[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Слепой пастырь

Версия для печати


Иосиф 
Сліпий

      В ряду раскольнических украинских церковных лидеров свое достойное место занимает Иосиф Слепой (или, "по-украински" Слипый).


Его биография похожа на биографии других националистических главарей: родился в 1892 году на Тернопольщине, в селе с характерным названием Заздристь, в 1911 г. учился во Львовском университете, затем - в Католическом университете в Инсбруке. В 1917г. принял сан, что не мешало ему в 1918-1919 гг. служить в Украинской Галицкой Армии (вооруженные силы так называемой Западноукраинской Народной Республики). После ее разгрома поляками эвакуировался в Рим, в 1919-1922 гг. учился в Анжеликуме и Григорианском университете в Ватикане, основанном еще генералом Ордена иезуитов И.Лойолой. Тогда же познакомился с полковником 2 бюро французского Генштаба Э.Тиссераном и стал его постоянным информатором. Это фигура тоже интересная: профессиональный разведчик, в 1924 г. принял сан и, после инспекционно-шпионской поездки в Москву и Ленинград, более чем на 30 лет возглавил папскую Конгрегацию Восточных Церквей. По его протекции возвратившийся во Львов молодой каноник в 1925 г. становится профессором и ректором униатской семинарии, а в 1928 г. - созданной на ее основе Львовской духовной академии. В этом заведении Слипый вовсю занимался подготовкой униатских кадров для прозелитической работы на Востоке. В тени митрополита Шептицкого кир Иосиф незаметно промаячил около 15 лет (в частности, в 1935 г. по линии КВЦ наведался с визитом в Берлин).

После воссоединения западноукраинских земель в 1939 г. антисоветская эмиграция подняла провокационную возню об "антицерковных репрессиях большевиков". Психоз дошел до того, что в ноябре 1939 г. КВЦ выпустила "достоверное извещение" о "мученической смерти владыки Шептицкого, погибшего от рук НКВД". Многие газеты, например, украинская "Америка" (Филадельфия) 7.11.1939г. даже опубликовали некрологи. Но вскоре римской курии пришлось бить отбой. Тогда и появилось душещипательное письмо кира Андрея папе Пию XII: "Пусть святой отец позволит по-отцовски и апостольски благословит на публичную смерть". За слезливой преамбулой следовала прагматическая просьба: назначить преемника. Письмо это было нелегально переправлено священником Кладочным в Рим, откуда он привез и ответ. Покровительская рука кардинала Тиссерана снова сыграла свою роль и начертала в письме: "В качестве наследника митрополичьего престола во Львове одобряем Слипого". 22.12.1939 г. молодой епископ Иосиф Коберницкий, он же Дичковский, он же Слипый был тайно высвячен в митрополиты и назначен коадьютором Шептицкого (помощник с правом наследования).

Первый советский период в Галичине (1939-1941 гг.) отмечен активным распространением униатами подметных антигосударственных брошюрок, подписанных трусливым криптонимом О.И.С. Шептицкий по достоинству оценил творчество кира Иосифа: на секретном совещании 9.10.1940г. когда владыка Андрей, ничтоже сумняшеся, разделил всю территорию СССР на униатские экзархаты, Всеукраинский (охвативший также Бессарабию, Дон, Кубань, Крым и Кавказ) возглавил "всечесной О.Иосиф Слипый" (кстати, экзархом России и Сибири стал брат Шептицкого Климент). Это решение было утверждено на втором Львовском соборе 15.05.1941 г. Тогда же по представлению Слипого Шептицкий благословил назначение Ивана Гриньоха капелланом диверсионного спецбатальона СС "Нахтигаль", сформированного немцами из украинских националистов. Не обошла патера Иосифа и черная дата 30.06.1941 г., которую ныне необандеровцы отмечают как "День відновлення Української держави". В оккупированном немцами Львове бандеровцы во главе с Я.Стецьком провозгласили "Акт відновлення..." и выслушали приветы. От немецких властей их приветствовал сотрудник абвера Ганс Кох, а от имени Шептицкого - И. Слипый. Это было дальше - понятно.

6 июля 1941 г. владыка Иосиф выступает перед группой ОУН-овцев с призывом "объединенными усилиями оказывать более широкую помощь немецкой армии".

1 августа 1941 г. Слипый устраивает "манифестацию верности" по случаю прибытия во Львов немецкого генерал-губернатора Ганса Франка, лично благодарит его "за освобождение от большевиков" и клянется "в вечной верности".

20 апреля 1942 г. коадьютор Иосиф в кафедральном соборе Св. Юра отправляет торжественное богослужение по случаю дня рождения Адольфа Гитлера.

29 мая 1942 г.: визит Слепого в Берлин. На встрече с руководителем церковного отдела РСХА штурмбанфюрером Вандеслебеном он уверяет "в верности фюреру и Великогермании, в готовности греко-католической церкви и впредь оказывать всестороннюю помощь немецкой администрации".

В апреле 1943 г. преосвященство Иосиф приняло непосредственное участие в формировании дивизии СС "Галичина". В помещении возглавляемой им семинарии был оборудован вербовочный пункт, а первыми солдатами дивизии стали 23 ее выпускника. 28 апреля в Святоюрском соборе он отправил торжественное богослужение в честь создания дивизии. Полтора десятка униатских попов было направлено в "Галичину" на должность капелланов. Возглавил их митрат Василь Лаба и его зам. - фельдкурат Исидор Нагаевский (ныне великий историк, книгу коего "История Украинской державы ХХ века "трижды (!) издали в Киеве и назойливо нам рекомендуют как "выдатный патриотычный твир").

Благословения и капелланы не помогли. В июле 1944 г. дивизия СС "Галичина" была вдребезги разбита под Бродами. Вскоре Советские войска освободили Львов. Престарелый Шептицкий не вынес потрясения и... наконец-то, освободил митрополичий престол для Слипого. Бывший тенью кира Андрея, владыка Иосиф скопировал и гибкость его спины. После благословений и поздравлений в адрес Сталина с выражением "искренней благодарности лично И.В. Сталину за благосклонное отношение во время похорон митрополита Шептицкого". Желаю мира и победы всему Союзу Советских Республик... от чистого сердца обращаюсь к богу, чтобы он вылил свою благодать на весь Советский Союз", - причитал Слипый в послании к духовенству от 23.11.1944 г., но, когда к нему пришли члены Чрезвычайной комиссии по расследованию зверств фашистов, он, подобно Шептицкому, мгновенно ослеп и оглох: "Ни о каких злодействах я ничего не знаю".

Профашистская и пробандеровская деятельность униатского священства привела к закономерному финалу: в апреле 1945 г. Слипый был арестован и осужден к 8 годам заключения. В среде духовенства возникло движение за разрыв с унией. Инициативную группу возглавил настоятель Преображенской церкви Львова отец Гавриил (Костельник), человек драматической судьбы. Он родился в 1886 г., окончив Фрейбургский университет, доктор философии. Став униатским богословом, Костельник занялся историей церкви и закономерно пришел к нелицеприятным выводам. Уже в 1928 г. он писал: "В унии, должно быть, существует что-то надломленное, что-то свихнувшееся, неприродное, то, что нивелирует, впустую тратит ее творческие силы". Клика Шептицкого начала травлю, Слипый решил Костельника профессорской кафедры в Львовской академии. Но сомневающегося это не остановило. В ноябре 1945 г. Патриарх Московский Алексий призвал униатов "расторгнуть узы с Ватиканом и вернуться в лоно Русской Православной церкви". К Инициативной группе присоединились генеральный викарий Перемышльской епархии, позже епископ Дрогобычский и Самоборский Михаил (Мельник), Гусятинский декан, позже епископ Станиславский и Коломыйский Антоний (Пельвецкий), Журавнинский декан Николай Бобыляк, Болеховский декан Евген Король и многие другие. Собравшиеся на Львовский собор 8-10 марта 1946 г. 216 делегатов-священников и 19 мирян от 986 парохов (из 1267) единогласно решили аннулировать постановления Брестской унии 1956 г. и присоединиться к РПЦ. На собор были приглашены и противники акта, но они не явились. 281 парох отказались присоединиться к Инициативной группе. Среди них В.Величковский, И.Федорик. Кстати, первый в 1972 г. выехал в Рим, а второй мирно дожил в Трускавце до 1980 г., получив на старости лет от Слипого пустой титул униатского "епископа Френзенского" (!).

Итак, владыка Слипый отправился в места не столь отдаленные, униатская церковь в СССР перестала существовать, а ее заграничные остатки возглавил епископ Иван Бучко, бывший представитель Львовской епархии в Ватикане. И тогда ожили старые связи униатских владык с ОУНовскими головорезами. От рук бандитов погибли Г.Костельник, Е.Король, Н.Бобыляк. по данным К.Дмитрука, во Львовской, Станиславской, Дрогобычской епархиях было убито свыше 50 священников-противников унии. По подсчетам протоиерея Вячеслава Невроцкого, в Волынско-Ровенской епархии погибло около 180 священников. Общее количество жертв бандеровского террора превышает 100000 человек.

Бандеровское охвостье было разгромлено к концу 1940-х годов. В 1953 г. Слипый выходит на свободу и вскоре из Красноярского края переезжает в Москву, где занимается "научной и журналистской деятельностью". Западным прихожанам, наслушавшимся его антисоветских и антирусских проповедей, будет любопытно ознакомиться с его тогдашними статьями: "Потрясающее впечатление производят гигантские фигуры святых в Новодевичьем храме, икона Третьяковской галереи и Василия Блаженного... Библиотека имени Ленина это тоже своего рода великан, отдельный мир для тебя... Все это вместе взятое свидетельствует, какие великие старания приложило и прикладывает Советское правительство и управа столичного града, чтобы старинную Москву превратить в настоящую высококультурную столицу величайшей державы". В 1955-1958 Слипый неоднократно наведывается в г. Киев, где хотел устроиться на работу в Институт истории АН УССР, поясняя это "окончательным решением отойти от религиозной деятельности". Однако, как выяснилось, искренностью здесь и не пахло. 27.01.1958 г. таможенники перехватили переправляемое за границу послание Слипого, в котором он угрожающе предрекал бывшим коллегам по унии: "мрачная немедленная смерть висит над каждым грешником, а еще страшнее - над мерзким священником". 6.06.1958 г. на вокзале в Красноярске был задержан еще один курьер Слипого - Блаватский. Опыт послевоенных лет научил, что у униатов за угрозами обычно следовали убийства и 16.06.1958 г. Слипый был арестован. На суде он ханжески сокрушался, что не переживет присужденного ему 7-летнего срока. Однако после этой речи он прожил еще ровно четверть века. Раздутая на Западе пропагандистская кампания и хрущевская "оттепель" привели к тому, что 12.01.1963 г. Слипый был досрочно освобожден и выехал в Рим на ПМЖ.

Очутившись на Западе, как Иосиф тотчас забыл о своем предсмертном состоянии и с места в карьер включился в кампанию за провозглашение "Украинского патриархата". В том же 1963 г. он участвует в сессии 2 Ватиканского собора, где почеломкался с лидером автокефалов Мстиславом Скрыпником и провозгласил, что "Создание униатского патриархата поможет уничтожить Советскую власть на Украине... Этого желают украинские верующие - как католики, так и православные". В 1965 г. он становится кардиналом, в 1966 г. - лично возглавляет процесс по канонизации Шептицкого, который не шатко, не валко идет в Ватикане с 1954 г. и до сегодня. Униатская церковь, подчиняющая, как известно, римскому папе, подобно вору, многократно меняла свое название. Возникнув в 1596 г. на раскольничьем Брестском соборе, она поначалу назвалась "соединенной русской церковью". В XVIII в. австрийская императрица Мария-Терезия договорилась с Ватиканом о ее переименовании в "греко-католическую". Декрет Пия ХI от 21.12.1934 г. наименовал ее "восточной католической церковью славяно-византийского обряда", а с 1957 г. униатские иерархи назвались "украинской католической церковью" (замечаете тенденцию). Так вот, развивая украино-ватиканские связи, Слипый в сентябре 1969 г. открыл в Риме униатский храм в виде миниатюрной копии Софии Киевской. Это было бы смешно, если бы было просто пародией. Увы, владыке катастрофически не везло с попами. Несмотря на многолетние просьбы, 4 понтифика подряд (Иоанн 23, Павел 6, Иоанн-Павел I, Иоанн-Павел II) последовательно отказывали Иосифу в создании патриархата. Наибольшая нагрузка пришлась на Павла VI. В мае 1971 г. он категорически заявил: "По причинам каноническим, экуменическим и пасторальным... установление Киево-Галицкого патриархата является неосуществимым". То же самое ему пришлось повторить 21.10.1971 г.

И тогда Слипый рванул в самоволку: в апреле 1975 г. провозгласил себя патриархом Иосифом I. Последовала возмущенная реакция св. престола: 24.05.1975 г. папа Павел еще раз подчеркнул "невозможность создания украинского патриархата" и указал, что это решение "вызвало большое замешательство и раскол среди епископов и мирян византийско-украинского обряда". Хай действительно поднялся изрядный. Инициативу Слипого осудили даже его коллеги по унии. Публично выступил против иерей Юрий Сполитакевич из Канады, справедливо указавший, что владыка "своими действиями компрометирует Украину... недаром ваше имя Слепой, если вы этого не видите! И самое страшное, что эта слепота у вас неизлечима. Вы "слепой вождь" из евангельской притчи, который всех, кто идет за ним, ведет в волчью яму" (Український голос", 25.05.1977 г.). Несмотря на давление Слипого, местный митрополит М.Германюк отказался "отстранить Сполитакевича от душпастырства". Британский епископ Августин (Горняк) назвал решение "незаконным и неканоническим" и запретил в своей епархии поминать Слипого как патриарха. Иосиф I тогда начал действовать по-бандеровски: сколотил "патриархальный комитет", заваливший Горняка письмами с угрозами. 18.12.1977 г. дело дошло до того, что группа ультра-иосифлян избила епископа Августина прямо в церкви г. Глостера. Через неделю такую же расправу учинили над его сторонниками священником Мак Грегором в церкви г. Лестера. В Галифаксе последователи Слипого создали параллельную "самостийницкую" парафию во главе с направленными им попами Мыколой Матичаком и Иваном Музыкой (бывшим вояком СС "Галичина"). В дело пришлось вмешаться лично папе, который 15.12.1977 года предложил им прекратить самоуправство, а 19.03.1978 г. засвидетельствовал на аудиенции свое сочувствие пострадавшему епископу Августину. Даже доживший в Трускавце "епископ Фрунзенский" Иосиф Федорик изронил разумное слово: "Моя мысль такова, чтобы сейчас это дело не затрагивать. Титула патриарха он не имеет. Не получил. Ни Киевский он, ни Галицкий. Не имеет на это права. Галицким не может быть, ибо мы здесь не существуем, Киевским не может быть, ибо нас там нет".

Не забывал кир Иосиф и старых знакомых из дивизии СС "Галичина". В октябре 1976 г. он освятил крест-памятник воякам дивизии в Эдмонтоне (Канада). А возглавляемый им в статусе Великого Канцлера Украинский Католический университет в Риме стал прибежищем для бывшего главного капеллана дивизии В.Лабы (проректор) и И.Гриньоха (профессор богословского факультета). В начале 1980-х имя Слипого в последний раз замелькало на первых страницах газет. Прошедший 25 ноября-2 декабря 1980 г. "первый обычный синод украинских католических епископов" (15 архиереев-эмигрантов) принял "Торжественное опротестование каноничности Львовского собора (1946 г.). "Попросту говоря, отменил решение о разрыве унии. Аргументация чудная: постановления собора не утверждены папой. Но ведь, если вспомнить историю, то и решения Брестского собора 1596 г. тоже не были утверждены Патриархом Московским. В заключение отметим, что решения "синода" 1980 г. не были утверждены новым папой Иоанном-Павлом II, вследствие чего они не имеют действительной силы, более того, он запретил католическим изданиям печатать решения и документы "синода".

По-видимому, до понтифика дошли сведения о том, что в его кулуарах опять было утверждено "патриаршить" Иосифа I. И папа опять заявлял: "не следует расширять юрисдикцию верховного архиепископа приданием чрезвычайных полномочий вне его территории" (05.02.1980 г.), "Стремления униатов не могут иметь какого-либо веса в современных условиях... Ватикан далек от того, чтобы поощрять националистические ответвления в Восточной Европе" (07.07.1981 г.) А чтобы Слипый не брыкался, в марте 1980 г. ему назначили коадьютора с инструкцией "неотступно следить за клиром и монахом, как-либо принадлежащими к епархии Львовского епископа" (это было одно из первых назначений папы-поляка Кароля Войтылы). Наследным принцем униатской церкви стал галицкий поляк Мирослав Любачивский. Скромный учитель женской семинарии в Стемфорде с пришествием Иоанна-Павла II сделал стремительную карьеру. Тогда же Конгрегацию Восточных церквей возглавил поляк Владислав Рубин.

Иосиф Слипый еще успел прокукарекать на очередном "синоде" 11.02.1983 г. "Мы на заре великого будущего, а именно - окончательного завершения и признания всей Вселенской церковью патриархата Киевско-Галицкого". В сентябре 1984 г. несостоявшийся "патриарх" скончамшись.

Зарубежная униатская церковь к началу 1980-х годов находилась в крутом пике. Бандеровский журнал "Визвольний шлях", №9-1982 г., признавал, что количество верующих, например, в Бразильской епархии с 1967 г. по 1979 г. уменьшилось на 70%, в Чикагской с 1962 г. по 1979 г. на 90%, в филадельфийской с 1947 г. по 1979 г. сократилось в два раза. Так совпало, что почти одновременно в Москве избрали нового генсека М.Горбачева, а в Риме высвятили нового кардинала М.Любчивского, который на 4 синоде УКЦ в конце 1985 г. предложил продолжить клянчить у римского папы патриархат. А в СССР тем временем начиналась "перестройка"...

Статистический факт: с 1991 г. по 1999 г. количество униатских общин в Украине выросло с 2001 до 3287 (до войны их было 2264). Количество священников и монахов с 1994 г. по 1997 г. увеличилось с 2908 до 3311.

Ю.Федоровский
Русская Правда



См. также

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"