее идейного содержания, нищенство ее духа. Говорят о случайном происхождении христианства и о незначительности его роли (как и любой религии) в истории, но то, что культура представляет собой карикатурное отображение (словно в кривом зеркале) божественных установлений в демоническом укладе жизни и духа человека, - что я и стараюсь показать в своей книге, - это-то самое и говорит за величие христианства и незыблемость, богоучрежденность религии.

+ + +

Как произошел "мир"? Если мир есть извращение всего чистого, доброго и истинного, то каково же тогда происхождение культуры? Если оригинал ее так ничтожен, случаен, скоропреходящ, то что же такое тогда она сама, эта служанка, всегда старающаяся одеваться, как барыня? Люди, особенно незаконнорожденные, не помнят и не знают своего родства и происхождения, но зато с удовольствием им об этом сообщают другие. Оставив посему фантастические бредни ученых и историков культуры о том времени, когда их любимое детище нашла в "капустном листе" с помощью пресловутого "аиста" самка человекообезьяны Pithecanthropus erectus (конечно, надо это понимать по-дарвиновски), расскажем им подлинную историю их собственного происхождения со слов лиц, которые присутствовали при рождении культуры в так называемые "доисторические" времена.
Замечательно, что даже точного и исчерпывающего определения понятия "культура" еще не дано ее почитателями. Одни разумеют под нею совокупную деятельность человеческого духа в пользу действительного или мнимого развития дремлющих в нем и относящихся к нему самому сил и способностей, равно как и совокупность всех приобретений духа, как он проявляется в литературе, искусстве и общественной жизни; другие - свободную духовную личность, брак и семью, государство, науку, искусство; третьи - литературу и политику. В общем, культурная задача, как она выявляется в жизни, а не в ученых книжках, сводится несомненно к подчинению себе мира и стремлению сделать его своим достоянием посредством внешнего господства и с помощью одного только ума (конечно, и диавола еще, но он работает невидимо и тайно, и культуртрегеры его не признают). Богу, таким образом, места здесь не уделяется. (Это, впрочем, по-своему логично и с необходимостью следует из самого происхождения культуры).

+ + +

Культура с библейско-церковной точки зрения и со стороны своего развития должна быть рассматриваема как продолжение той войны, которую падший ангел, нынешний сатана, когда-то начал с Богом на небе (Откр. 12, 7-9). Но только в этой войне его самого сознательно и добровольно заменил человек, с упрямством и безрассудством одного из тех существ, о которых говорит божественный Приточник. Диавол показал человеку скотский корм, и тот пошел за ним и попер против рожна (ср.: Деян. 9, 5). Таким образом началась трагическая история внутренних и внешних переживаний и проявлений падшего человеческого духа, именуемая историей культуры, прогресса и цивилизации.

ОТ РЕДАКЦИИ: Монументальный труд епископа Варнавы (Беляева) (1887-1963) "Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики" создан в подполье во времена лютых гонений на Церковь в двадцатые годы двадцатого века. В 1997 году он издан с благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая братством во имя святого князя Александра Невского в Нижнем Новгороде. Приведенный выше отрывок содержится в третьем томе, который называется "Душевный человек в борьбе со страстями" на 8-10 страницах.
Издатели книги отмечают в предисловии, что "именно сейчас, как никогда, эта многогранная книга нужна новой, возрождающейся России. У ее истоков стоит благословение иеросхимонаха Зосимовой пустыни старца Алексия (Соловьева), который в 1917 году наитием свыше вытянул жребий патриаршества, указавший на святителя Тихона (недавним Архиерейским Собором старец Алексий прославлен в сонме преподобных угодников Божиих - "РП"). Книга обращена к широкому читательскому кругу - и к неофитам, начинающим делать первые шаги в церковной жизни, и к монашествующим, и к мирянам, и к специалистам-богословам - ко всем тем, кто интересуется православной духовностью, кто стремится обрести надежную опору для своего жизненного пути".

Публикуется по материалам "Русь Православная", №9 [an error occurred while processing this directive]

Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"