Домой Россия О «русском вопросе»

О «русском вопросе»

2

О некоторых ошибках архиепископа Саввы (Тутунова)

О «русском вопросе»

Анатолий Дмитриевич Степанов

 

Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp

Освободительный поход Русской армии на Украину&nbsp

Русская Православная Церковь&nbsp

Русская цивилизация и Запад&nbsp

Русская цивилизация&nbsp

О «русском вопросе»

Недавно один из самых популярных церковных блогеров заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Савва (Тутунов) в своём тлг-канале «Cogito ergo sum» опубликовал две пространные реплики, посвящённые «национальному вопросу», теме особенно важной в наши дни. Здесь можно прочитать первую часть текста, здесь – вторая часть.

Конечно, для России «национальный вопрос» был важен во все времена, но сегодня, он, как никогда, актуален. И нечасто архиереи высказываются по острому «русскому вопросу». Уже по этим двум причинам нельзя пройти мимо заметок Владыки. Автор подчёркивает, что эти заметки просто «размышления вслух», чтобы не судили строго, видимо, и что они предназначены «для размышления и обсуждения».

Вот давайте и обсудим. Со многими мыслями автора вполне можно согласиться, особенно с вопросом определяющей роли русских в формировании Российского государства, значения православной веры и русской культуры. Однако в целом, на мой взгляд, статья архиепископа Саввы создаёт впечатление незавершённости, я даже бы сказал, недодуманности. Предложенный им способ решения «русского вопроса» грешит схематичностью.

Владыка пишет: «Русские – это этнос тех, кто, кто сами считают себя русскими, став таковыми по рождению или по искреннему присоединению, тех, кто любят русскую культуру и историю, чтят русские обычаи (уклад жизни), знают (не обязательно в совершенстве) и уважают русский язык, разделяют русские духовные идеалы (т.н. духовно-нравственные ценности), являются православными или, не будучи таковыми, относятся с почтением к Православию как к нашей народообразующей вере».

Следом он вводит понятие «Русский мир». По его определению: «Русский мир – это духовное, культурное и частично географическое пространство пребывания Русской Православной Церкви и русского народа (этноса)».

Так русские это этнос или не этнос? Если этнос, то к нему принадлежат люди только по рождению, этнически русские. Но в определение русских как этноса включены те, кто присоединился к русским и даже не очень хорошо говорит по-русски, т.е. это – этнически нерусские. Тогда причём тут этнос?! И чем отличается «Русский мир» от «Русского этноса»?

Далее. Если «Русский мир» – это «пространство пребывания Русской Православной Церкви», то почти вся планета Земля – «Русский мир», потому что Русская Церковь отсутствует только в некоторых странах нашей планеты. Но тогда и понятие «Русский мир» обессмысливается.

И если русскими считать всех, кто решил присоединиться к русским, даже тех, кто не очень хорошо говорит на русском языке, то это непозволительно расширяет и понятие «русские». Если человек в несовершенстве знает русский язык, значит, он и в несовершенстве знает русскую культуру. Как можно, не зная русского языка, постичь русскую культуру?

Словом, возникает смысловая путаница. К сожалению, эта путаница характерна не только для Владыки Саввы, она является характерной чертой состояния мысли в решении «национального вопроса», который присутствует в значительной части церковного народа. Поэтому об этом и стоит говорить подробно.

Конечно, нельзя не согласиться с Владыкой, что недопустимо использовать понятие «национальность» в том смысле, в котором оно использовалось в ХХ веке и ранее. Правда, не очень понятно, при чём здесь советская традиция, которую, походя, пинает архиепископ Савва? Ведь национальность – понятие, рождённое в европейской культуре. Скорее уж следует говорить, что нам нужно отказаться от «европейничанья» (как любил выражаться Н.Я.Данилевский), от попыток использовать европейские схемы, в том числе рождённые во Франции, когда национальность является синонимом гражданства. Владыка как раз и упоминает знакомую ему ситуацию во Франции.

Мне уже не раз доводилось касаться проблемы «Русского вопроса». На мой взгляд, правильная логика обсуждения этой проблемы должна быть такой.

Есть русские в России как этническая общность, к которой мы с архиепископом Саввой и принадлежим. Но у нашего этноса сегодня неправильное название, мы называем себя русскими. А правильно нам называть себя великороссами. К сожалению, это слово сегодня изгнано из обыденного языка и науки. Это произошло на волне борьбы с «великорусским шовинизмом» в советское время. Помимо нас есть русские в этническом смысле на Украине – малороссы и русины, в Белоруссии – белорусы. А вместе мы – триединый (или, если уважить русинов, четверосоставной) Русский народ, или Русский этнос, если использовать понятие этнологии. Сегодня мы проживаем в трёх разделившихся частях Русского государства. Пока вопрос государственного объединения 3(4) частей русского народа продвигается медленно, даже с Белоруссией, но когда-нибудь логика этнической общности, этнических корней возьмёт своё.

Но есть и другие русские – «нерусские русские» – русские грузинского, татарского, немецкого, французского, польского, сербского, еврейского, башкирского, якутского, чеченского, калмыцкого, бурятского и т.д. происхождения. Этнически нерусские, ставшие русскими (порой, как отмечает Владыка, в несовершенстве знающие русский язык). Они могут не принимать православие, но уважительно относятся к вере русского народа. Они любят и чтут свою культуру и свои традиции, но уважают и любят русскую культуру и чтут русские традиции.

В нашей истории есть огромное количество примеров таких «нерусских русских» – русских святых, русских полководцев и флотоводцев, русских учёных, писателей, композиторов и художников. Эти люди, которые стали русскими, а порой даже более русскими, чем коренные русаки. Если иностранец без капли русской крови вырос в русской среде – общался и учился вместе с русскими детьми, впитал русскую культуру, он с полным правом может считать себя русским, невзирая на монголоидные или негроидные черты лица.

Использование понятие русский как суперэтнического (=имперского, =цивилизационного) понятия сегодня пока плохо приживается в науке и обыденном языке. К примеру, Иосиф Сталин называл себя русским грузинского происхождения, а вот Рамзан Кадыров называет себя чеченцем, гражданином России. Поэтому вполне уместно использование понятия «российская нация» для обозначения той многонациональной общности, которая проживает на территории России. Хотя я бы предпочёл называть нас всех Русской нацией, при том, что этнически русские будут называться великороссами.

На мой взгляд, ныне российская нация выковывается в сражениях на Украине, когда плечом к плечу сражаются за Россию русские, чеченцы, тувинцы, якуты, татары, калмыки и другие – большие и малые – народы нашего Отечества.

Кстати, в России сформировалось совершенно справедливое отношение к тем русским по крови, кто стал предателем нашего Отечества. Мы не хотим считать русскими коренных русаков генерала Власова или князя Курбского. Но готовы признать русским адыгейца, в котором не было ни капли русской крови, политрука Хусена Андрухаева, который, окружённый немцами, кричавшими «рус, сдавайся», погиб с возгласом «Русские не сдаются!». Или комиссара Брестской крепости еврея Ефима Фомина, погибшего за Отечество. Поэтому для нас этничность всегда была, хоть и важным, но не определяющим фактором русскости.

А вот понятие «Русский мир» сегодня наиболее расплывчато, нуждается в уточнении. Наверное, «Русский мир» – это круг людей, тяготеющих к русской культуре, к Русской Церкви, не являющихся русскими по рождению и проживающих в других государствах. Впрочем, сегодня за границами России проживает и большое количество эмигрантов, выходцев из России, Украины или Белоруссии и других стран постсоветского пространства. Они в массе своей не предполагают возвращаться на историческую Родину (что, конечно, печально), но это – русские люди, выросшие на русской культуре и русских традициях (по крайней мере, эмигранты в первом поколении). Они тоже «русский мир»? Или они русские? Сложный вопрос.

Таким образом, иерархия понятий, на мой взгляд должна выстраиваться таким образом. Русский этнос (или русский народ в этническом смысле) – это великороссы, малороссы, белорусы и русины. Русская (или российская) нация (или русский народ в суперэтническом смысле) – это русский этнос плюс все большие и малые народы России, сознательно связывающие свою судьбу с судьбой русского народа. Русский мир – это Русская нация и представители всех других наций, проживающие на всех континентах планеты, любящие Россию, тяготеющие к русской культуре, особенно принимающие православие (но это не обязательно), понимающие значение России в борьбе за традиционные ценности, словом – все друзья России.

Такая иерархия решения «русского вопроса», на мой взгляд, наиболее перспективная и приемлемая.

Но в любом случае, хочу поблагодарить архиепископа Савву за то, что он привлекает внимание к этой, несомненно, важной и, к сожалению, мало обсуждаемой проблеме. Мало обсуждаемой, потому что «русский вопрос» сложен для решения сегодня. Поэтому многие политики, не имея концепта решения проблемы, уходят от «русского вопроса». Но обсуждать его необходимо.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Источник: ruskline.ru