К 75-летию писателя
Лариса Филипповна Богданова
Павел Сергеевич Медведев
Фото: denliteraturi.ru
Авторская позиция в художественном произведении – отношение писателя к изображаемым событиям – часто становится отправной точкой при анализе текста. М.М. Бахтин определил роль автора как «носителя напряжённо-активного единства завершенного целого, целого героя и целого произведения…». Для создания художественного текста, представляющего «завершённое целое», каждый писатель использует общие способы передачи своей позиции (выбор темы, стиль, композиция и структура текста, интерактивность и т.д.), но при этом какой-либо способ выступает доминирующим. Для произведений Леонида Иванова, на наш взгляд, главным способом выражения его собственных взглядов является интерактивность. Говоря об интерактивности, мы имеем в виду прямое значение этого слова – взаимодействие. В литературном произведении взаимодействие идёт на разных уровнях: в период создания текста – между автором и героями, между героями; после издания книги закономерно возникает новый уровень взаимодействия – между автором и читателями, между героями и читателями. Следует также отметить, что значение понятия «интерактивность» имеет больший эмоциональный заряд по сравнению со смыслом слова «взаимодействие».
Интерактивность Леонида Иванова – созданная им система активного воздействия на сознание читателей художественными средствами. Это авторские рассуждения, действия персонажей, их внутренние монологи, диалоги, жизнеутверждающий настрой писателя. Повести «Будем жить!» и «Побег с погоста» посвящены разным темам, но их объединяет общая проблема – проблема преодоления жизненных испытаний, неблагоприятных обстоятельств, которые многим кажутся безысходными. Герои повести «Будем жить!» — пациенты онкологического диспансера; персонаж повести «Побег с погоста» вышел из тюрьмы и по этой причине оказался изгоем: его, бывшего инженера-строителя, несправедливо осуждённого, нигде не принимают на работу, у него нет жилья. Ситуации, показанные в произведениях, вполне узнаваемы, но они не являются простым перенесением жизненных случаев в литературу. «Ценностный контекст, в котором осуществляется литературное произведение и в котором оно осмысливается, – отмечал М.М. Бахтин, – не есть только литературный контекст: художественное произведение должно нащупывать ценностную реальность событий, ценностную реальность героя». Это высказывание философа о подходе писателя к созданию произведения точно характеризует авторскую позицию Леонида Иванова. Действительно, писатель обнаруживает «ценностную реальность событий» и выбирает темы, которые для одних являются важными, а для других – «неудобными», так как вызывают тревожные мысли, нарушают привычное спокойствие.
«Будем жить!» — это не только название произведения. Это призыв на борьбу с болезнью, переданный автором в посвящении читательской аудитории: «Оптимизму товарищей по несчастью… Будем жить! Обязательно будем! Надо в это верить!» Надо верить и слову автора, который представил весомый аргумент: пример собственной жизни, пример преодоления болезни. Писатель показал, что этот настрой не приходит сам собой, не является проявлением «дежурного» оптимизма, когда непременно надо сказать или сделать что-нибудь ободряющее. Леонид Иванов с первых страниц повести показывает, что больные находят свой путь исцеления: помимо неприятных и тяжёлых медицинских процедур, ведут подсознательно сложную психологическую работу, побеждая моральное и физическое страдание. Одни герои начинают сопротивление коварному диагнозу сразу, как только оказываются перед громадой онкологического диспансера: «Так ведь в этих зданиях, поди-ка, не одна сотня пациентов, а то и тысяча, — думал Ильдар. – Не может быть, чтобы они все были безнадёжными! Наверняка, бызысходность сильно преувеличена». Другие герои – Юра, Степан, Фёдор – стараются не падать духом и сохраняют прежние привычки: рассказывают анекдоты, устраивают розыгрыши и тем самым отвлекают и себя, и соседей по палате от мрачных мыслей. Фёдор, не в первый раз оказавшийся пациентом диспансера, между курсами лечения продолжал работать, ездить на рыбалку, кормить семью.
После выхода книги из печати начинается новый этап взаимодействия – автора и читателя. «Читательское восприятие – всегда истолкование», – считал Ю.М. Лотман. В этом истолковании изначально присутствует автор, его позиция. «Не только… социальная значимость книги вкупе с позитивным взглядом автора на проблему придали этому произведению общественный резонанс, – отметил критик Э. Анашкин. – Книга стала поводом и для здоровых людей задуматься над своей жизнью». Повесть выполнила поставленную писателем задачу: читатели верно «истолковали» авторский настрой, о чём свидетельствуют многочисленные письма-отклики, а Леонид Иванов продолжал проявлять интерактивность, устраивая необычные встречи с читателями прямо в онкологическом центе, работая над романом «Охотничий сезон», в котором Вадим Альбертович – герой повестей «Люди добрые», «Будем жить!» – после лечения продолжает работу в качестве профессора вуза.
«Побег с погоста», как было отмечено, имеет общую проблему с повестью «Будем жить!», но имеет и отличия. Если в первом произведении герои проходят через испытания все вместе, морально поддерживают друг друга, что само по себе является мощным фактором в лечении, то бывший инженер Александр («Побег с погоста») совершенно одинок и даже вынужден какое-то время пребывать в чуждом для него мире. Физически он здоров, но попадает в такие обстоятельства, которые могут сломать слабых духом. Первая глава повести называется «Безысходность», что отражает суровую действительность. Но писатель наделяет характер героя способностью к сопротивлению ударам судьбы. Психологи называют такую черту стрессоустойчивостью. Леонид Иванов точен в передаче душевного состояния Александра: герой не впадает в панику, когда его не берут на квалифицированную работу, продолжает искать варианты, сохраняет чувство собственного достоинства в общении с представителями преступного мира, приходит к единственно правильному выходу из критической ситуации. Александр не озлобился, сохранил доброту, отзывчивость, порядочность.
Писатель раскрывает и секрет жизнестойкости героя – его прочную нравственную основу. Александр не принимает новые порядки жизни, установленные по криминальным законам: «Да куда мы катимся? Всё продаётся. Точнее – уже продано… Где место, в котором всё не так? Место, где царит торжество справедливости. Есть ли оно?».
Авторская позиция в повести выражена в размышлениях персонажа, в принимаемых им решениях, в оптимистичном финале, смысл которого выражается в закономерной победе Александра над всеми трудностями.
Мы понимаем, как бы ни сложились судьбы героев повестей в дальнейшем, на данном этапе они добились в жизни главного: остались нравственно и психологически несломленными, достойно вышли из всех испытаний, уготованных судьбой. В наше время, когда наблюдается снижение жизненной стойкости людей, усиливается апатия, нестабильное душевное состояние, особенно у молодёжи, книги Леонида Иванова могут сыграть огромную роль в формировании социальной активности человека.
Лариса Филипповна Богданова, преподаватель литературы и русского языка, Институт дополнительного образования; Павел Сергеевич Медведев, кандидат педагогических наук, доцент Тюменского индустриального университета, г. Тюмень
Источник: ruskline.ru