Домой Россия Голос совести русского народа

Голос совести русского народа

2

К 10-летию со дня кончины Валентина Распутина

Голос совести русского народа

Максим Зотикович Воробьев

 

Бывший СССР&nbsp

Валентин Распутин&nbsp

Голос совести русского народа

Фото: Из интернет-источников

Стремительно летит время. Не успеешь оглянуться, а уже промелькнуло десятилетие со времени ухода от нас Валентина Григорьевича Распутина. Великого русского писателя, печальника земли Русской.

Он родился в день Державной иконы Божией Матери. Потому и стал писателем-державником, выражающим терзания и чаяния народа. Для верующего человека случайных совпадений не бывает. 

Боль за Родину, за Сибирь, за порушенную жизнь доносится читателю через переживания обычных людей. Но при всей «обычности» каждый герой Распутина – уникален и, буквально, вылеплен с тончайшим психологизмом. Народ, благодаря перу писателя, обретает свой голос в вечности. Пронзительно-искренняя интонация – отличительная черта Валентина Григорьевича, неизменно звучащая в каждом произведении.  От «Уроков французского» и «Живи и помни» до «Пожара» и «Нежданно-негаданно».

Последний классик великой русской литературы. Не верится, что он только недавно жил среди нас, и не верится, что его больше нет. В.Г. Распутин никогда не лебезил перед властями, не старался подстроиться, подмазаться и пристроиться. Говорил правду, а правда всегда неудобна и горька. Особенно отчетливо это проявилось в мутные перестроечные годы. Страна разваливалась, народ спивался и вымирал. Но говорить об этом во всеуслышание было не принято.  У власти, вернее у тех, кто имел отношение ко власти, все было хорошо, а до народа и страны им дела не было. В СМИ, а особенно на телевидении, тогда цензура жесточайшая была. По сравнению с либеральной цензура советская оказалась мягкотелой и ласковой. Слово патриотизм стало ругательным, о совести и долге вообще не вспоминали. В таких реалиях Валентин Григорьевич Распутин был неудобен и не нужен. Оттого и пропал он с экранов телевизоров и со страниц популярных изданий на долгие годы. Его не пускали, запрещали, отменяли. Старались полностью исключить из лживой и продажной перестроечной жизни. Время тяжелых испытаний и для страны, и для каждого честного человека, в том числе страшное для писателя испытание забвением. Валентин Григорьевич Распутин выдержал его с честью. Он просто жил, как и раньше, по совести, с болью размышляя о происходящем с нашей Родиной. Хотя в новые времена это стало накладным и даже опасным. Но разве можно заглушить голос совести народа? Как же нам сейчас не хватает его честных и мудрых суждений. Большое видится на расстоянии. Признак гения, когда с течением времени личность творца не уменьшается в размерах, стираясь из памяти, а наоборот, все более и более вырастает, становясь маяком для грядущих поколений. Нам еще только предстоит полностью осознать масштаб В.Г. Распутина и его значение для России. 

Памяти Валентина Распутина

Ветер треплет таежные кроны,

Катит воды свои Ангара.

Вот и кончились жизни законы,

Наступила прощанья пора.

 

Над Сибирью бескрайней метели

Погребальную песню поют.

Тихо стонут косматые ели.

Вся Россия – твой вечный приют.

 

Жил по совести, честно и просто.

Не сгибался, не льстил, не юлил.

Чуял Правду пронзительно остро…

Сколько строчек ты ей посвятил?

 

Как живется Матёре, однако?

Ей наверно теперь хорошо.

Сенокосы, гулянья и драки – 

Все под воду навечно ушло.

 

Лишь на самом последнем изломе,

В час последний планеты един,

Китеж-градом, в торжественном звоне

Она явится вдруг из глубин.

 

И старуха приветливо молвит:

— Здравствуй, родный! И ты к нам пришел.

Кто теперь наши горести вспомнит?

Не побрезгуй, садись за наш стол.

 

Поминальная скорбная тризна;

Скован льдами недвижный Байкал.

Верный сын твой, родная Отчизна,

Отсмеялся, отпел, отстрадал.

Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России 

Источник: ruskline.ru