Бывший заместитель главного редактора Александр Тимофеев о 15-летии «Русской народной линии»
Александр Валентинович Тимофеев
Фото: коллаж РНЛ
7 апреля, в Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 15 лет со дня выхода в эфир «Русской народной линии». В преддверии юбилейной даты мы попросили некоторых наших постоянных авторов и друзей поделиться своими размышлениями об РНЛ, напутствовать коллектив редакции на дальнейшие труды.
И сегодня на связи с нами многолетний бывший заместитель главного редактора «Русской народной линии», а ныне адвокат Александр Валентинович Тимофеев:
Невозможно забыть зиму-весну 2010 года – к тому времени я уже четыре года трудился на «Русской линии». Не скрою, за некоторое время до раскола «Русской линии» возникло стойкое ощущение, что дело идёт к серьёзному событию. Тогда мне пришлось совершить очень болезненный выбор. Но, учитывая, что к 2010 году у меня привился вкус к публицистике и журналистике как таковой, и я в то время пребывал в творческом вдохновении, я чётко осознавал, каким станет мой выбор.
Служение на «Русской линии», а затем на «Русской народной линии» многое мне дало. Задел, сделанный на РНЛ, до сих пор сказывается на мне положительно и помогает в личной и профессиональной жизни. Работая на РНЛ, я выработал умение устно и письменно формулировать мысли, работать с текстом, собирать и анализировать информацию. Все эти навыки пригодились мне в моей нынешней юридической практике. Для меня не составляет большого труда составить исковое заявление, кассационную жалобу или ходатайство.
Кроме того, я всегда серьёзно относился к труду на «Русской народной линии» и стремился к тому, чтобы работа не только была способом зарабатывания денег, но и неким смыслом жизни, служением и предназначением!
Работа на «Русской народной линии» приносила удовлетворение – мне нравилось писать тексты, собирать информацию, посещать публичные мероприятия, по крайней мере, в первые годы моего служения. Мне было по душе работать с людьми, многие из которых известны, брать интервью. С годами возникла потребность осмыслять происходящие события в России и мире, делиться своими мыслями, формулировать собственное отношение к актуальным событиям. Все эти навыки мне помогают в жизни и, как ни странно, в нынешней работе адвоката.
Протоиерей Геннадий Беловолов правильно отметил, что все успехи «Русской народной линии» непосредственным образом обусловлены личностью главного редактора Анатолия Дмитриевича Степанова. Зная ситуацию изнутри, могу подтвердить верность этого суждения. Во времена коронавируса, когда Анатолий Дмитриевич серьёзно заболел, был момент неопределённости. Признаюсь, я испугался, что чаша сия не минует меня – не дай Бог, возникнет вопрос о преемнике. Такая возможность меня испугала. Я даже боялся об этом и подумать. Но понимал, что если наступит момент, то придётся действовать. Конечно, и до того тревожного момента я осознавал значение личности Анатолия Дмитриевича, но именно в тот момент я остро ощутил, что без Степанова Анатолия Дмитриевича не будет и «Русской народной линии».
Отец Геннадий справедливо восхищается неутомимостью Анатолия Дмитриевича. Меня также поражала колоссальная работоспособность главреда. Вспоминается наше ежегодное участие в Рождественских чтениях. Бесконечное число встреч и мероприятий. В конце дня, уже ночью, я доползал до постели полуживым, изнемождённым и совершенно обессиленным, а затем мне требовалось значительное время на восстановление утраченных сил, а тем временем Анатолий Дмитриевич, который старше меня на 19 лет, оставался свеж, бодр и энергичен. И что даёт ему силы выдерживать такие нагрузки, сохраняя рабочий настрой и общительность?
Анатолий Дмитриевич сочетает в себе несколько качеств, которые делают его поистине идеальным руководителем. Он прекрасный организатор (ему удалось создать сплочённый, работоспособный и высокоталантливый коллектив-семью). Некоторые, узнавая о численности коллектива редакции «Русской народной линии», искренне поражались «многочисленностью» сотрудников РНЛ и недоумевали: каким образом Анатолий Дмитриевич не одно десятилетие изыскивает деньги на зарплату сотрудникам, учитывая отсутствие у РНЛ какого-либо стабильного финансирования, в том числе церковного или государственного. «Русская народная линия» никогда не получала прибыли и никогда не окупала свою деятельность. Приходилось быть свидетелем виртуозных переговоров Анатолия Дмитриевича со спонсорами. А благотворители, как я заметил, — народ капризный и требовательный. При этом, как мне рассказывал наш общий знакомый, Анатолий Дмитриевич – единственный человек, который общаясь со спонсорами, не унижался, сохраняя своё достоинство.
Главред – прирождённый кризис-менеджер: тактично и деликатно разрешает конфликты и недоразумения в коллективе (которые, естественно, время от времени возникали: в конце концов, полный покой и постоянный мир есть только на кладбище), утешает подчинённых в периоды безденежья и задержки зарплаты.
Могу с уверенностью утверждать, что именно Анатолий Дмитриевич показал мне политическое значение идеологии и силу её влияния. Хотя мысль о том, что миром управляют идеи, а вовсе не деньги и власть, стара. Большинство воспринимает идеи подсознательно, даже не осознавая, что их поведение и мысли обусловлены теми или иными идеями, разработанными мыслителями, порой отдалённого прошлого.
РНЛ всегда находилась в гуще идеологических споров. Перманентно возникали споры, разногласия усиливались, сообщество, образованное вокруг «Русской народной линии», дробилось на группки и партии. И сколько же Анатолию Дмитриевичу требовалось такта и труда, чтобы не допустить раскола, размежевания… Увы, не обходилось и без потерь, в том числе постоянных авторов. Грустная и больная страница истории РНЛ. Но благодаря деликатности и огромному авторитету главреда «Русская народная линия» преодолевала кризисы, крепла, становилась влиятельнее и значительнее.
О «Русской народной линии» и её бессменном вожде можно говорить бесконечно. Но мне пока рановато делиться воспоминаниями о годах на РНЛ: не пришло время, и не созрел я ещё для написания мемуаров.
Уже четыре года я не служу на «Русской народной линии», но РНЛ не отпускает: до сих пор регулярно просматриваю её материалы, даю комментарии, которые виртуозно расшифровывает помощник главного редактора Алексей Павлович Мыселев, пишу для издания статьи, участвую в беседах с многодетным отцом, замечательным писателем, художником и публицистом Павлом Вячеславовичем Тихомировым. В сотрудничестве с мудрой Мариной Викторовной Михайловой принял участие в создании документального фильма «Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь». И ещё раз с восхищением наблюдал за искусной филигранной работой Марины Викторовны, записавшей последнюю значительную беседу со Светланой Ивановной Кондратьевой, вдовой великого русского учёного, сохранившей в свои преклонные годы, несмотря на физическую немощь, ясность ума, исключительную память и житейское остроумие.
За многое благодарен «Русской народной линии». РНЛ стала для меня школой, в которой я «проучился» 15 лет, и годы моего ученичества, уверен, не прошли бесследно и впустую. Задел, созданный на РНЛ, до сих пор помогает мне в жизни. Низкий поклон и сердечная благодарность лично Анатолию Дмитриевичу Степанову и коллегам за то, что я имел счастье долгие годы соработничать на благо Церкви и Отечества.
Коллектив Русской народной линии, 2012 год
Источник: ruskline.ru