Домой Россия Не спешите приговаривать нашу молодёжь: Неудобный вопрос Левада-центру

Не спешите приговаривать нашу молодёжь: Неудобный вопрос Левада-центру

14
  • Не спешите приговаривать нашу молодёжь: Неудобный вопрос Левада-центру

Левада-центр по заказу Фонда Фридриха Эберта (ФРГ) провёл большое исследование молодёжи России. Установки и ценности современных молодых русских людей не должны были обрадовать западных заказчиков.

Деление социума на двадцатилетние поколенческие группы, конечно же, придумали американцы, для своей внутренней ситуации. Наша же социология, как, впрочем, и почти вся обществоведческая наука в России, глубоко подражательна и хватается за всевозможные западные теории. Поиск истины, изучение внутренних национальных общественных обстоятельств – это весьма сложно, да и на Западе не сыщешь для них финансирования. Поэтому Левада-центром берется с американского потолка (США – это для наших западников и есть потолок) какая-то разработка, под которую можно получить некоторое количество грантоденег, и без всякого зазрения научной совести накладывается как трафарет на русскую действительность.

Иноагент Левада-центр и Фридрих Эберт

Говоря об исследовании «Российское «поколение Z»: установки и ценности 2019/2020», надо понимать, что мы имеем дело с заказной социологической работой. Работу профинансировал крупнейший немецкий социал-демократический фонд.

Фридрих Эберт (1871-1925) как политик – это что-то вроде нашего Керенского, только не давшего немецким лениным, Розе Люксембург и Карлу Либкнехту, прийти к власти в Веймарской республике.

Не спешите приговаривать нашу молодёжь: Неудобный вопрос Левада-центруФридрих Эберт, первый рейхсканцлер Германии после Ноябрьской революции 1918 года. Фото: Scherl/Globallookpress  

Собственно поэтому одно из самых странных мест исследования – это утверждение о том, что наиболее распространённые политические воззрения среди молодёжи в России – это социал-демократические (28%), что никак не отображается в нашей политической жизни. Социал-демократических движений у нас как не было, так и нет. Но видимо, заказчику было приятно, что объясняет и эти странные цифры, и некоторые другие.

Странности исследования

В исследовании участвовал 81% русских с 14 до 29 лет. Далее они подразделяются на более мелкие возрастные группы, и мы не знаем, сохраняется ли этот национальный состав неизменным в этих группах или меняется. Если он меняется, то цифры исследования не имеют объективности. В тексте об этом ничего не говорится.

Формальное выделение для изучения «молодёжи» от 14 до 29 лет – вещь вообще весьма надуманная. У 29-летних уже вполне могут быть 10-летние дети и в отдельных случаях даже старше. В таком возрасте разница в 10-15 лет формирует совершенно разные поколения. Так что рассмотрение всей этой группы как единого «поколения Z» надуманно и ненаучно.

Видимо, исследователи формально исходили из того, что в 14 лет выдают паспорт, а к 30 годам человек перестаёт считаться «молодёжью».

Думаю, что здесь скорее надо было выделять минимум три группы: от 14 до 17 лет (школьники), от 18 до 24 лет (студенты) и от 25 до 29 лет – вполне взрослые люди, уже вступающие в реальную жизнь страны.

С нашей молодёжью не так всё ужасно

Как это ни покажется странным, но даже у Левада-центра наша молодёжь выглядит как вполне оптимистическая общественная группа.

Более всего (89%) молодые люди довольны «отношениями в своей семье» – 65%, и ещё 24% в целом довольны этими отношениями. Своей жизнью подавляющая часть молодёжи также довольна. В целом полностью довольны 53%, и ещё 34% оценивают её на 4 бала из 5 возможных. Даже работой молодёжь либо полностью довольна (37%), либо на 4 балла (35%). Что хорошо и даже очень.

В отношении своего будущего молодёжь в целом также настроена оптимистично. Респонденты считают, что через 10 лет они будут жить лучше, чем сейчас (81%), так же как сейчас (13%), и только 2% считают, что будут жить хуже. В отношении же нашего общества оценки менее оптимистичны. Будет лучше жить (43%), так же (31%), хуже (20%).

Их политическое лицо 

Политический облик русской молодёжи достаточно консервативен. Но одновременно молодёжь у нас неполитизирована.

Лишь 27% интересуются политикой, в основном внутренней (очень интересуются 10%, интересуются 17%). Ещё меньше доверяют политическим лидерам. Более 71% им не доверяют (совсем не доверяют 45%, не доверяют 26%).

По всей видимости, те проблемы, которые считаются в молодёжной среде серьёзными, не находят своего отражения в политическом спектре, представленном в нашей официальной партийной политике.

Наша молодёжь воспринимает наплыв мигрантов как серьёзную проблему (65%). Эта проблема очень тревожит 33% и просто тревожит 32% молодёжи.

Молодёжь недоверчиво относится и к лицам другой национальности (35%) и другого вероисповедания (41%). Наряду с тем, что свобода вероисповедания важна для 40% молодёжи.

С политическими взглядами молодёжи в исследовании есть заметные перекосы. Анекдотично выглядит процент социал-демократических взглядов, который явно завышен (28%). Это объяснимо только политическими ориентирами заказчика: Фонд Эберта – организация социал-демократическая. Также несколько завышенным выглядит процент либералов (12%). Число коммунистов (11%), вполне представимо.

Несколько заниженными кажутся показатели правого политического спектра. Особенно сторонников сильной руки (6%). В другом месте исследования, где отвечают на вопрос о сильной руке, положительно реагируют 75% респондентов.

Сторонников русского национализма исследователи указывают в 16%. Наибольшие показатели русских националистов находятся в стратах малых городов (21%), материально нуждающихся (20%) и в возрасте 14-18 лет (18%). У сторонников твёрдой руки (очень неопределённый термин) наибольшие показатели также малые города (9%) и возраст 21-24 года (9%).

Как уже было сказано, молодёжь, имея политические убеждения, остаётся в своей массе аполитичной. В возрасте 18-20 лет не голосуют на выборах в Госдуму 74%, в возрасте 21-24 лет – 62%, 25-29 лет – 47%. Кстати, думаю, что это хорошо и естественно. Виден реальный возраст, когда люди готовы участвовать в выборах, – 25-30 лет. Но никак не в 18 лет.

Не спешите приговаривать нашу молодёжь: Неудобный вопрос Левада-центруПолитический облик русской молодёжи достаточно консервативен. Фото: Андрей Любимов/АГН «Москва»  

Собственно немногие и готовы участвовать в политике: 14-17 лет – участвую (1%), с удовольствием готов (10%), 18-24 года – участвую (1%), с удовольствием готов участвовать (4%), 25-29 лет – участвую (2%), с удовольствие готов участвовать (6%).

Низкая политизированность молодёжи – это хорошо. Если бы это было связано с учёбой и другими неполитическими интересами. В реальности это может быть не совсем так.

Источники информации молодёжи о политических событиях и процессах следующие: интернет (84%), телевидение (50%), социальные сети (26%), разговоры с друзьями (19%), разговоры с родственниками (18%), радио (9%), газеты (5%).

Против миграции 

Менее половины молодёжи считает демократию хорошей формой правления (47%).

Индифферентно к ней относятся (29%), к этой же группе надо отнести и 6% затруднившихся с ответом. Отрицательно относятся к ней 19%.

Надо сказать, что составители вопросов предлагали для отвечающих не совсем удобные обстоятельства, вряд ли полностью выясняющие политические убеждения молодёжи.

Например, как единственную альтернативу демократии выставляли диктатуру. Но и здесь при сравнении в определённых обстоятельствах диктатуры и демократии цифры получались не слишком утешительные для демократии. За диктатуру высказался 21%, к смене же демократии диктатурой отнёсся индифферентно ещё 31%.

За более чёткую формулировку «Нам нужен лидер, который управлял бы Россией сильной рукой для общего блага» высказалось положительно уже 75%, нейтрально – 17%, а не согласились только 25%.

Есть определённые ожидания и популистского характера. Большинство молодёжи (58%) высказалось за необходимость сильной партии, представляющей простых людей. Большая часть молодёжи не видит в существующих партиях ту, которая была бы за русское большинство.

Молодежь остаётся в своей массе патриотически настроенной и гордится, что является гражданами России – 69%.

Категорически выступает против увеличения миграции – 62%, при 24% ещё не определившихся в этом вопросе.

Западная культура – не наша

Интересно отношение современной молодёжи к Европе. Вполне интуитивно большинство (76%) отказалось считать себя людьми «западной культуры». И это не смотря на то, что музыка, кино, интернет-контент она потребляет в основном западный.

Также большинство (58%) несогласно считать Россию европейской страной. Видит, что Россия и Европа вступили в глубокую конфронтацию (64%). Но не готово ради налаживания с Западом отношений и снятия санкций жертвовать Крымом (67%) и прекращать помощь ДНР и ЛНР (55%).

Интересен достаточно большой разброс цифр, в зависимости от возраста, по вопросу о том, «как вы относитесь к распаду СССР?» В целом отрицательно относятся 37%, нейтрально – 37% и положительно – 14%.

Среди тех, кому 25-29 лет, больше относящихся отрицательно – 47%, среди те, кому 21-24 года, уже по-другому – лишь 33%, 18-20 лет – 30%, 14-17 лет – 32%. Распад СССР для молодёжи уже не столько переживаемая трагедия, сколько прошедшее историческое событие.

Национальная идентичность русской молодёжи

Здесь исследователи Левада-центра очень запутали этот вопрос. Видимо, получаемые цифры их несильно радовали.

Ключевая и самая туманная фраза по этому вопросу в докладе:

Респонденты, заявляющие о важности этнической принадлежности партнёра, или те опрошенные, кто считал, что «было бы лучше, если бы в России жили только русские», чаще общероссийского показателя и тех, кому этничность не важна, осознавали себя россиянами.

Это можно перевести с «левадовско-эбертовского» наукояза как то, что гражданская идентификация себя как «россиянина» наиболее распространена и более глубока среди тех, кто считает важным этническую принадлежность партнёра и кто считает, что «было бы лучше, если бы в России жили только русские». Или по-другому: гражданская идентификация себя как «россиянина» наиболее характерна для тех, кто политически позиционирует себя как «русского националиста» и выступает за «сильную власть», а этнически позиционирует себя как русского человека.

Задаваемые вопросы выявили чёткий националистический дискурс в ответах и стойкое желание, чтобы Россия обустраивалась по-русски.

В Москве состоялось первое заседание Совета по делам молодежи при Патриархе Московском и всея Руси. Эта…

Для русской молодёжи оказалась крайне важна национальность при выборе супруга/супруги: в полной мере это важно для 76% и просто важно ещё для 14%. В целом 90%. Это очень много.

На чисто теоретический вопрос «было бы лучше, если бы в России проживали только русские» – респонденты ответили, что в полной мере согласны с этим утверждением 78% и, соответственно, просто согласны 14%.

Столь же конкретно был получен ответ и на утверждение, что «настоящие россияне – в чьих жилах течёт русская кровь»: полностью согласны 76% и просто согласны 17%.
И на утверждение, что «нерусские, проживающие в России, должны принимать русские традиции и ценности», – соответственно 77% и 13%.

Это были ответы тех, кому поставленные утверждения казались изначально важными. Для тех же, кому эти вопросы казались неважными, цифры на самом деле отличаются буквально на 7-9%. То есть даже те, кто изначально заявлял о неважности для них поставленных выше вопросов и утверждений, в реальности высказались за них.

Не спешите приговаривать нашу молодёжь: Неудобный вопрос Левада-центруВыявился чёткий националистический дискурс в ответах и стойкое желание, чтобы Россия обустраивалась по-русски. Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»  

В целом о важности русской крови в возрасте 20-29 лет заявили до 37%, в 18-20 лет – 30%, в 14-19 лет – 31%. Также немалое число.

Молодёжь у нас весьма нетолерантная. С наркоманами не хотели бы жить рядом 94% молодых людей, с бывшими заключёнными – 82%, с семьями цыган – 74%, с гомосексуалистами – 61%.

Брак, дети и семейные отношения

Здесь у Левада-центра самые странные цифры. Абсолютно ненаучно, да и просто банально глупо подсчитывать для воображаемой группы от 14 до 29 лет их семейные отношения. У исследователей получается, что 73% «мужчин» и 59% «женщин» находятся вне брачных отношений. Естественно 14-17-летние увеличивают общие проценты. Думаю, что если понятие «молодёжь» распространить до возраста половозрелости (скажем, до 12 лет), то можно добиться и 80 процентов бессемейных. Но что эта цифра будет говорить о семейных отношениях в России? Да ровным счётом ничего.

Общественное движение «За жизнь!» выступило с инициативой ужесточения контроля за чайлдфри-сообществами в…

Между тем 84% молодых хотят создать семьи с детьми, 4% – семьи без детей, 3% – незарегистрированное сожительство с детьми, 2% – незарегистрированное сожительство без детей, 3% выбрали одинокую жизнь без детей, и 1% не хочет создавать семьи, но хочет завести ребёнка.

Ни одного ребёнка не хотят иметь 6%, одного – 17%, двоих – 49%, троих – 18%, четверых и более – 5%. Затруднились ответить 5%. Этого, конечно, не хватит даже для воспроизводства населения, но всё-таки почти две-три хотят иметь двоих и более детей.

Для более трети молодых женщин важно (14%) и очень важно (21%), чтобы в браке было единство религиозных убеждений. То же самое важно примерно для четверти мужчин – соответственно 9% и 14%.

Примерно столь же важны для молодых людей чистота, девственность при вступлении в брак. Для женщин – 25%, для мужчин – 29%.

Национальность в вопросах брака представляется ещё более важной составляющей: для женщин – 38%, для мужчин – 30%.

Интересный вопрос – вопрос воспитания, в духе своих родителей. 60% молодых людей собираются, согласно опросу, воспитывать своих детей так же, как воспитывали их родители. Это неплохой результат для семейных традиций и связи поколений. Так что семью и брак как институты традиционного общества списывать со счетов рановато.

Варьирование балльными системами

Исследователи, зачем-то варьируют в своей работе использование баллов по двум шкалам – десятибалльной и пятибалльной. С какой-то своей внутренней целью. Это неудобно.

Например, наиболее неоправданными моделями поведения считаются у молодых гомосексуальные отношения. Они вычисляются по десятибалльной шкале, где 1 «никогда», а 10 — «всегда». У мужчин это 2,78, у женщин – 4,25. По вопросам абортов ситуация также не безнадёжная. У женщин – 4,63, у мужчин – 4,35.

Когда же исследователи говорят о ценностях, то вводят, зачем-то пятибалльную систему, где 1 – «совсем не важно», а 5 – «очень важно». Наиболее важными для молодёжи является верность супругу – 4,69, верность друзьям – 4,69 и желание иметь детей – 4,15. Политическая же составляющая жизни для молодёжи значительно менее важна. Например, участие в «гражданских акциях» набирает лишь 2,32 балла из 5.

Самый сложный вопрос для Левада-центра

Вопрос религии всегда был для Левада-центра каким-то болезненным. Традиционно этот либеральный центр занижал цифры религиозности в России. Если другие социологические службы говорили о 80% православных в стране, то Левада-центр снижал эти цифры. Это плохая традиция сохранена центром и в этом исследовании, в части религиозности молодёжи.

Чего только не понаписали про Православную Церковь «объективные исследователи»:

использовалась властью, «институт с очень архаичной внутренней структурой», «руководство РПЦ подавляло возникавшие внутри Церкви течения обновления», православие «блокировало предпосылки формирования сознания гражданской, политической нации», «Церковь пыталась навязать пастве догматический, магический и ритуалистический характер своего авторитета».

В принципе столь не объективные изначальные установки обесценивают и само исследование. Но мы постараемся найти и в тенденциозности крупицы объективности.

Центр даёт цифру в 60% молодёжи, которые относят себя к православным. Кроме того, для почти трети (29%) молодёжи Бог очень важен и просто важен. Для кого-то (39%) это менее значимая ценность, но всё же ценность.

Вот, например, в вопросе о воздержании от сексуальных контактов до брака 19% молодых людей считают это ценностью или добродетелью для обоих полов и ещё 13% считают это добродетелью для женщин. Это чисто религиозная ценность.

Вопреки популярному мнению, лежание на печи давным-давно перестало быть для наших людей мерилом жизненного…

Необъективная тенденция Левада-центра просматривается даже в формулировках вопросов. Например, задаётся вопрос: «Как часто вы посещаете религиозные службы?» Идёт пояснение: «участвуете в литургии», за исключением венчания, похорон, крещения и т.п. Посещают литургию от нескольких раз в неделю до реже раза в год всё же 54% молодёжи. Оставшаяся группа в 46% обозначена как «почти никогда» не посещающая литургию. Что это за формулировка «почти никогда»?

Конечно, участие в литургии и причастие – самая важная часть религиозной жизни. Но разве можно сказать, что участие в других службах – в крещении, венчании или отпевании – не важно для православного человека? И что такое «т.п.»? Это и освящение куличей на Пасху, и всевозможные внелитургийные молебны, и соборование, и освящение фруктов, и посещение приходских школ, отмечание Пасхи, Рождества Христова в кругу семьи и ещё много чего, что может быть важно для человека не сильно воцерковлённого, но всё же считающего себя православным или идущего к воцерковлению.

Не спешите приговаривать нашу молодёжь: Неудобный вопрос Левада-центруПлощадка фестиваля «Пасхальный дар» около стен Высоко-Петровского монастыря. Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»   

Проведу, может, и не бесспорную аналогию. Я, как родившийся в Питере, считаю себя болельщиком футбольного клуба «Зенит». Ну, как болельщиком… Скорее человеком, кому «Зенит» ближе, чем другие клубы. Немножко сам играл в детстве в футбол в спортивной школе «Смена», в том числе и с командой «Зенита» своего возраста. Видел Казачёнка, Желудкова, вратаря Бирюкова. Но в жизни ходил на матчи «Зенита», быть может, всего три-четыре раза. Никогда не носил никакой символики клуба, никогда не входил ни в какие фанатские группы, никогда не собирал ни про игроков, ни про клуб спортивной информации. Иногда лишь смотрел матчи клуба по телевизору.

Если меня мерить по канонам настоящих болельщиков или клубных фанатов – то я плохой или даже никакой болельщик «Зенита». Но есть что-то почти неуловимое, родное, что есть и у меня в сердце к этому клубу.

Так и с Православием. Да, настоящий верующий православный – это регулярно исповедующийся и причащающийся человек. Человек, живущий церковной жизнью и жизнью своего прихода и т.д. и т.п. И есть огромная масса людей, которые могут чего-то не понимать, чего-то не выполнять, чем-то не жить. Быть не прихожанами, а как у нас говорят, «захожанами». Но если они сами себя идентифицируют как православных, они уже наши. Они на пути к спасению, они думают, хотя бы отчасти, как мы. И есть что-то, почти неуловимое, родное, у них в сердце к Православной вере. И помоги им Господи, стать в своей жизни более глубоко православными.

Окидывая общим взглядом обилие информации в этом исследовании, можно всё-таки констатировать, что большинство русской молодёжи остаются православными, патриотичными и любящими свой народ людьми, даже и в сомнительных цифрах Левада-центра.

 

Источник: https://tsargrad.tv