Домой Россия Гоп-стоп Сбербанк продали втихаря: Куда уйдут наши деньги

Гоп-стоп Сбербанк продали втихаря: Куда уйдут наши деньги

18
  • Гоп-стоп Сбербанк продали втихаря: Куда уйдут наши деньги

Чиновники всех уровней многократно заверяли нас в последние дни, что государство заботится о гражданах изо всех сил, просто денег у него, государства, мало. 10 апреля выяснилось, что это была ложь.

Условия сделки

Неправедные дела лучше творить под шумок: пока люди озабочены выживанием в условиях пандемии и экономического кризиса, им не до слежения за руками высокопоставленных фокусников. 10 апреля 2020 года правительство России и Центробанк закрыли давно анонсированную сделку по переходу 50%+1 акция Сбербанка в руки государства. 11 293 474 001 акция продана по средневзвешенной цене по итогам торгов на Московской бирже за 30-дневный период – по 189,44 рубля за акцию, итого 2,14 трлн рублей. На момент написания этого абзаца акции Сбербанка торгуются по 202,02 рубля – инвесторы испытали облегчение от завершения сделки.

Россия из-за коронавируса начинает отказываться от бумажных денег. 24 марта ЦБ опубликовал рекомендации банкам…

Учитывая, что менее трёх месяцев назад стоимость акций «зелёного монополиста» составляла более 260 рублей, можно говорить о заметной экономии государственных, то есть наших общих средств. Также радует тот факт, что взята средняя цена за один месяц, а не за шесть, как предполагалось ранее, – тогда она была бы заметно выше.

Все акции, кроме одной, уже переданы государству, оставшаяся поступит в его распоряжение не позднее 6 мая.

Положенной по ранее действовавшим законам оферты миноритариям (это главным образом американские фонды) не будет – правила изменили специально под эту сделку.

Гоп-стоп Сбербанк продали втихаря: Куда уйдут наши деньгиЧасть прибыли от сделки пойдёт на покрытие убытков Центробанка. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Не все полученные деньги пойдут в карман Центробанка – организации, не зависящей от государственной власти России. Поскольку сделка принесёт ЦБ прибыль, часть этой прибыли пойдёт в бюджет России. Часть – потому что 700 миллиардов, например, закроют дыру в бюджете самого ЦБ: «пойдут на покрытие убытков ЦБ от того, что они кучу мошенников, которых до этого покрывали годами, отпустили в различные заграницы», – уточняет формулировку учредитель телеканала «Царьград» Константин Малофеев. Часть денег будет направлена также на списание и рефинансирование долгов военно-промышленного комплекса: правительство в 2019 году предлагало полное списание, но главы Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин выступили резко против.

Так что в итоге бюджет какие-то деньги вернёт, но существенно меньше, чем половину суммы сделки. Что касается дивидендов от купленных акций, то они и раньше шли в государственный карман – в этом смысле ничего не изменится.

Ненужная покупка

Вообще, при слове «Центробанк» любой здравомыслящий человек сразу начинает искать подвох. Ведь сделку, о которой начали говорить ещё осенью, было решено отложить до прояснения экономической ситуации, откуда же теперь такая спешка? Почему сейчас, когда масштаб потерь от эпидемии совершенно неясен, мы выкинули более 2% ВВП на товар, скажем так, не первой необходимости? Не потому ли, что цена могла измениться, скажем так, в ненужную сторону?

ЦБ России предложил отложить до 1 декабря перечисление правительству денег за выкуп им у регулятора контроля в…

Частно-государственное партнёрство – далеко не только в российских условиях – часто бывает устроено в виде перетекания бюджетных денег в частные карманы. В нашем случае госкомпании и корпорации плодят «дочек» с долей Российской Федерации в размере блокирующего пакета, те – внучек с уже совсем символическим участием государства, а потом это семейство бросается получать контракты на госзакупках. Приватизация у нас часто осуществляется по минимальной цене, зато национализация – по «рыночной».

Встаёт вопрос: может быть, Сбербанк купили так быстро, зная, что его цена в обозримом будущем снизится ещё сильнее, а значит, деньги из Фонда национального благосостояния надо было освоить прямо сейчас во что бы то ни стало?

Конечно, это самый пессимистичный сценарий. Но так или иначе, теперь, после сделки, этому фонду вновь далеко до 7% ВВП, а значит и тратить из него средства, например, на национальные проекты или просто закупку медицинской техники нельзя. Как риторически спросил бы главный кассир страны, глава Минфина Антон Силуанов, «ну и кому мы продадим все эти аппараты после эпидемии? Тут нет экономики».

Выкуп подаренного

На самом деле тут нет, в первую очередь, правды. Исторически у Центробанка точно такие же права на Сбербанк, как у Украины – на Крым. И тот и другой активы были безвозмездно переданы Никитой Хрущёвым: Крым от России Украине на старте правления, в 1954 году, система сберегательных класс от Минфина Центробанку – на излёте, в 1963-м. Таким образом, никаких оснований требовать у государства денег Центробанк, ставший за это время пятой колонной в отечественной власти, не имеет.

По этой логике, сказав «а», надо говорить и «б». Но нет, Крым возвращали под звуки маршей, Сбербанк же выкупили буквально под покровом ночи – сообщения о факте сделки появились рано утром 10 апреля.

Конечно, была и даже немножко остаётся надежда на лучшее. Раз уж удалось сэкономить и отдать не 2,7, а «всего лишь» 2,1 трлн, хотелось думать, что и далее процесс пойдёт по новой, не обкатанной правительством Медведева колее. Что, получив Сбербанк в свои руки, правительство отставит команду Германа Грефа, проведёт расследование её деятельности, реализует непрофильные активы (системы доставки, онлайн-кинозалы и многое другое) на открытом аукционе, остановит вторжение банка в систему государственного управления, снизит ставки по кредитам хотя бы бизнесу. Но увы – отказ от оферты миноритариям был заменён на заключение акционерного соглашения, гарантирующего владельцам акций Сбербанка «сохранение преемственности политики». То есть вновь имеет место прямое влияние американских акционеров на политику крупнейшего банка России. К сожалению, во взаимоотношениях с Западом наша страна свои обещания свято блюдёт – лучше бы государство было так честно с собственным населением.

Повторимся, перед нами – в лучшем случае – нецелевая трата государственных средств. Если России так уж нужен Сбербанк, она в качестве правопреемницы СССР имела все права получить его совершенно бесплатно. А скорость и внезапность осуществления сделки вызывает подозрение в наличии каких-то дополнительных интересов, которые было бы очень неудобно предать огласке.

0%

100%

Источник: https://tsargrad.tv