О подоплёке скандала вокруг отстранения от управления епархией митрополита Тихика
Анатолий Дмитриевич Степанов
Русская Православная Церковь 
Автокефалия на Украине 
Украинская православная церковь (УПЦ МП) 
Проблемы церковной жизни 
Сегодня православный Кипр бурлит: в крупной епархии Кипра – Пафосской митрополии – в минувшее воскресенье, 25 мая, прошли массовые акции протесты, связанные с тем, что 22 мая был отстранён от руководства Пафосской митрополией владыка Тихик (Врионис).
Уже появились комментарии о том, что это решение противоречит уставу Кипрской Православной Церкви: Священный Синод не имел права принимать на себя функцию Церковного суда и столь откровенно нарушать процедуру рассмотрения дела митрополита Тихика.
Также обращается внимание на то, что митрополит Тихик был неправомочно отстранён от своей должности: 10 архиереев проголосовали за отстранение, 6 архиереев – против, а простым большинством столь важное решение не могло быть принято.
Достоянием гласности стала подоплёка (впрочем, о ней сразу догадывались) столь вопиющего нарушения канонов и правил Церкви – о наказании митрополита Тихика просил Предстоятеля Кипрской Церкви архиепископа Георгия лично константинопольский патриарх Варфоломей. Фактически Синод Кипрской Православной Церкви, идя на откровенное попрание норм и правил, просто реализовал требование «главного православного грека», каковым считает константинопольский патриарх.
Митрополиту Тихику вменяют целый ряд нарушений, но большинство из них мелкие, недостойные столь пристального внимания. Зато есть два важных, не имеющих, разумеется, отношения ни к вероучению, ни к нравственным преступлениям. Речь о том, что владыка Пафоса отказался принимать у себя мощи апостола Павла, которые по договорённости патриарха Варфоломея с ещё покойным папой Римским Франциском, пребывают на Кипр.
Как можно отказаться принимать у себя такую святыню?! Но, как говорится, «дьявол кроется в деталях». Мощи пребывают в сопровождении кардиналов Римо-католической церкви, и согласно протоколу, предполагается сослужение с католиками у святых мощей. Понятно, что таким лукавым способом продвигается идея унии с католиками, которой озабочен патриарх Варфоломей. Известно, что он намеревается использовать совпадение Пасхи православной и католической в нынешнем году, а также 1700-летие первого вселенского собора для унии с Ватиканом.
Планы Варфоломея расстроила, правда, неожиданная смерть прежнего Понтифика Франциска (писал об этом в статье «Папа Франциск умер, конец света откладывается: о зримом действии Промысла Божия в истории»). Но Варфоломей уже встретился с новым Папой Львом 14-м и объявил, что он не сойдёт с пути апостасии и встреча планируется. А тут митрополит Тихик со своей принципиальностью – не намерен сослужить с католиками. Есть отчего расстроиться патриарху Варфоломею. Вот и решил наказать митрополита руками кипрских архиереев.
Кстати, подобным иезуитским методом католики пользуются не в первый раз. Мы помним, как в Россию торжественно привозили мощи святителя Николая Чудотворца. И это преподносилось у нас как едва ли не важнейшее событие в духовной жизни России. Хотя все православные люди прекрасно знают, что едва ли не во всех храмах Русской Церкви есть частица мощей святителя Николая. И если есть желание помолиться Чудотворцу, попросить святителя Николая о помощи, можно это сделать в любой день. Незачем ждать прибытия частицы мощей святителя из города Бари. Но наше церковное руководство хотело таким образом налаживать отношения с Ватиканом в расчёте на политическую помощь Московскому Патриархату. Как видим по политике Ватикана на Украине, политические расчёты оказались тщетными, а значит, тот визит был совершенно бесполезным, если не вредным. Когда православные видели католических священников в наших храмах, которых рассматривали как бы законными священниками, смущение одолевало многих верных…
А вот митрополит Тихик имел мужество отказаться принимать мощи от католиков, тем паче брататься с католическими кардиналами. Владыка Пафоса, таким образом, смело обличил униатские идеи, которые просматриваются за этим проектом.
А поскольку в последнее время сделал основой своей церковной политики сближение и едва ли не союз с Римо-католической церковью, то это он не смог перенести и пошёл на столь откровенное и грубое вмешательство.
Есть и еще одна причина гнева патриарха Варфоломея на митрополита Тихика, которая и привела к таким антиправовым действиям против владыки Пафоса. Она кроется в том, что митрополит Тихик отказывался и отказывается сослужить с «епископами» раскольнической ПЦУ. А это ещё одна любимая затея патриарха Варфоломея, который, собственно, и учинил раскол в мировом Православии, признав законность беззаконных «епископов» и «священников».
Таким образом, ныне на Кипре разворачивается борьба вокруг важнейших и фундаментальных вопросов жизни мирового Православия. Киприоты, верующие митрополии Пафоса выступают против униатской и экуменистической политики, которую продвигает часть епископата во многих Православных Церквах.
И их сопротивление беззаконным действиям кипрских архиереев, поддерживаемых патриархом Варфоломеем, нравственно безупречно. Ведь речь идёт, ни много – ни мало, о будущем мирового Православия!
Либо продолжатся беззаконные сослужения православных архиереев и священников с еретиками-католиками, либо мировое Православие станет тем, чем оно должно быть – оплотом Истины, истинной Церковью Христовой, которая противостоит всем попыткам обмирщения и искажениям вероучения, которые совершали католики и которые совершает сейчас патриарх Варфоломей, пытающийся затащить в эту яму всех других православных архиереев, священнослужителей и мирян.
Поэтому сегодня наши молитвы с православными киприотами, которые противостоят беззаконию в отношении митрополита Тихика и противостоят апостасийным тенденциям внутри греческого и мирового Православия.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
Источник: ruskline.ru