Домой Россия Настоящий русский священник

Настоящий русский священник

1

На 89-ом году жизни отошёл ко Господу схиархимандрит Михаил (Кречетов)

Вечная память&nbsp

Сегодня в 5:30 утра на 89-ом году жизни отошёл ко Господу схиархимандрит Михаил (Кречетов). Об этом нам сообщил его духовное чадо протоиерей Николай Булгаков.

25 октября архимандрит Серафим (Кречетов), до пострига Валериан, архиепископом Одинцовским и Красногорским Фомой был пострижен в Великую схиму с наречением имени Архистратига Божия Михаила.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего схиархимандрита Михаила, прости ему вся согрешения вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное!

В 2017 году накануне 80-летия отца Валериана протоиерей Николай Булгаков в статье «Вот что такое русский священник!» так рассказывал о юбиляре:

«Тот, кто хочет действительно знать и возвещать правду о нашей Церкви, кто хочет объективно относиться к её служителям, может посмотреть на подвижнический труд таких батюшек, как отец Валериан, и сказать безпристрастно: вот что такое настоящий русский священник!»

«Батюшка — кладезь житейского, педагогического, общественного опыта, — подчёркивал отец Николай. — Вот уж, кажется, наизусть знаешь за треть века, какой пример он сейчас приведёт по такому-то поводу, — и всё равно: снова и снова он что-то новое и необычное, мудрое и весёлое извлекает из своей бездонной "кунсткамеры".

В каждой его проповеди всегда есть некая "изюминка", неожиданный поворот мысли, свежий взгляд на привычное — от особенно внимательного вглядывания, вдумывания в евангельское слово с безграничным доверием к его бездонной глубине, с зорким обращением на человека, на жизнь, которой все мы живем, которая всегда, как бы ни менялась внешне, лучше всего видна евангельскими глазами.

Книги с его проповедями и интервью люди, как сказала одна простая верующая женщина из тамбовского села, пьют, как живую воду.

У батюшки — дух горячей веры, безраздельной любви к Богу, к правде Его, и глубочайшего смирения. Это — чистое Православие».

Когда-то, очень давно, когда стал слушать батюшку (и радовался: бывает, чуть ли не половина Литургии — проповедь), удивился: до этого слышал призывы только в одну сторону: вперёд, — а тут был взгляд словно с двух сторон. С одной стороны, мол, да, вот так было бы хорошо, но, с другой стороны, есть ещё и это, и то — и как же быть?.. Ну, словом, как это бывает чаще всего в жизни.

До сих пор помнится сказанное им на проповеди четверть века назад: излишнее усердие бывает и вредно, оно когда-то привело к расколу.

Да ведь Сам Господь всё время учит нас этой неоднозначности. Последние будут первыми… Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее… Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть… Будьте мудры яко змия и цели яко голубие — одновременно!

Вот поэтому его проповеди помогают именно жить по-христиански, в условиях не только христианских, когда и сами грешны, и вокруг нас не ангелы, — а жить нужно лучше, нужно не грешить, и вот — что же делать, как быть?..

Он не только призывает идти, но уже с нами и идёт, принимая на себя это наше бремя, нашу немощь, не отмахиваясь от неё, потому что она есть и нас без неё, увы, не бывает, — как он обычно говорит, вздохнув: "Ну что ж теперь делать…"

В одном из своих слов перед исповедью отец Валериан когда-то сказал:

— Ну ладно уж, мы любим поспать — так хоть, когда разбудили, не ругаться бы.

В этом — суть его доброго, теплого подхода к человеку, его движения навстречу грешнику с его немощами.

Более того, она-то, эта немощь, больше всего и для нас, и для него, как священника, и существует, и важна, с ней-то ведь мы, горемычные, и имеем всё время дело — и своей, и других (и он — неразлучно). С ней-то и нужно справляться, её врачевать. Вот он и готов идти вместе с нами, сколько нужно, лишь бы — к Богу».

«Батюшка учил нас, что изменять, сокращать, "улучшать" что-то в Церкви — это не наша мера. Нам бы только сохранить то сокровище, которое нам досталось. Прежде всего — Богослужение. Ведь кровью новомучеников, скорбями и страданиями исповедников, их молитвенным подвигом сохранены в нашей Церкви и юлианский календарь, и церковнославянский язык, и вся наша духовная традиция. И мы безконечно благодарны ему за то, что он сам, бережно сохранив то, что получил от своих наставников, передал нам.

Все эти годы батюшка учил нас благоговейному отношению к святыне: к вере, к молитве, к храму, к богослужению, к Таинствам Церкви, к церковному Уставу, к Посту…

Главное — в каком духе. Не только как составляет службу, но и как служит. Это очень важно, все эти вроде бы мелочи. Как входит в алтарь, как прикладывается ко всем без исключения иконам. На бумаге это ведь не изложишь… И его пастырский опыт, и богослужебный, и даже его науку выживания — чем он занимается последние годы.

Батюшка учил нас искренности. Учил простоте.

Батюшка учил нас любить. Любить Бога, любить Православную Церковь, любить людей, любить нашу Родину. Учил почитанию старших наставников. Благоговейному, любовному хранению, до мелочей, их традиции.

Батюшка учил нас смирению. Никогда не забывать, что мы грешные, — «это главное в Православии».

Батюшка учил нас быть радостными, всегда быть "в духе", всегда и за всё Бога благодарить, видеть Его спасающую десницу в жизни», — рассказывал отец Николай.

В 2017 году накануне 80-летия отца Валериана его сын, протоиерей Феодор Кречетов, в интервью порталу Православие.ru говорил, что «отец для нас, детей, всегда был примером».

«В моих глазах он был образом идеального пастыря. Потом уже, когда мы выросли, сами приняли сан и стали главами семейств, стали понимать, как это трудно – среди забот и попечений о духовных чадах, неся всю тяжесть священнической ответственности, своих не упускать», — рассказал отец Феодор.

«На первом месте для отца всегда было священническое служение, — вспоминал он. — Единственное время, которое было отдано, как правило, полностью нам, – отпуск. Тогда мы всей семьей выезжали на природу. Рыбачили вместе с отцом. Папа вырос на берегу реки. Он всегда – это даже внешне заметно – лучше себя чувствует в сельской местности, чем в городе. Нам он тоже старался привить любовь к земле и ещё интерес ко всяким практическим навыкам, чтобы мы были чем-нибудь заняты».

«Отец наставлял, что самое сложное – это пастырское служение, именно окормление людей. А ещё он давал четкую установку: "Никогда не спешить. В алтаре – ни в коем случае. Все делай благоговейно. Когда ты службу совершаешь, как только ты дернешься, может что-то произойти". Действительно, жизнь потом убеждала: если человек порывистый по характеру или просто по неопытности торопится в алтаре, всегда что-то происходит.

Отец учил благоговению и смирению, а если с благоговением и смирением службу совершать, то это внешне и выражается, в частности, в неспешности. Мы знаем, что святые никогда не спешили. Даже когда обстоятельства требовали быстрой реакции, не суетились. Также и старцы. Человек, ходящий перед Богом, уповающий на Него, спокоен. Это можно только на опыте ощутить: если ты с Богом, то уверен, что всегда всё будет хорошо.

Отец очень многое нам дал, но дальше уже надо каждому самому идти за Господом, нести свой крест», — рассказывал в 2017 году отец Феодор.

Источник: ruskline.ru