О новых попытках оторвать Эстонскую Православную Церковь от Московского Патриархата
Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Новости Эстонии 
Освободительный поход Русской армии на Украину 
Канцлер Министерства внутренних дел Тармо Мийлитс ответил викарию Таллиннской епархии Эстонской Православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) епископу Тартускому Даниилу, что предлагаемые церковью новый вариант ее устава и предлагаемое ею новое название «Эстонская Православная церковь» не соответствует требованиям, и что министерство не видит, что с новым уставом влияние Московского патриархата на церковь уменьшится, пишет «Нарвская газета» со ссылкой на BNS и Postimees.
20 августа состоялось второе заседание Совета ЭПЦ МП под председательством митрополита Таллиннского и всея Эстонии Евгения с целью утверждения большей административной независимости церкви. Церковь также учла договоренности, достигнутые в ходе переговоров с государством.
Собор утвердил новую редакцию церковного устава, которая подтверждает административную, экономическую и образовательную независимость церкви, а также ее независимость в гражданских делах. Кроме того, название церкви было изменено на «Эстонская Православная церковь», ссылаясь на томос (указ) патриарха от 1993 года. Об этом епископ Даниил сообщил в письме Министерству внутренних дел.
3 октября канцлер Министерства внутренних дел Тармо Мийлитс ответил на письмо епископа Даниила.
По словам Мийлитса, предлагаемый вариант нового наименования не соответствует предъявляемым требованиям. «Влияние Московского патриархата на ЭПЦ МП не уменьшается от изменения названия церкви или от вычеркивания из устава ЭПЦ МП упоминания о Московском патриархате, Русской православной церкви и патриархе. Изменения, как видно из устава и сопроводительного письма, носят лишь косметический характер, и такая переформулировка устава может лишь внешне уменьшить влияние, в то время как в действительности влияние Московского патриархата остается прежним – как в административном, так и в каноническом плане», – написал Мийлитс епископу Даниилу.
Он подчеркнул, что Министерство внутренних дел ожидает от ЭПЦ МП очередного пересмотра текста устава и принятия формулировки, полностью исключающей влияние связи Московского патриархата и Русской православной церкви на управление и деятельность поместной церкви.
«Мы также приветствуем содержащееся в Вашем письме заверение, что Вы продолжите контакты с Эстонской Апостольской Православной церковью, чтобы канонически преодолеть православный раскол, возникший в Эстонии в 1990-х годах», – добавил канцлер Мийлитс.
Действия эстонских властей прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Ситуация в Эстонии напоминает эдикт языческих римских императоров «Христианос нон ессе» – «христиан не должно быть». В данном случае – православных русской традиции тоже не должно быть в Эстонии, де, допустимы только православные Константинопольской церкви. По-видимому, господин канцлер требует, чтобы верующие Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата стали частью Эстонской апостольской церкви, читай, частью Константинопольского патриархата.
Но после всего того, что совершено Константинопольским патриархатом, после его эстонского и в особенности украинского разбоя для любого совестливого православного человека – это просто невозможно. Константинопольский патриархат вступил в связь с разбойниками и бесчинниками – нарушителями святых канонов. Эстонское правительство проводит политику «выкручивания рук»: категорически требует от русских людей отказаться от своего Православия, своей русскости, святых канонов и христианской нравственности. Это вопиющее попрание правил западной демократии, по которым они якобы играют. Но это ложь! Почти повсеместно так называемые демократии и режимы терпимости на Западе сменяются самой настоящей диктатурой и тиранией, сильно напоминающей образцы римских времён, а также западноевропейский фанатизм эпохи религиозных войн.
Это является и вопиющим попранием человечности. В данном случае я вспоминаю слова мученицы Перпетуи: «Отец, – сказала я ему, – видишь ли, скажем, этот сосуд – кувшин, лежащий здесь? – Вижу, – отвечал отец. – Можешь ли ты назвать этот кувшин каким-нибудь иным наименованием, чем то, что он есть? – Нет, – сказал он. – И я не могу назвать себя ничем, кроме того, что я есть, – христианка. Тогда отец мой, разгневанный моими словами, бросился на меня, как будто хотел вырвать глаза мои. Но он только пригрозил мне и ушел прочь…».
Также Перпетуя писала: «Я скорбела о седых волосах моего отца и о том, что он – единственный из всей нашей семьи – не радовался моему мученичеству. И я старалась утешить его, говоря: “На лобном месте будет то, что Богу угодно, ибо знай, что мы находимся не в собственных наших руках, но в руках Божиих”. И он ушел от меня в огорчении».
Желаю православным верующим в Эстонии мудрости, крепости сил и верности отеческому и святоотеческому Православию! Нынешний эпизод – великий урок. Эстонскому правительству идут навстречу, а оно требует всё больше-больше и больше. Соответственно, им нельзя уступать ни в чём – они попирают свои собственные законы и указы, в том числе и регистрацию Эстонской Православной Церкви именно как Московского Патриархата, о чем удалось договориться в 90-е годы. Специальная военная операция здесь абсолютно не причём. Любая Церковь имеет право окормлять своих военнослужащих.
Интересно, почему Эстонское правительство не запрещает на своей территории Эстонскую апостольскую православную церковь, ведь она пребывает в общении с ПЦУ, а со стороны ПЦУ погибло на фронте даже больше «священников», чем священников со стороны Русской Православной Церкви.
Интересно, почему Эстонское правительство не делает никаких представлений Константинопольскому патриархату по поводу деятельности ПЦУ, направленной на разжигание национальной вражды? Почему не делается никаких представлений на предмет фресок, в которых в сцене Страшного суда изображается в ряду грешников Путин, Святейший Патриарх Кирилл и так далее?
Почему оголтелая антироссийская и в сущности античеловеческая пропаганда ПЦУ не находит в устах западных политиков должного осуждения? Почему не осуждается гонение на представителей канонической Украинской Православной Церкви, которое явно и очевидно – аресты священнослужителей и епископов, истязание в застенках СБУ, закрытие Киево-Печерской лавры, сотен православных храмов на территории Украины с вопиющими фактами избиений и издевательств над православными священнослужителями и мирянами и с глумлением над святыми канонами. Почему это не находит никакого осуждения? Или западные политики с этим солидарны? В таком случае они являются нарушителями основополагающих документов прав человека, в том числе прав на религиозную свободу. И в таком случае они являются соучастниками самого обыкновенного бандитизма – им место на скамье подсудимых в Гаагском трибунале.
В подобной позиции эстонских властей нет ничего нового: эстонские политики занимаются самым настоящим самоубийством – повинуясь приказам из Брюсселя, Лондона и Вашингтона, делают свою страну даже не прифронтовым, а фронтовым государством. Урок Украины, разваленной и разбомбленной, для эстонцев не пошёл впрок. Если они хотят спровоцировать войну с Россией, а именно к этому они и ведут свою маленькую уютную и красивую страну, то последствия будут в сто раз страшнее. Эстония – не Украина. Не те площади и не те возможности.
Даже в случае задействия обычных вооружений от Эстонии ничего не останется. Хотят ли эстонцы такой участи своей стране? В Эстонии сейчас сажают за решётку даже не прорусских политиков, а просто трезвых патриотов, которые понимают, что так стране вести себя нельзя, что ими сейчас пытаются вышибить русские двери, а в час Х эстонцев предадут и оставят на растерзание, как в 1939 году оставили Польшу, как по сути дела сейчас западные политики предали Украину, вначале втравив в войну с Россией, а сейчас её медленно убивают.
Судя по всему, правящие круги Эстонии уже не принадлежат себя. Может быть, они рассчитывают на последний самолёт и на уютное местечко на тихих островах, а может быть уже ни на что не рассчитывают по принципу «хоть час да наш!»
Трудно понять логику самоубийцы. А может быть, они просто возомнили себя богами, как самоубийца Кириллов из романа «Бесы» Фёдора Михайловича Достоевского. Считая, что убивая себя и вместе с собой свою страну, то станут богами. Трудно понять такое обыкновенному человеку. Да и не надо понимать. Как говорится в одном житии: не испытывай, сын мой, сей глубины…
Источник: ruskline.ru