Домой Россия «Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора Мусоргского

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора Мусоргского

127
  • «Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора Мусоргского

21 марта (по новому стилю) 1839 года родился Модест Петрович Мусоргский – русский гений, чьё творчество оказало влияние на европейскую музыку ХХ столетия. Однако при жизни ему пришлось столкнуться с непониманием, одиночеством и нуждой

Единственный прижизненный портрет Мусоргского кисти Репина потряс современников. Больной, неряшливый, одинокий человек в больничном халате поверх расшитой рубахи, вглядывается куда-то мимо зрителя. Модесту Петровичу всего 42 года. Репин торопился запечатлеть любимого друга: пусть и жестокая, но – правда.

Как раньше художник ценил общение с этим удивительно тонким, очаровательным, эрудированным собеседником! Сколько было дивных разговоров о судьбах русского искусства, хохота, шуток… Позже доходили слухи, что Мусорянин (так прозвали его друзья) то ли болен нервной болезнью, то ли впал в депрессию, а может, его затянула привычка, которую по традиции у нас именуют пагубной.

9 ноября (по новому стилю) 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев. О феномене дворянских гнезд, из которых…

Вот и сейчас, после ужасного приступа, друг угасал в военном госпитале. Илья Ефимович работал в больничной палате почти на коленке, без мольберта, и у него было всего четыре сеанса. На пятый художника уже не пустили: Мусорянин умер. Однако в прощальном взгляде композитора на портрете нет отчаяния. Напротив, он полон надежды: все, что успел написать, – талантливо, пусть это и отказывались признавать современники.

Душка-офицер, свежеиспеченный корнет привилегированного лейб-гвардии Преображенского полка, как будто только что «вылупившийся из яйца» – таким впервые увидел 17-летнего Модиньку Мусоргского молодой военный медик, будущий прославленный химик и композитор Александр Бородин. В мундирчике с иголочки, изящный Мусоргский производил впечатление утонченного светского фата. Он и слова выговаривал немного сквозь зубы, как это было принято у гвардейцев. Модничал, как мы сказали бы сейчас.

В своем офицерском кругу Модест уже был знаменитостью: душа компании, он блестяще импровизировал на фортепиано, уморительно разыгрывал сценки из популярных водевилей, изображая своим бархатистым баритоном сразу всех персонажей. «Дамы ухаживали за ним», – замечает Бородин.

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора МусоргскогоМ.П. Мусоргский. Преображенский полк. Фото: www.globallookpress.com

Виртуозными импровизациями Мусоргский прославился еще в «Школе гвардейских подпрапорщиков» – престижном учебном заведении Санкт-Петербурга, где дети аристократов получали военное образование. Это была воля родителей, родовитых, но небогатых псковских дворян, пожелавших сыновьям армейскую карьеру в столице империи. Однако папенька и маменька поощряли и занятия музыкой, нанимая Модесту лучших педагогов по фортепиано. Всё-таки, блистая артистическими талантами, провинциальному молодому человеку было легче продвинуться в высокомерных гостиных Санкт-Петербурга. Директор школы заметил даровитого юношу и частенько приглашал к себе в дом помузицировать с генеральской дочкой в четыре руки.

160 лет назад родился один из самых творчески одаренных членов императорской фамилии Великий князь Константин…

Юность Мусоргского совпала с тем временем, которое историки культуры называют русским Возрождением. После поражения в Крымской войне и унизительного Парижского мирного трактата 1856 года молодые прогрессивные люди Российской империи вдруг осознали себя русскими. Юный Модест писал, что теперь он не «космополит» и все больше любит Россию. Ему было досадно, что с нашей страной поступают так бесцеремонно.

В эти годы молодые дарования со всей империи стекались в столицу. Из Нижегородской губернии прибыл вундеркинд, пианист Милий Балакирев, движимый идеей создать самобытную национальную школу русской музыки. Не меньше! Он стал лидером группировки музыкантов, которая с лёгкой руки их идеолога Владимира Стасова вошла в историю искусства как «Могучая кучка». Помимо Балакирева, Мусоргского, Кюи и Бородина к кучкистам присоединился только что вернувшийся из кругосветки юный гардемарин Римский-Корсаков.

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора МусоргскогоБалакиревский кружок — «Могучая кучка». Репродукция с картины А. В. Михайлова. Фото: www.globallookpress.com

Их кумиром был Глинка – автор первых русских опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Начиная с 1857 года вечерами собирались у Балакирева, исполняли всё, что сочиняли за день. Это была творческая мастерская, где на правах наставника 20-летний Балакирев заставлял подмастерьев писать новаторскую музыку в национальном стиле, нещадно редактируя их опусы.

19 декабря 1833 года, в день Святителя Николая, состоялось первое официальное исполнение русского…

Музыкального образования, кроме домашнего, не было ни у кого. Да они и отвергали академизм, как нечто западное. Первая консерватория в Петербурге будет создана пианистом Антоном Рубинштейном только в 1862 году. Впрочем, члены «Могучей кучки», поначалу со всем юношеским максимализмом, противопоставляли себя этому учебному заведению, организованному на западный манер.

Через год усердных занятий в кружке единомышленников Модест уволился с военной службы навсегда, чтобы целиком посвятить себя музыке. А вместе с гвардейской карьерой уйдёт и житейское благополучие: после отмены крепостного права зарабатывать дворянам было нечем. Позднее, отдав свою часть наследства женившемуся брату, Модест всё же вынужден вернуться на государственную службу чиновником. Эта работа будет сильно изматывать его и мешать творческим поискам. К тому же наш герой поставил перед собой сложную задачу: выразить в «живой музыке живого человека», подразумевая жизнь русскую, разумеется.

…Язвительные критики будут на все лады ругать эти попытки Мусоргского, мол, композитор дошёл до того, что сочиняет «шипение самовара» и «поиск извозчиком кнута в тёмной комнате».  

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора МусоргскогоМ.П. Мусоргский. Фото: www.globallookpress.com

Впрочем, и собратья-композиторы вели себя по отношению к Мусорянину несправедливо. Считали его необычные творческие находки недостатком образования, досадными промахами, которые надлежит немедленно исправить. Энергичный наставник Милий Балакирев говорил, что у Мусоргского «слабые мозги». Даже Владимир Стасов поначалу полагал, что Модесту следует писать что-нибудь сатирическое, например, водевиль «Бобыль». Будет придираться к каждому такту новаторских опер соратник-кучкист Цезарь Кюи. Все они, конечно, любили своего друга, но не сдерживали раздражения.

Даже близкий друг Римский-Корсаков отзовётся о неоконченной опере «Хованщина»: «какофония, безграмотность и грязь». Это случится позже, когда Модесту уже совсем тяжело будет справляться и со своим характером, и с ударами судьбы. Композитор всё чаще будет находить утешение в сомнительных компаниях.

Вспомним и Петра Ильича Чайковского, который в письмах своему брату называл творчество Модеста Петровича  «мусоргской музыкой, которую нужно послать к чёрту». Возможно, коллег задевало то, что «звезда светских гостиных», экс-военный и «недоучка» замахнулся на святое – оперу!

По совету друга-пушкиниста, для первой своей серьёзной оперы Мусоргский выбрал трагедию «Борис Годунов». Ещё никто из «кучкистов» не брался за музыкальное полотно, изображающее не сказочных фольклорных русских, а реалистичных и суровых граждан, которые в скором времени ещё покажут себя во всей «красе». Чего только стоит сцена «Под Кромами», где толпа мужиков терзает ненавистного государева чиновника. Какое тут «бельканто».

В то время Мусоргскому 30 лет, он снимает квартиру на пару с таким же холостяком Римским-Корсаковым. Один пишет своего «Бориса», другой – оперу «Псковитянка». И коренной псковитянин Мусоргский помогает другу советами.

Как вспоминал позже Николай Андреевич, это было невиданное в истории совместное жительство двух композиторов. До обеда роялем пользовался Мусоргский, затем уходил на службу в департамент. После обеда – сочинительствовал Римский-Корсаков.

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора МусоргскогоОпера «Борис Годунов». Большой театр. Фото: www.globallookpress.com

Стасов в своих воспоминаниях о Мусоргском любопытно описал это время: с раннего утра критик приходил будить спящих творцов опер, подавал им халаты, панталоны, умываться. Затем все вместе они пили чай с любимым швейцарским сыром. И начинался праздник творчества: композиторы проигрывали Стасову в лицах сочинённое накануне.

Либретто и клавир «Бориса Годунова» Мусоргский отнёс в оперный комитет Дирекции императорских театров. Несколько месяцев мучительно ждал ответа. И вот – отказ. Официальной причиной было объявлено, что в произведении нет ни одной полноценной женской партии, как нет и привычной зрителю любовной линии.

Сегодня — день памяти выдающегося русского композитора, дирижера, педагога, а также потомственного морского…

Театральной музыкой в то время заправляли, в основном, иностранцы: постановщики водевилей, оперетт, балетов. Они категорически не приняли произведение, в котором необычным было всё.

Вспомним одну из самых гениальных сцен: Борис Годунов в Кремле венчается на царство. И всё это звучит так, будто под ним земля ходит ходуном. Величественные и страшные крестообразные удары симфонических колоколов перемежаются настоящими звонами. Кажется, что эта тяжелая мистическая поступь тысячелетней русской истории вот-вот призовёт к ответу. В стремлении услышать живую историческую жизнь своего народа Мусоргский заглянул в бездну будущего. Шостакович, Прокофьев, Стравинский будут считать Мусоргского своим учителем, как и великие французские импрессионисты – Равель и Дебюсси.

В 1872 году появилась вторая редакция оперы «Борис Годунов»: в ней уже был целый польский акт, расчётливая соблазнительница Марина Мнишек, разбитная хозяйка корчмы. Наконец, после давления сторонников композитора и даже ультиматума со стороны примы Мариинки, певицы Юлии Платоновой, столичное оперное начальство сдалось. «Бориса Годунова» поставили на сцене Мариинского театра.

80 лет назад ушел из жизни Константин Сергеевич Станиславский, великий русский режиссер, реформатор театра,…

Успех был ошеломляющим, на премьере присутствовал даже брат императора. Продвинутая молодёжная галёрка вызывала автора на бис раз 20. Однако академическая «тусовка» вылила свою желчь на страницы газетной критики. Оперу назвали «какофонией в пяти актах», «настоящей мерзостью», «музыкой бедлама».

Как всё это выносил душевно хрупкий, не от мира сего, Мусоргский – несложно представить. Вдобавок ко всему один за другим начали отпадать друзья: скоропостижно скончался чуткий и преданный товарищ, архитектор Виктор Гартман, которому посвящены «Картинки с выставки». Это он всегда называл Модеста «Божественный Мусорянин». Уехал за границу Стасов. Обзавёлся семьей ближайший товарищ, граф Голенищев-Кутузов, женился и Римский-Корсаков. Мусоргский же тщательно скрывал от всех свою сокровенную личную жизнь, мотался по съёмным квартирам или годами жил у родственников и знакомых. Частенько бедствовал и, по-видимому, заливал горе. В результате так и остались незавершёнными оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Их заканчивали уже коллеги.

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора МусоргскогоФ. Федоровский. Эскиз декорации к опере «Хованщина». Фото: www.globallookpress.com

Все архивы после смерти Мусоргского попали к Римскому-Корсакову. Николай Андреевич досочинил «Хованщину» и основательно отредактировал «Бориса Годунова», фактически переписав на свой вкус многие сцены. Дошло до того, что долгие годы вплоть до нашего времени публика знала «Бориса Годунова» только в редакции Римского-Корсакова.

К счастью, сегодня подлинный Мусоргский возвращается, хотя услышать его в репертуаре русских оперных театров всё ещё непросто.

Источник: https://tsargrad.tv