Домой Россия Президентские выборы в Беларуси в 2025 году: есть ли угроза революции?

Президентские выборы в Беларуси в 2025 году: есть ли угроза революции?

1

Часть 2. Подлинная угроза

Президентские выборы в Беларуси в 2025 году: есть ли угроза революции?

Дмитрий Валерьевич Куницкий

 

Президентские выборы в Беларуси в 2025 году: есть ли угроза революции?

Часть 1.

Именно в белорусской гуманитарной сфере ныне (как и прежде во все века на Руси) и вызревает почва возможной революции и гражданской войны. Особенно грозящих после неизбежного окончания «железной» эпохи Александра Лукашенко, которого дожидаются многие в системе (особенно на нижнем и среднем ярусах). После августа 2020-го года возникла надежда на то, что государство вместе с Православной Церковью, осознав предыдущие ошибки и провалы (обеих сторон), прежде всего устремятся к духовным преобразованиям в белорусском народе (обществе). Для этого, прежде всего, необходимо было сформулировать государственно-народную (национальную) идеологию на высоких метафизических, духовно-нравственных началах, уйдя от предыдущей безыдейной слякоти, наследующей низменному атеизму и материализму прошлой эпохи и сводящейся к древнеязыческой идеологии «хлеба и зрелищ» – антихристианскому жизненному императиву «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор.15:32).

Именно на секулярном, бездуховном (включая буквальное значение неверия в существование у человека безсмертной души и её духовного начала, в вечный посмертный ответ за краткую земную жизнь) мировосприятии и воспитании вырастают все будущие несчастья народа и государства, которые не предотвратить никакими лозунгами и мерами принуждения. На нём зиждется культ самолюбия людей и вытекающего из него гедонистического потребительства с приземлённостью, пошлостью, корыстностью, плотоугодием. А с ними-то неразрывно связан дух ропотливости, недовольства, мятежности, бунтарства, который рано или поздно приводит к революции.

Это мировосприятие и исходящий от него духе уж точно не совместимы с реальным и деятельным патриотизмом, – который, как любовь к Отечеству, заключается не в расслабленном гордом самолюбовании, а в желании и стремлении, познавая Отечество трудом, делом служить его благу, жертвуя ради него своим личным. «Патриотизм» же, соединённый с указанным выше духом и его качествами, превращается в национализм – именно гордое самолюбование, а не любовь к своему народу. А вожделенной Меккой этого «потребительского рая», националистического самолюбования и одновременно революционности является и будет и далее являться Запад, западная цивилизация, куда и будут так или иначе, сознательно или бессознательно, устремлены сердца, а с ними и умы людей. И особенно это проявляется на молодёжи, которая и в Белоруссии буквально окружена со всех сторон всевозможными бездуховными соблазнами.

Увы, но надежды на духовное пробуждение и преображение, церковно-государственную симфонию не состоялись. Со стороны церковного руководства не было положено даже начала искоренению корня всех бед – неверия, безбожия, невоцерковленности, духовной непросвещённости народа (порядка 97-98% граждан): от самого простого до самых высоких вельмож. Для чего требовались самые решительные меры. Церковь фактически отказалась (точнее так и не взялась) от апостольской миссии в народе, – если не считать индивидуальные усилия подвижников из священства и мирян. Напротив, произошло даже снижение доли верующих и участвующих в церковной жизни.

Это значит, что у подавляющего большинства белорусов сохранилась и усилилась ложная, искаженная иерархия ценностей и жизненное целеполагание. Воля Божья, Его заповеди, истина и правда находятся вне поля их интереса, заботы и уж тем более практического руководства. Про «традиционные ценности» (и семейные как их чуть ли не исключительный элемент) говорится много отовсюду, но никто толком не может или не хочет дать определение этим ценностям. В последнее время в Беларуси всё более настойчиво под «традиционными» стали даже пониматься не христианские ценности, нормы, идеалы, а языческие. На деле же совершенно очевидным является то, что действительным, а не декларативным, предметом попечения духовно-нравственные ценности и возрождение народа являются для минимального числа ответственных лиц (невелико их число даже среди священнослужителей). Собственно, необходимость в условиях глубочайшего кризиса этого самого духовно-нравственного возрождения, по сути, отрицается – практически даже не проговаривается, причём не только со стороны светских, но даже церковных лиц. Скорее, наоборот, происходит беспечное самовнушение и декларация чуть ли не духовного благополучия и процветания.

Борьба с безнравственностью, многообразными и углубляющимися нравственными пороками общества, наметившаяся было после 2020-го года, была незаметно практически заморожена. Даже такие жуткие антихристианские и развращающие народ беззакония, как «суррогатное материнство», «смена пола» (причём за бюджетные средства), внутриутробное детоубийство (аборты), татуирование (достигшее среди молодёжи фантастических масштабов), казино (распространение рекламы которого заполонило собою всю столицу), проявления ЛГБТ-пропаганды в культуре имеют предельно либеральные условия, более того, ни встретили ни малейшего сопротивления со стороны БПЦ – не то что законодательными инициативами, но даже проповедями с обличением зла. Что уж после этого говорить об океане прочих безбожных беззаконий и болезнетворных язв типа гендерной идеологии, матерной брани (за которую снята административная ответственность), отсутствия какой-либо духовно-нравственной цензуры в искусстве и в социальных сетях, нарастание неоязычества и польско-шляхетского антуража (вплоть до публичного марша польских рыцарей), секспросвета в учреждениях образования и здравоохранения, абортивной контрацепции, преимущественной языческой по характеру психологии (доходящей до оккультизма), которая через систему образования и консультативных услуг и тренингов практически заменила собою церковное душепастырство, а на подходе уже квадроберство. О губительных последствиях для души и для народного государства которых и многого другого большинство даже не догадывается, а Церковь не разъясняет.

В густом тумане находятся и сакральные «семейные ценности»: вся их традиционность сведена, по сути, к отрицанию однополых союзов. За этой, в действительности, нижней планкой морали кишит разложение подлинной семейности: верного (в том числе добрачного) законного супружества, многодетных и многопоколенных, родовых патриархальных семей, в которых царит жертвенная любовь. В белорусской (как и российской) действительности царит ровно противоположная «традиционность»: однодетность (а то и бездетность), аборты (в том числе контрацептивные), добрачный блуд, гражданское сожительство, нормальность супружеских измен, однопоколенность, родовая обособленность, гендерное равенство (укрепляемое официальной борьбой с «домашним насилием»), огромная доля разводов и атмосферы холода, ругани и частого пьянства. Не говоря уже о наличии духовной жизни семьи как «малой церкви». Соответственны и демографические показатели, которые никогда не улучшить никакими льготами и лозунгами.

Без религиозно-духовного возрождения в народе со сменой личностных жизненных ориентиров ни демографическая проблема, ни все прочие, включая патриотизм, коррупцию, уважение к власти, готовность молодёжи осваивать трудные общественно значимые профессии, – решены никогда не будут и не могут быть. Они могут лишь прикрываться ширмой из пропаганды, статистических изысканий и отсылок на «объективные тренды прогрессивного человечества».

Сама молодёжь почти поголовно и с головой живёт в виртуальной реальности, где царит пошлость, кощунство, выпендрёж и атмосфера непрестанного глупого «ржача» и дешёвого гламура. Что говорить: если взять какой-нибудь наиболее популярный ресурс молодых клоунов, пустомелей и развратителей в социальных сетях, то выяснится, что суммарное число подписчиков на него в 100-200 раз больше, чем число молодых людей, слушающих хотя бы раз в неделю проповедь всех белорусских архиереев и священников, вместе взятых. Если провести реальное (углубленное) социологическое исследование среди молодёжи на предмет её отношения к духовно-нравственным правилам и ценностям (начиная с семейных), то за его данными может показаться бездна. Между тем, именно блуд является главным источником общего духовно-нравственного разложения народа и сугубо – молодёжи (в эгоистических нахалов и космополитических бунтарей). Борьбы же за возрождение и утверждение целомудрия, которая должна стать острием национальной стратегии духовного и демографического возрождения, нет даже в зачаточном виде: само понятие целомудрия практически не звучит даже из уст Церкви.

Одной из причин и питательных источников БЧБ-революции 2020-го года был на государственном уровне признан глубокий кризис гуманитарной сферы: таковая, несомненно, долгие годы работала (через образование, культуру, науку, СМИ, психологическое «просвещение») не на обеспечение государственно-национальной безопасности, а против неё. Но вот в чём состояла эта работа – понять не удалось. Ибо для этого нужно было углубиться в духовную сферу и духовную сущность всей гуманитарной сферы и процессов в ней. Максимум, до чего удалось добраться, – это заподозрить компрадорско-колониальный статус отечественной гуманитарной сферы по отношению к западным и прозападным НКО. Раскрыть же сущность и характерные проявления этого компрадорства-колониализма вполне могла бы только белорусская Православная Церковь (включая православную интеллигенцию): но не смогла – и не приступала, будучи, конечно, весьма слабой как по итогам советской эпохи, так и в силу либеральной атмосферы и политики внутри самой себя с конца 2000-х.

В действительности, белорусская (и российская) гуманитарная сфера находилась и в значительной мере продолжает находиться в колониальной зависимости не только, а теперь и не столько от иноагентов Запада, сколько от самой западной цивилизации. В гуманитарной науке и образовании, а через них – в культурном и информационном пространстве – господствуют западные идеи, концепции, школы, авторитетные персоналии и даже сами понятия. А через них внедряются и мягко подчиняют себе соответствующие ценности, нормы, цели, образцы поведения и, наконец, сам дух. Отсюда от церковно-государственной симфонии требовалось и требуется раскрыть и начать рехристианизацию (и одновременно реславянизацию и рерусизацию) жутко вестернизированной гуманитарной (духовно-культурной) сферы, находящейся почти в раболепном состоянии по отношению к западной неозыческой цивилизации на основе религии либерального антропоцентризма.

Без церковного же просвещения идентификация революционного БЧБ-вклада гуманитарной сферы не продвинулось далее выявления прямого «змагарского» участия в свержении режима. Но БЧБ-идеология и «змагарство» и близко не сводятся к непосредственному свержению действующей власти! Более того, зачастую из тактических соображений они готовы идти на то или иное притворное и обольщающее сотрудничество с нею. В итоге, никакой ресуверенизации гуманитарной сферы произведено почти не было (кроме разве что СМИ): таковая хранит и продолжает уверенно растить прозападные строптивые кадры и целые поколения, а «беларускамоўная» среда в силу своего польско-католического происхождения конца XIX века неотступно буквально дышит русофобией и «адраджэннем» (естественно, не духовным, на которое там нет и намёка, а политическим). В культурно-исторической сфере явно происходит выход из тени БЧБ-литвинизма, расправляющего плечи, из-за которых выглядывает и его неотъемлемая часть и источник – униатство, для которого в Беларуси имеется и взращённое в прошлую эпоху националистически ориентированное священство, уже соскучившееся по «Магутнаму божа».

Неотъемлемой частью и даже ядром рехристианизации гуманитарной сферы является выработка государственно-национальной идеологии, к чему Церковь не раз призывал глава государства. Название этой подлинной и единственно спасительной идеологии для православных христиан очевидна: Святая Русь и выражающий его Русский мир (понятие, впервые введённое в оборот наряду с Русской землёй святителем Кириллом Туровским) и Белая Русь как его западный бастион. Из освящённой святыми богословами идеи Святой Руси непосредственно проистекает и вся должная содержательная начинка всей христианской нравственно-центрированной гуманитарной сферы. Безусловно, данная идея и вся святорусская идеология должна была бы быть очищена от разных ложных наслоений и клеветы и показана белорусскому государству и обществу как всячески благотворная, основанная на житиях и учениях белорусских святых – живом воплощении подлинной белорусской национальной идеи.

Святорусская идеология Русского мира, помимо прочего, не имеет ничего общего с жупелом «кремлёвского экспансионизма» (которым враги Святой Руси всячески пытаются её дискредитировать) и предполагает сплочение и объединение ветвей триединого русского народа, а также его земель и государств, на началах согласия и союзности, а не подчинения и порабощения (как в мнимом «Европейском союзе независимых наций»). Но эта истина требует теоретического раскрытия, между тем как понятие Святой Руси вообще практически исчезло (ещё со второй половины 2000-х) даже из понятийного аппарата Белорусского Экзархата. Сильно недоработали здесь, разумеется, и российская патриотическая интеллигенция и общественность, до сих пор пребывающие в наивном самообольщении «да никуда белорусы не денутся».

 

В итоге, в Белоруссии сохранился идеологический вакуум, сухой оболочкой коего являются всё та же пресловутая безразборная и неопределённая «стабильность» (явно сводящаяся к одной личности главы государства), а также «хлеб и зрелища» (библейское «ешь, пей, веселись»). Вот только, как хорошо известно православным христианам, кто не «ищет прежде Царства Небесного и правды Его, к коему всё остальное приложится» (Мф. 6:33) (это и есть основа основ христианской идеологии), «у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12). Нынче в Беларуси наблюдается некая попытка оживить коммунистическую идеологию, которая, хотя и тесно связана с метафизикой плоти, «хлеба и зрелищ», в действительности, никакой популярности в народе не имеет (гораздо меньше, нежели даже во времена Перестройки) – ни, увы, в плане идей справедливости и солидарности (справедливости, в лучшем случае, люди хотят только по отношению к самим себе), ни, слава Богу, в плане марксистско-ленинского мракобесия (антихристианского «левачества»).

Да и сама белорусская Коммунистическая партия, к счастью, отнюдь не проповедует идеи «долой попов и моральные догмы», а также «пролетарской революции», к сожалению же, и в помине не обращается к критике капитализма, которого в Беларуси более чем достаточно. Политэкономический анализ белорусской социально-экономической действительности находится ныне в глубоком кризисе вместе со всей гуманитарной сферой. В это время, несмотря на досужие рассуждения о белорусской цитадели социализма, капитализм планомерно наступает и берёт своё (хоть и замедлившись в сравнении с обвальной либерализацией 2010-х) – и именно в силу подчинённости экономической надстройки по отношению к духовному базису (духу людей). При этом, разумеется, экономическая надстройка оказывает мощное обратное воздействие на духовный базис: сущностно капиталистические отношения (в том числе внутри государственного сектора) формируют всё тот же эгоистическо-потребительско-космполитический тип личности.

Весь смысл современного «белорусского коммунизма» заключается в возведении корней и источника государственности белорусов не к священному Крещению Руси, где они по правде и находятся, а к революциям 1917 и отчасти 1991 годов, совершённым идейными компрадорскими западниками-русофобами на основе антихристианских и антигосударственных идей и заключающими в себе лишь разделение единой государственности великороссов, малороссов и белорусов (вкупе с дружественными народами) с ослаблением их реального суверенитета перед лицом консолидированного враждебного Запада. Помимо прочего сама апология «хорошей революции 1917-го года», совершенной в несколько этапов под общеевропейскими масонскими либерально-коммунистическими лозунгами «всю собственность – трудящимся», «грабь награбленное», «бей богатых», «нет войне», «долой жандармов» (службу государственной безопасности), «нет офицерству в армии», «всякое государство – это институт классового господства эксплуататоров», «религия – опиум для народа», «смерть попам», «Россия – тюрьма народов», «долой самодержавие» (сильную единоличную власть), «у большевика нет отечества», «даёшь полную свободу слова, объединений и протестных собраний», «покончить с “буржуазной” христианской моралью», – мягко говоря не является профилактикой революционного духа в народе и у молодёжи (в том числе в свете приложения этих лозунгов к самой белорусской современности).

Разумеется, из всего сказанного не следует некое беспросветное царство духовно-мировоззренческого мрака, в которое погружено белорусское общество. Особенно на фоне «прогрессивного человечества». Безусловно, происходят и некоторые положительные сдвиги, шаги и достижения (в том же военно-патриотическом воспитании и исторической памяти). Однако если оценить и соотнести масштаб воздействия светлых и тёмных источников – особенно на молодёжь, – то диагноз будет неутешителен: белорусское общество (как и российское) пребывает в глубоком язычестве, безбожии, отчуждении от христианской нравственности и устоев, целей и принципов жизни, критериев поведения и межличностных отношений, а также в сильном обольщении западной цивилизацией.

Внутренний мир человека нельзя, вопреки марксистско-позитивистским догмам, надолго перекрыть никакими внешними социальными институтами и силой. Это ставит его в положение почти полной беззащитности перед воздействием западной культуры постмодерна (скрытого и явного антихристианства), особенно в условиях того, что эта «культура» транслируется сюда не стихийно, а целенаправленно – как «мягкая сила», и крайне искусными и коварными стратегами. И рано или поздно это приведёт к той же самой катастрофе, к которой пришла поздняя Российская Империя, СССР и современная Украина. Без Бога, без живого и мотивирующего образа и идеологии Святой Руси и основанной на ней духовно-нравственном стержне народа глобальное зло одолеть невозможно – ни на внешнем военном фронте, ни на внутреннем духовном.

 

Дмитрий Куницкий, православный публицист, Минск

Источник: ruskline.ru