Домой Россия «Пасха без прихожан»: Как пережить коронавирусное испытание

«Пасха без прихожан»: Как пережить коронавирусное испытание

27
  • "Пасха без прихожан": Как пережить коронавирусное испытание

В православных храмах и монастырях Москвы, Подмосковья и целого ряда других регионов России предписано совершать богослужения Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней, без прихожан. Такого в истории Русской Церкви не было не только в период "моровых поветрий" – эпидемий чумы, холеры или оспы, – но даже на пике советских богоборческих гонений.

«Бывали хуже времена, но не было подлей», – эта крылатая фраза, вышедшая из-под пера Николая Некрасова в поэме «Современники», как нельзя лучше подходит к сегодняшней ситуации. Сам Некрасов, конечно, был революционным демократом и использовал свой сатирический дар отнюдь не ради державного созидания, но фраза меткая, тут не поспоришь. Особенно когда видишь, что чиновники, которых Николай Алексеевич столь метко живописал полтора столетия назад, ничем не изменились. Даже физиогномически.

Приказ: в храмах не молиться!

Весь Православный мир готовится к самым важным дням: Страстной седмице и Светлому Христову Воскресению, Пасхе…

Понять государственных санитарных врачей, впервые в жизни столкнувшихся со столь необычной инфекцией, несложно. Чуму, холеру и оспу они изучали только по учебникам, а сезонные вспышки гриппа или даже туберкулёзные заболевания не распространялись столь стремительно (при том что от «привычного» туберкулёза, по данным ВОЗ, ежедневно в мире умирает около 5 тысяч человек, то есть не меньше, чем от «непривычного» коронавируса). Конечно, этим людям, большинство из которых вообще ничего не понимает в храмовых богослужениях, куда легче пойти по пути наименьшего сопротивления и предписать карантинные меры: «закрыть и не пущать».

А теперь внимание: вам известны случаи закрытия абортариев, в которых каждый день (!) в одной России погибает 2-3 тысячи младенцев (не считая «медикаментозные» аборты)? Вы слышали, чтобы прекратили свою деятельность торговые центры, где и сегодня ежедневно можно встретить массу людей, большинство из которых не пользуется медицинскими масками? Разве остановлен общественный транспорт? Ответы очевидны. Однако главный государственный санитарный врач по городу Москве Е. Е. Андреева (как и многие её коллеги в других российских регионах) в своём предписании обратила внимание только на православные храмы:

Обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений.

За сухими словами бюрократической формулировки чиновницы в белом халате – беспрецедентный приказ. Подобных не было даже в годы советских безбожных пятилеток, когда большинство храмов закрывали насильно, а многих священнослужителей отправляли в тюрьмы и лагеря, но в остававшихся открытыми церквях богослужения совершались в присутствии прихожан. Разумеется, тех, кто не боялся преследований.

Закрыть нельзя оставить: Русская Церковь во время пандемии

Важно напомнить, что Русская Православная Церковь одной из первых включилась в борьбу с распространением коронавирусной инфекции. И речь не только о духовных средствах борьбы, но и средствах санитарно-эпидемиологических. Для верующих очевидно: вирус не может передаваться через Святое Причастие – Тело и Кровь Христовы. Но поскольку это неочевидно для неверующих, то даже лжицы (богослужебные ложечки) для Причастия стали обрабатывать спиртовыми растворами, благословили не прикладываться к святыням, не лобызать руку священникам при благословении, находиться в храме в медицинских масках при соблюдении дистанции. Более того, сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил молиться дома.

В итоге в большинстве московских храмов и без предписаний санитарного врача даже за богослужением великого двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) 12 апреля собрались считанные десятки человек (автору этих строк известна статистика по каждому храму одного из московских благочиний – так, в некоторых храмах молилось менее 10 человек). Причина – и Патриаршее благословение, и, будем откровенны, элементарный человеческий страх. Как говорится, «невольник – не богомольник», никто не может заставить человека идти в храм. Но если у человека есть к тому стремление, особенно в Пасхальную ночь, то точно так же никто не может ему этого запретить.

В очередном, восьмом интервью цикла бесед Царьграда с православными священнослужителями, посвящённого…

К слову, это и есть базовая основа конституционных прав верующих. В том числе – столь излюбленного новоявленными «воинствующими безбожниками» тезиса об отделении Церкви от государства. Да, в случае чрезвычайного положения с комендантским часом и закрытием всего и вся, очевидно, будут закрыты и храмы. Но вся лицемерная суть сегодняшней ситуации в том, что запрещают именно верующим. И лично у меня нет сомнений: за этими чиновничьими запретами стоит личная неприязнь к Православию и Церкви. Мол, это вы тут настаивали, что блудить и убивать младенцев нельзя? Так вот вам, святоши! Приказ: в храмах не молиться!

Как быть православным христианам?

Ситуация поистине сложнейшая. И тяжелее всего сейчас духовенству. Можно только догадываться, каково Патриарху Кириллу, который уже признался в одной из своих недавних проповедей, что практически всю сознательную жизнь он призывал людей идти в храмы, а сейчас впервые вынужден благословить молиться дома:

Мы любим свои храмы, 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов.

К сожалению, это благословение смутило многих верующих. Иные даже начали критиковать Предстоятеля, говорить о том, что нужно искать «другую Церковь», хотя ни одна религиозная организация сейчас не способна преодолеть чиновничьи запреты на соборные богослужения. Хотя в некоторых епархиях Русской Православной Церкви уже заявили, что готовы судиться со светскими властями, запрещающими прихожанам молиться в храмах на начавшейся Страстной седмице и в предстоящую Пасхальную ночь.

Сегодняшняя воскресная проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отличается от всех произнесенных им…

Поэтому первая задача православных христиан, уже крайне непростая, это – не осуждать священнослужителей и не роптать на Церковь. Патриарх, митрополиты, архиепископы с епископами, архимандриты и игумены, протопресвитеры и протоиереи, священники и диаконы – все в первую очередь люди. И все они, как и все мы, впервые столкнулись с такой ситуацией. Но если мы, миряне, отвечаем только за себя и своих близких, то каждый священник – как минимум за сотни своих духовных чад. И, конечно, переживает за то, что не может помочь им в сегодняшних обстоятельствах. При этом совершенно точно все они каждодневно молятся за нас, и те, кто не выпал из строя, будут молиться и в Пасхальную ночь.

Точно так же и все мы в эти дни, не имея возможности посещать храмовые богослужения, можем усилить домашние молитвы. Найти возможность для чтения Священного Писания и духовной литературы. Постараться быть христианами с родными и близкими, что в условиях вынужденной самоизоляции, очевидно, сложнее, чем в обычной жизни. Наконец, возможности участвовать в богослужениях в интернет-трансляциях тоже сейчас есть у большинства верующих. Спору нет, такой вариант нельзя назвать полноценным участием в богослужебной жизни, но если нет иной возможности, то это лучше, чем ничего.

«За грехи властей Господь наказывает народы»: Отец Андрей Ткачев об эпидемиях

Что же касается нашего участия в Пасхальных богослужениях, то здесь могу высказать только своё личное мнение. Никто не может запретить верующему встретить Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню, Праздник праздников и Торжество торжеств, День Великой Победы над смертью в храмах Божиих. Ни полицейский, ни чиновник, ни священнослужитель. И если у Вас (да-да, лично Вас) есть стремление прийти в храм в Пасхальную ночь, то не представляю, кто может остановить верующего. Но если Вас всё-таки остановили, то сопротивляться силой, устраивать скандалы и истерики – дело совсем не христианское. Значит, это испытание дано нам для нашего же вразумления. Главное, пройти его достойно, помня слова Святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!», в буквальном смысле за всё, то есть в том числе и за это.

Храни вас всех Господь!

Источник: https://tsargrad.tv