Домой Россия «Избежать инфекции во что бы то ни стало». Как во время войны...

«Избежать инфекции во что бы то ни стало». Как во время войны останавливали распространение болезней

35
  • "Избежать инфекции во что бы то ни стало". Как во время войны останавливали распространение болезней

Несколько дней осталось до 9 Мая. Царьград продолжает рассказывать о том, какой ценой досталась нашей стране долгожданная Победа. Сегодня речь пойдёт о неоценимом вкладе в военный быт Великой Отечественной войны московских инженеров Плотникова и Шныгина, а также обычных бригад плотников и электриков. В экстремальных условиях они быстро смогли соорудить и преподнести бойцам Красной армии уникальный подарок к 23 февраля 1942 года – поезда-бани.

Война со вшами   

Наша страна единственная в мире, где с начала ХХ века стали применять в армии банно-прачечные дезинфекционные поезда. Впервые такой состав появился в России в 1904 году и включал в себя всего 4 вагона.  Это изобретение хорошо себя зарекомендовало во время Русско-японской и Первой мировой войн. Строительство этих поездов тогда лично курировала императрица Александра Фёдоровна. Однако с 1920-х по 1940-е годы о таких составах забыли.

27 дней осталось до празднования 75-летия Победы. Ежедневно Царьград знакомит с невероятными и малоизвестными…

С самого начала Великой Отечественной войны об уникальной разработке пришлось вспомнить вновь. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Красной армии оставляла желать лучшего. Стремительное наступление немецких войск привело к тому, что наши бойцы месяцами выбирались из окружения. Быт в отступающих частях налаживать было некогда. Не имея возможности помыться, побриться и привести себя в порядок, красноармейцы стали заболевать сыпным тифом. Война у них шла сразу на два фронта: днём с немцами, ночью со вшами. Болезни, вызванные антисанитарией, косили солдат похлеще немецких пуль и надолго выводили из строя. Вшивость развивалась с бешеной скоростью. Появились первые очаги сыпного тифа и траншейной лихорадки.

"Избежать инфекции во что бы то ни стало". Как во время войны останавливали распространение болезнейБолезни, вызванные антисанитарией, косили солдат похлеще немецких пуль и надолго выводили из строя. Фото: Mary Evans Picture Library/Globallookpress

Траншейная, или волынская, лихорадка – это острая бактериальная инфекция. Переносчиком является человеческая платяная вошь. Во время болезни проявляются сильные суставные, мышечные боли и обильная сыпь на теле. Сопровождается это лихорадкой приступообразного характера с повышением температуры тела до 39 градусов и выраженными симптомами общей интоксикации.

Руководство страны прекрасно понимало, что инфекции могут быстро привести к разложению армии, чего допустить было категорически нельзя. Тогда решили организовать специальные прачечно-полевые отряды. Но они лишь стирали бельё и не решали всех проблем личной гигиены бойцов.

С Паулюсом в русской бане

Руководство страны дало специальное поручение: в спешном порядке сконструировать дезинфекционные поезда-бани, где солдаты могли бы спокойно помыться, привести себя в порядок и отдохнуть. К работе привлекли ведущих столичных инженеров – Плотникова и Шныгина. Задача стояла непростая – произвести расчёты и сделать чертежи чуть ли не каждой секции вагона. Надо было предусмотреть всё до каждого гвоздика. Поезд состоял из 8–10 утеплённых вагонов. Была сделана двойная обшивка стен, её наполнили опилками. В состав входили отдельные раздевалки, склад для грязного и чистого белья, дезинфекционная камера для одежды с температурой не ниже 60 градусов, вагон-цистерна с водой, парная, душевая, парикмахерская и даже клуб, где можно было поиграть в настольные игры, почитать книгу и даже иногда посмотреть выступление артистов. Поезда-бани усиленно строили по всей стране. Рабочие подбадривали друг друга и ставили рекорды. Старые мастера приходили на помощь молодым, все обменивались идеями и подходили к делу со всей душой. Как написали в 1942 году в газете «Вечерняя Москва»:

«Всё в этом поезде осмысленно и хорошо. С таким расчётом, чтобы фронт сказал: «Спасибо».

В преддверии 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать невероятные истории людей, которые день за днём…

Люди знали, что их работа очень нужна бойцам на передовой. Всего было запущено 72 таких поезда. На создание каждого уходило в среднем до 25 дней. Передвижные бани были рассчитаны на посещение как минимум сотни человек в час. По признанию бойцов, после тёплых водных процедур они ощущали себя заново родившимися.  Прибытия банного состава всегда ждали с нетерпением.

«Весь наш отдел маленько почёсывается, здесь сложно с мытьём, – вспоминал свои фронтовые будни писатель Юрий Нагибин в книге «Война с чёрного хода». – В деревне есть одна только действующая домашняя банька – для начальства. Конечно, приближённым дают попользоваться остывшей водой, остальным полная хана. Поезд-баня приходит на полустанок раз в месяц, все другие способы мытья никакого впечатления на вшей не производят».

Однажды после Сталинградской битвы в 38-й банно-прачечный дезинфекционный поезд наведался сам Константин Рокоссовский. Со словами мне «не привыкать» он стал мыться обычным хозяйственным мылом. А потом дал поручение привести под охраной в баню пленного немецкого фельдмаршала Паулюса и его генералов. Как потом рассказал командир поезда-бани, майор административной службы Таратин, от парилки немецкие военные начальники отказались – мылись в душевой и исключительно туалетным мылом. Их форму прожарили в дезкамере и отутюжили. Потом парикмахеры их постригли, побрили и даже поодеколонили. Немцы тогда были потрясены увиденным. Всё в этом поезде было сделано с огромной любовью руками женщин-мастериц, вышивавших полотенца и занавески, и рабочих – плотников, электриков и слесарей. Ведь они были уверены, что чистый телом воин будет бить врага с удвоенной силой вплоть до победы!

Источник: https://tsargrad.tv