[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На первую страницу сайта

МАТЕРИАЛЫ ВЕСТНИКА СЕРБСКИЙ КРЕСТ

БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Каталог Православное Христианство.Ру
Rambler's Top100
TopList
rax.ru
Рейтинг Каталога «Светильник»
[an error occurred while processing this directive]

О слове и скверне [an error occurred while processing this directive]

Версия для печати

АПОСТАСИЯ

Более тысячелетия тому назад вошли в Крестильную купель племена полян да северян, кривичей да вятичей… Каждое племя беседовало на своем славянском наречии. А вышел из купели народ русский, вышла Святая Русь. И покрывалась Русь Святая храмами да монастырями и в каждом храме внимал народ Божий Слову Божию, церковному пению на церковнославянском языке, усваивая его не столько умом-разумом, сколько душою своею и сердцем своим. И были открыты школы, где отроки наши учились читать и писать на языке, несущем нам Слово Божие и до днесь… И созидался целостный народ русский, со своей “загадочной” искренней русской душой, своеобразным характером”1), с разумением, что “не в силе Бог, а в правде”. И дано было России трижды служить щитом против мирового зла, трижды защитить мир от порабощения.

“Все удивительные черты русского характера, культуры и идеологии питались от одного источника – СЛОВА славянского”1). “Этот язык объединял, и даст Бог, будет объединять культуру всех православных славян, … культуру прошедших столетий и культуру нового времени, делая понятными высокие духовные ценности, которыми жива была Русь. Красота богодухновенного смысла освящает каждое слово этого языка, являясь постоянным источником для понимания смысла слов языка русского” 2). Церковно-славянский язык – ключ к познанию Бога-Слова. Он дает не отвлеченное знание о Боге, которое не помогает жить, но знание Бога – радостного и любящего Отца, строго ведущего верующего человека по жизни.

Мудрость жизни заложена в самой азбуке славянской. Каждая буква русской азбуки – просто бессмысленный звук, а буква славянской – слово, выводящее на дорогу жизни вечной.

“Азъ”, “Буки”, “Веди” - “я букву ведаю”, то есть, ребенку говорят: надо учиться! Выучился – “Глагол”, “Добро”, “Есть”, “Жизнь”: добро сделал – ведет к жизни, зло сделал – ведет к смерти. “Зело”, “Земля” - хорошо на земле… “Рцы”, “Слово”, “Твердо” - говори слово твердо, не лукаво, не двойственно, нельзя торговать словом. “Наш”, “Он”, “Покой” - нет в миру покоя без Бога, наш покой в Господе… Даже при изучении славянской азбуки мысль не останавливается на земном, ищет выше, дальше…

Открывается смысл слов: медведь – мед ведает, лиса – льстивая, хитрая, ворона – вор она, человек – чело вечное. “Чело” - дар совести, дар ума, дар веры, дар любви, дар свободы воли. Дар – то есть, даром, по милости Божией всеми дарами пользуемся.

“Это язык благородной культуры: в нем нет грязных слов, на нем нельзя говорить в грубом тоне, браниться. В основе всякого дела – “мысль, затем слово и само действие, но если что-либо из предшествующего любому делу безблагодатно, то и действие обречено на неудачу. Поэтому святые отцы Церкви всегда учили нас начинать со слова, освященного молитвословием…”2), с благословения, во Славу Божию.

Величие Божие в дарование нам свободы выбора, поступка, слова и даже мысли. Мы можем либо воплотить мысль, либо отвергнуть ее, облагородить ее или опуститься до рассмотрения грязной мысли. И все мысли, слова, дела – все, каждый миг нашей жизни, или формирует, созидает нашу душу в соответствии с Божественным замыслом, либо разрушает ее. Переждать или переделать нельзя! Все набело, все остается в чистовике, каждый миг жизни! И жизнь одна – до смерти и после смерти. Что здесь выстроим – так и там жить будем. И не приведи Господи, оказаться у последней земной черты с ворохом модных пустышек, матом на устах и в одиночестве!

Сказано в Евангелии, что любовь охладеет. Охладевают, опустошаются всякие связи между людьми. Естественно, стали другими и слова, произносимые при встрече и расставании…

Входя в дом, раньше человек крестился на святые иконы, кланялся хозяевам: “Мир вам, мир дому вашему!” И хозяева ему кланялись, отвечали: “С миром принимаем”. Привечали и незнакомого путника. Даже баба-яга в русских сказках напоит, накормит, в бане напарит, а потом уже с вопросами приступает… В каком доме так сейчас принимают? Да и само понятие “дом”, “домовитость” практически исчезло в городах. Мы стали жить в квартирах, и жить стали как квартиранты, временщики. Редко встретишь основательность, самобытность уклада семейного, совместные обеды, беседы, праздники, совместное пение. Не говоря уже о совместной молитве… Уходил человек из гостей обязательно с гостинцем, говорили ему: “Иди с Богом, ангела-хранителя тебе. Передай низкий поклон родным твоим”. Сейчас привычным стало приветствие: “Привет!” - и бегом дальше. Или: “Кто пришел! Какие люди!” - сразу лицемерие и нелепость.

А когда люди расстаются, или прощаются по телефону, слышишь и вовсе нелепую фразу: “Ну, давай, пока!” Попробуйте перевести на любой иностранный язык смысл этого повелительного словообразования и объяснить, почему русские люди так говорят, расставаясь друг с другом?! Не поймут. Ни один народ не поймет. Что “давай”? И почему это требуют? Раньше было такое неприятное суждение о странном человеке: “Да он с приветом!” Сейчас “с приветом” идут к другому почти все. И, естественно, слышат в ответ: “Ну, давай, пока!” Душа всерьез не принимает легковесное “Привет!”, и, возможно, поэтому неосознанно отвергает, как бы говоря: “Ты ничего не дал ни моей душе, ни своей, - давай! – или уходи, пока!” Каков запрос, таков ответ.

Обращались к лучшему в человеке и отвечал человек на почтительное обращение с достоинством, с открытой душой к взаимной радости. Принимая легковесность, безсмысленность общения, человек постепенно готовит себя к легковесности, безответственности взаимоотношений и взаимодействий. Иерархия вечных ценностей отставляется в сторону, как лестница, по которой некуда идти. Раньше к Богу шли, соразмеряя свои ценности с Божиими заветами. Сейчас навязывается сиюминутность моды во всем, воспитывается обезьянья готовность выкроить из себя нечто на потребу. Кому? Кому понадобилась не видящая и не слышащая очевидного, легковесно хихикающая, матюгающаяся, управляемая масса людей? Эллочка-людоедка, с ее, на фоне сегодняшних тирад, милым набором слов, стала образцом не убожества, а прямо-таки, целомудренным человеком. Она говорила: “Хамишь, парниша!” Сегодняшние “людоедки” на хамство отвечают трехэтажным хамством, и не только на хамство, а и просто так…

Забыв Бога, люди приняли и стали поддерживать своими словами и делами безсмысленность, пустоту, затем хаос, затем разврат. Перестали различать добро и зло. Вечные ценности стали обмениваться на пустышки, обманки. И пришло нечувствие, безразличие ко злу и лжи. “ИНН? – а мне все равно!” “Мат? – а сейчас все так говорят!” …Появилось и расцвело понятие “ложь во благо”, оделось в одежды “мудрости” и “целесообразности”…

Как церковнославянский язык – высшая, объединяющая ипостась русского языка, вымоленная святыми Кириллом и Мефодием для обожения души человеческой, так мат – низшая, сатанинская часть языка (даже и частью именоваться не имеющая права), уродующая и оскверняющая все светлое; ввергающая, по воле говорящего, душу его в цепкие лапы темных сил. Постепенно превращающая душу в игрушку и посмешище низших творений, создающих иллюзорный мир внешнего благополучия и активности предсмертно агонизирующей души. “Яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближася”.

“Сквернослов – это существо духовно разлагающееся. Он не может не смердеть, он распадается, гниет внутри, – и наружу вырывается продукт разложения. Грязная речь, разумеется, свидетельствует о грязных делах такого человека, ему нельзя доверять, на него нельзя положиться”3). “Ругаться” – возвратная форма глагола, “-ся” – себя ругать. Все возвращается к человеку и детям его, усиливаясь. Это закон жизни.

Слово – это великая сила, созидательная или разрушительная, “меч обоюдоострый”. Насыщаясь грязными, скверными словами, язык из объединяющего становится разъединяющим. Он разъединяет сквернослова и с Богом, и с людьми. “Молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария не молится за сквернословов-богохульников, льющих грязь в уши окружающих, не щадящих ни женщин, ни детской чистоты. Раз услышанное слово живет в нас до конца жизни. Всю Жизнь!”4). Вырождается нравственность, а, значит, – сила, разум, воля, вера, совесть народа. Скверна встала между Богом и людьми.

Пользуясь словом разрушительным, уродливым, богохульным, гнусным, грязным, развратным – человек добровольно ведет, вернее тащит, свою душу и души ближних к духовной смерти, в ад, противясь Воле Божией. “Ум, отступив от Бога, становится или скотоподобным, или демоноподобным” (свт. Григорий Палама).

Бог может убрать эту скверну и грязь в душах, а заодно и сквернословов, одним дуновением, но ждет проявления воли человеческой, отказа от добровольного затемнения рассудка сатанинскими словами, даже если эти слова – заменители мата, так подло влезшие повсеместно в русскую, даже детскую, речь.

“За каждое праздное слово дадите ответ”, – говорит Господь. Придется отвечать даже за безсмысленные слова, дела, поступки… А уж за осознанное зло и грязь, посеянные языком, придется отвечать в полной мере и сквернослову, и ближним его, попускающим ему этот грех.

Как должны мы, славяне, молить Бога и делать все возможное для введения в школьные и во все воспитательно-образовательные программы чтения и пения на церковнославянском языке! Не сухой грамматики, а именно чтения и пения, с любовью и разумением, без суеты и поспешения, с пояснениями и поиском смысла слов, смысла жизни. А когда запоет и просветится душа – выучится человек, если надо будет, и письму, и грамматике.

Воистину, в этом одно из основных условий спасения, ведь при раннем обучении церковнославянскому языку у детей формируется духовно-ориентированное мышление, стремящееся к целостности и непротиворечивости получаемых знаний, активному поиску истины. Происходит усвоение мотивов достойного, честного, духовно красивого поведения. Душа ребенка начинает верить и петь Богу, обретает радость и силу, способность противостоять злу и разрушению.

“Понимая взаимосвязь языка, духовных традиций и жизнеспособности народа, все народы мира свято чтут и изучают духовные основы письменности своего народа. Обязательным учебным предметом в школах мусульманских стран является арабский язык, в еврейских – иврит, в школах Западной Европы – латынь.

А наш, славяно-русский язык, по свидетельству великих людей русских, Михайло Ломоносова и Александра Пушкина, имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Изгнание из школ церковнославянского языка подрубило корни русского языка, школа не только перестала готовить детей к вечной жизни, но и к жизни в миру она уже не может подготовить достойно.

 

Подготовлено по беседам православного священника,
работам В.К. Журавлева, Д.С. Лихачева, С. Л. Рябцевой.

 


 

1) Из работ Журавлева В.К.

2) Из работ Лихачева Д.С.

3) Рябцева С.Л.

4) “Слово о скверне”

 

Редакция “ПиП” приносит извинения за то, что перед статьей не указан автор: текст получен редакцией без ссылки на чье-либо конкретное авторство.


 

Госдума РФ приняла закон о русском языке

Госдума РФ 5 февраля 2003 г. приняла в третьем окончательном чтении закон "О государственном языке Российской Федерации" (ранее в первом чтении он был принят под названием "О русском языке как государственном языке РФ"). За принятие закона проголосовали 248 депутатов при необходимом минимуме в 226, 37 человек были против, один воздержался. Закон направлен "на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории" страны. В статье 1-й отмечается, что в соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории России является русский язык.

Закон накладывает ряд ограничений при использовании русского языка как государственного, в частности, "не допускается использование просторечных, пренебрежительных и бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке". В законе обозначены сферы использования государственного языка. Обязательному использованию он подлежит в деятельности и наименованиях органов власти, в конституционном трудопроизводстве, в официальной переписке, при наименовании географических объектов и оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Кроме того, государственный язык в соответствии с законом должен использоваться в рекламе.

Предусмотрено, что нарушение принятого сегодня закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ, сообщает "Интерфакс". Теперь этот документ направляется в Совет Федерации. Затем его должен подписать президент. После официального опубликования в "Российской газете" закон вступает в силу.

Как обычно против принятия закона "О государственном языке РФ" на заседании выступили представители фракций СПС и "Яблоко". Первый замруководителя фракции СПС Борис Надеждин заявил, что подготовленный вариант "не поддается никакому улучшению - он фундаментально неправильный". По словам депутата, заботиться о русском языке следует не через принятие подобных законов - "русский язык надо лучше учить в школе и больше платить учителям". Надеждин предложил отложить принятие закона и доработать его.

В свою очередь, замруководителя фракции "Яблоко" Сергей Митрохин обратил внимание на внутренние противоречия закона: несмотря на то, что закон фактически налагает запрет на использование иностранных слов, имеющих русские аналоги, в самом тексте закона содержатся такие слова. Кроме того, заявил представитель "Яблока", закон нарушает права граждан, необоснованно вторгается в компетенцию субъектов РФ и может стать средством давления на СМИ.

 

NEWSru.com


 

P.S. 12 февраля 2003 г. Совет Федерации РФ отклонил законопроект "О государственном языке РФ" ввиду… невозможности не использовать в русской речи иностранные слова. Какого народа они избранники и на каком языке говорят?

 [an error occurred while processing this directive]

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"


Reklama: