Домой Россия Пропаганда на подхвате

Пропаганда на подхвате

2

На третьем году СВО практически без изменений

Пропаганда на подхвате

Роман Алексеевич Илющенко

 

Андрей Редкозубов

 

Освободительный поход Русской армии на Украину&nbsp

Сергей Шойгу&nbsp

Новости Украины&nbsp

Новости Киева&nbsp

Армия РФ&nbsp

Великая Отечественная война (1941-1945)&nbsp

Пропаганда на подхвате

Фото: Из личного архива авторов

На третьем году СВО, особенно после внезапного вторжения ВСУ на территорию Курской области, не перестаём удивляться многому. Нас – людей военных, неплохо разбирающихся в основах информационно-психологической войны (ИПВ), удивляет отсутствие кардинальных изменений нашей Армии на этом направлении.

В начале была… цифра? К слову, мы поднимали эту проблему ещё два года назад, с начала СВО, например 28.02.2022 г.; 18.05.2022 г.; 19.09.2022 и др. Не будем говорить, что «воз и ныне там», тем более что кое-что всё-таки сделано. Например, наши ВКС вывели из строя, хоть и с опозданием, ретранслятор Киевской телебашни, вырубив этим не только телебаченне – основной рассадник оголтелой укропропаганды, но и уничтожив ретранслятор 72-го ГЦПО (Главного центра психологических операций), что нужно было сделать в первые же часы СВО. К сожалению, перечень подобных успешных специальных мероприятий на этом направлении весьма скуден и, что очевидно, до сих пор, похоже, не имеет не только системного подхода или плана, но и единого координационного центра для их реализации. Это говорит об отсутствии такового в системе МО, где, очевидно, так и не поняли значимости ИПВ. Очень печально, тем более что опыт, как наш, так и противника, буквально лежит под ногами. 

Справедливости ради надо признать, что в системе МО в составе ГШ ВС России ещё в январе 2014 года приказом тогдашнего министра обороны России были созданы специальные войска информационных операций, основная задача которых заключается «в защите от несанкционированного вмешательства в электронные системы управления России». Его функции носили скорее оборонительный характер и не предусматривали активного вмешательство именно с сферу информационно-психологического воздействия на противника. На наш взгляд, это была скорее дань моде на цифровизацию процессов управления. 

Тем не менее, три года спустя, в феврале 2017 года министр Сергей Шойгу анонсировал расширение обязанностей военных цифровиков. Выступая в Государственной Думе, он отметил, что именно им поручено заниматься пропагандой и контрпропагандой (смешав эти два разных понятия), которая «должна быть умной, грамотной и эффективной». Министр, очевидно, не понимал, что пропаганда – это прежде всего СЛОВО-образ, обращенное к душам и сердцам людей, которое нельзя заменять цифрой. Таким образом Слово подчинили цифре, что является грубейшей системной ошибкой. Наблюдая ход СВО и следя за регулярными посадками окружения теперь бывшего министра, начинаешь понимать, что и всё это звенья одной цепи, ведь для многих из окружения Сергея Шойгу цифры затмили слово.

Между тем, аналогичные структуры в армии США: Киберкомандование — USCYBERCOM, созданные ещё в 2009 году, имеют куда более широкий спектр задач, направленных не только на защиту своих сетей. Среди основных целей USCYBERCOM – влияние на людей посредством киберсистем, что даёт им право непосредственно воздействовать на умы и психику военнослужащих и гражданского населения, обеспечивает свободу действий США и их союзников в киберпространстве, одновременно препятствуя аналогичным действиям противника. 

Но, кроме этого, в Армии США есть и другая структура – Командование специальных операций ВС США (United States Special Operations Command; USSOCOM или SOCOM), созданное ещё в апреле 1987 г. на основе существовавшего с 1980 г. Управления специальных операций (УСО) МО США. Его создание было инициировано неудачной для американцев силовой акцией в Тегеране в 1980 году по эвакуации заложников из их посольства. По ее итогам было признано целесообразно объединить в одну структуру все принимавшие участие в ней отдельные службы и подразделения, включая разведку, диверсантов, специалистов в сфере информационного противодействия. Начиная с 2001 года, когда США открыто объявило себя главным борцом с международным терроризмом, роль USSOCOM в структуре ВС США возросла многократно. Руководство МО США в своей новой стратегии указало, что основная тяжесть этой войны ложится теперь не на общевойсковые (флотские) части и соединения, а на подразделения и части войск специального назначения соответствующих родов войск. Наш глобальный противник, что очевидно, действует куда гибче и оперативнее, умело сочетая традиции и новейшие технологии, усилив слово цифрой.

Подобные структуры в виде 72-го ЦИПСО есть и в составе ССО ВСУ, которые уже не раз доказали свою эффективность в информационном противоборстве, где подобраны специально обученные кадры. Почитайте на досуге биографию Алексея Арестовича – одного из наиболее ярких представителей пропагандистского фронта ВСУ, хоть и не являющегося штатным сотрудником Центра. Характерно, что в составе вводимой в Курскую область группировки войск из 5-6 бригад ВСУ, вошло и подразделение ЦИПСО, укомплектованное, мы не сомневаемся на все 100%. Допуск сюда своих журналистов, подготовка и распространение нужных картинок и роликов, деза, фейки и, как результат – паника в наших тылах первых дней. Всё это дело их рук. 

Кому молиться о Победе? Нам кажется, что ошибки нашего руководства как в слепом копирование чужого опыта, с непониманием сути, так и в забвении своих наработок. Вспомним опыт той же Великой Отечественной войны, когда столкнулись две мощные пропагандистские машины: советская и нацистская. Гитлер отдавал должное значению пропаганды, «посадив» на неё одного из фанатично преданнейших ему членов НСДАП, доктора Йозефа Геббельса, который объединил под своим началом еще и народное просвещение. Ещё в 1939 году по его указанию в вермахте было создано Управление по делам пропаганды, которому подчинялись специальные отделы и подразделения. Перед нападением на СССР в сосредоточенных на границе частях вермахта было 17 укомплектованных пропагандистских рот. В их состав входили военные журналисты, фото-, кино-, радиорепортёры и операторы, персонал по обслуживанию передвижных радиоавтомобилей, киноустановок и типографий; специалисты по изданию и распространению листовок, плакатов, агитаторы, артисты и прочие представители пропагандистского цеха. Кроме этого, на Восточном фронте имелось 7 аналогичных взводов в войсках СС. В 1943 году эти подразделения были выделены в самостоятельный род войск, численность которых достигала 15 тысяч человек. Их эффективность была значительной, особенно на фоне успехов вермахта на фронте, хотя пропаганда нацистов работала вплоть до мая 1945-го.

Аналогичные, но более громоздкие партийно-политические структуры действовали и в Красной Армии, хотя и не выделенные в отдельный род войск. Зато они жестко подчинялись Главному военно-политическому управлению РККА, которое просуществовало с 1919 по 1991 год, лишь меняя названия. Главпур в целом справилось со своей задачей, внося свой существенный вклад в Победу, инерция работы которого ощущалась еще как минимум десятилетие. Пример: в послевоенной Европе русские песни звучали практически повсеместно и куда чаще американских, а военные плакаты заменяли заокеанские постеры. 

Главпур, возрождённый в 2018 году, решением все того же министра Шойгу, однако не смог занять даже близко того же места в силовых структурах ВС России. Авторитет, завоеванный кровью и потом политработников Великой Отечественной войны, был в 90-х растрачен, рассеян и растоптан. Набранные на скорую руку «с бору по сосенке» под вывеску штаты, до сих пор не показали ни настоящей работы, ни обрели своего почерка. К ним нельзя отнести поездки высоких чинов из числа офицеров управления на ЛБС с целью награждения отличившихся, раздачу пресных и скучных интервью, организованные по графику поездки в зону СВО штатных ансамблей песни и пляски военных округов и флотов, доставку корреспонденции и гуманитарки. Это всё, что мы смогли вспомнить, имея за плечами собственный практический опыт работы в аналогичных структурах в мирное и военное (период КТО) время. Попадался, правда, ещё сюжет работы агитационной машины, когда под звуки тяжёлого рока, украинским военнослужащим предлагали сдаваться, вставляя для убедительности матюки. Лучшей находкой Главпура стала, пожалуй, созданная частота 149.200 известная как «Волга», которая помогает военнослужащим ВСУ определиться со своим будущим. И то не факт, что это пришло в голову именно кому-то из политработников. 

Чем же в настоящее время занимается Главпур узнать невозможно. Желающих зайти на их официальный сайт встречает баннер: «Подключение не защищено. Возможно, злоумышленники пытаются похитить вашу информацию с сайта structure.mil.ru, например пароли, сообщения и данные кредитных карт. Подробнее об этом предупреждении…». А ведь именно Главпур должен быть на острие ИПВ, объединив всё лучшее и современное, занимая наступательную позицию, обеспечивая тем самым успех СВО и имея при в своем арсенале все необходимые инструменты. Это вполне выполнимо, учитывая те гигантские суммы, выделяемые из бюджета на оборонное ведомство. Очевидно, однако, что такая задача структуре просто не ставилась. Одна из причин – отсутствие собственно государственной идеологии, не видение перспектив развития СВО и отсюда – не понимание стратегии. Однако, даже в этих условиях, с учётом уже имеющегося опыта, необходимо активнее включаться в работу на этом важнейшем участке ИПВ. 

Кто это должен делать? Прежний официальный представитель МО РФ генерал Игорь Коношенков, который беспристрастным голосом освещал ход СВО с самого начала, став воплощением казённого официоза, далеко не безупречного в расставлении акцентов и оценок противника, куда-то пропал. Его с разной долей успеха заменяют блогеры и военкоры, пытающиеся доносить окопную правду до не всегда подготовленного к этому населения. На наш взгляд, лучше это делают Александр Роджерс, Дмитрий Василец, «Поручик Ржевский», Юрий Подоляка, которых характеризует подача информации в стиле «враг всё равно будет разбит и победа будет за нами» с присущей долей сарказма в отношении ВСУ, украинского руководства и Запада. Но и это лишь бледная тень того, как должна бы и могла вестись наступательная пропаганда в нынешних условиях по сути уже начавшейся Третьей мировой войны.

Из официальных лиц при погонах на наш взгляд лучше всего отрабатывает задачи ИПВ заместитель начальника Главпура генерал Апти Алаудинов. А вот возглавляющего это управление – генерала Горемыкина, очевидно сознательно занявшего позицию отстранённого наблюдателя, практически не знает никто. Зато бравого чеченского генерала, быстро ставшего любимцем и героем соцсетей знают практически все! Знаменитый чеченский самопиар, помноженный на искренность и владение обстановкой, передаваемые с места боёв, быстро сделали своё дело. В спокойном, позитивном, выдержанном стиле, Апти Ааронович выходит на связь из горячих точек, даёт краткие пояснения обстановки с комментариями, прилагая необходимые фото и видео материалы, неизменно вселяя уверенность в победе и оптимизм. Важно, что генерал нисколько не стесняется того, что он верующий и всячески подчёркивает важность молитвенной поддержки граждан России. Это дорогого стоит. Почти по-суворовски: «молись Богу – от него победа»! 

Казус тут в том, что Алаудинов является мусульманином и, не изменяя своей вере, искренне молится о победе Аллаху, призывая к тому же и православных, уверяя их что бог всё равно один. Такая вот религиозная эклектика. Это, конечно же, не соответствует действительности и догматам, как Православия, так и Ислама, но в условиях СВО было бы неправильно начинать опасные дискуссии и дискредитировать уважаемого человека, без сомнения патриота России. Тут вопрос скорее к прячущемуся за его плечами руководителю – всё тому же генералу Горемыкину. Есть ли в его аппарате настоящие православные офицеры, могущие составить достойную конкуренцию Алаудинову, готовые чётко и ясно давать информацию с учётом не только военно-политических, но и религиозно-нравственных реалий СВО в стиле хотя бы известного блогера и проповедника о. Андрея Ткачёва? 

Может быть, об этом стоит задуматься, не дожидаясь раскачки генералов, нашей Церкви в лице Синодального отдела МП РПЦ по взаимодействию с силовыми структурами? Ведь, весь наш опыт свидетельствует, что побед без Бога не бывает.

Андрей Дмитриевич Редкозубов, полковник в отставке, ветеран военной разведки, религиовед; Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед

Источник: ruskline.ru